ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.2. ОСНОВАНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИИ
ГЛАВА 2. ТИПИЧНЫЕ И НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
2.1. ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ
2.2. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМЕ ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Форма правления является внешним выражением содержания государства, обусловленным структурой и правовым статусом государственных органов. То есть под формой правления понимается организация власти, характеризующаяся ее формальным источником, то есть теми, кто владеет властью в данном государстве. Однако некоторые юристы считают, что к этому определению следует добавить порядок формирования государственных органов и порядок их взаимодействия с населением.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что формой правления является структура высших органов государственной власти, порядок их формирования и распределение полномочий между ними. Форма правления позволяет определить: как создаются высшие государственные организации и какова их структура; какой принцип лежит в основе отношений между высшими и другими государственными органами; как выстроить отношения между высшей государственной властью и населением страны; Степень, в которой организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.
Эта тема также важна для понимания изменений, происходящих в современном мире.
Цель курсовой работы заключается в следующем: анализ форм правления, существующих в современном мире.
Предметом исследования курсовой работы являются национальные и зарубежные нормативно-правовые акты, а также труды ученых-юристов в заданной области.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, которыми опосредованы процессы формирования типов правления в государстве.
ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и содержание формы правления как элемента структуры формы государства
Среди многих проблем, связанных с государством, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как оно относится к другим его партиям, идея государства в целом создается.
Территория, население, власть - это информативные характеристики государства, которые отражают общее, присущее всем государствам. Однако государства сильно отличаются друг от друга с точки зрения их внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства всегда выступает прямым выражением его сущности и содержания. В чем сущность и содержание государства, так это в конечном итоге его форма [11, с. 81].
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: что является основным, естественным определяющим в государстве, то категория «форма государства» интерпретирует вопрос о том, кто как управляет в обществе, как работают и действуют государственные структуры власти. это то, как население объединено на данной территории, как оно через различные территориальные и политические образования связано с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Исследовать государство с точки зрения сущности - значит раскрыть волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно прежде всего выражает и защищает. Рассматривать государство с точки зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучение государства с точки зрения его формы означает, прежде всего, изучение его структуры, ее основных компонентов, внутренней структуры, основных методов формирования и реализации государственной власти.
ГЛАВА 2. ТИПИЧНЫЕ И НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
2.1. Типичные формы правления в государстве
Эта категория показывает, как формируются высшие органы, каковы они, на каких принципах они взаимодействуют. Форма правления также показывает, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть оно образовано демократическим или недемократическим путем. Например, высшие органы государства при наследственной монархии формируются недемократическим образом.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации высшей государственной власти, порядок формирования ее органов, их взаимодействия друг с другом и с населением, степень участия населения в их формировании.
Формами правления являются структура высших органов государственной власти, порядок их формирования и распределение полномочий между ними. Есть две формы правления:
- монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, касто-представительная, абсолютная, современная конституционная) [5];
- республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентские, социалистические) [1].
Их высшие органы отличаются друг от друга как по уровню образования, так и по составу, а также по компетенции.
Монархия (от греч. Monarhia - самодержавие, самодержавие) - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется исключительно (или почти исключительно) и передается, как правило, по наследству. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643-1715) позволил себе следующее выражение, которое впоследствии стало крылатым афоризмом: «Я - государство».
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМЕ ГОСУДАРСТВА
Логика цивилизованного исторического развития такова, что рано или поздно наше общество, в каком бы виде не закрепился в нем авторитаризм, в очередной раз после 1917 г. стоит перед проблемой выбора пути к подлинно демократическим формам правления. Конечно, путь каждого общества уникален и принципиально неповторим в главном, но все же не настолько, чтобы отказаться от апробированных цивилизацией вариантов, иначе дорога к демократии окажется мучительнее и длиннее, чем могла бы быть.
Людям, живущим в период «смутного времени» смены политических режимов, жизнь в обществе подчас представляется хаосом и неразберихой. Тем не менее, анализ большого числа случаев перехода от авторитаризма к демократии позволяет выделить общие закономерности, примерные этапы этого процесса и, если не предсказать развитие событий в каждом конкретном случае, то, по крайней мере, указать на проблемы, которые следует решать политическим руководством в определенных обстоятельствах и в определенной последовательности, чтобы переход прошел плавно и завершился установлением стабильной формы государства [20, с. 18].
Демократизация стран с тоталитарными режимами имеет свои особенности, так как авторитаризм и тоталитаризм во многом отличаются друг от друга. В отличие от авторитаризма тоталитаризм практически стирает границы между государством и обществом, стремясь контролировать все стороны жизни человека. Плюрализм отсутствует не только в гражданском обществе, но и в правящей элите. Стержнем всей тоталитарной системы является единая идеология и хорошо организованная единая партия. Личность лидера может не иметь большого значения. В авторитарном же режиме четко разработанная идеология не обязательна. Правящая элита, как правило, неоднородна и опирается на блок социальных, политических и иных сил, которые во многом различны, но имеют общую заинтересованность в осуществлении власти авторитарными методами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок формирования и организации высших органов государства, территориальную структуру государства, методы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена ровно тремя элементами (форма правления, форма правления, форма государственного режима), тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию.
Форма правления - организация высших органов государственной власти: порядок их формирования, принципы их взаимоотношений между собой, степень участия масс в их формировании и деятельности. Понятие «форма правления» имеет все основания включать отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет принципиальное значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Существуют две основные формы правления - монархия и республика. Их высшие органы отличаются друг от друга как по уровню образования, так и по составу, а также по компетенции.
Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и подотчетным избирателю. В парламентской республике парламент обладает не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выражая его недоверие. Президент является главой государства, но не главой правительства. Президентская республика - это форма правления, при которой президент непосредственно с определенным парламентским контролем формирует правительство, которое несет ответственность за его деятельность.
1. Авдеев, Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации / Д.А. Авдеев. - Современное право. - 2011. - № 4. - С. 12-14.
2. Алигьери, Д. Монахиня / Д. Алигьери. Пер. с итал. Зубкова, В.П. – Москва: Канон-пресс, 2004. – 192 с.
3. Байтин, М.И. Категория «форма правления» в современной отечественной науке / М.И. Байтин. - Вестник СГАП. – 2008. - №3. – С.19.
4. Дербишайр, Дж. Д. Политические системы мира: в 2 т. / Дж. Д. Дербишайр. - Москва: Рипол Классик, 2004. - 495 с.
5. Иванов, В. Формы правления и политического режима. В поисках нового содержания / В. Иванов. - Логос. - 2008. - № 6. - С. 121-155.
6. Кабаева, В.К. Теория государства и права / В.К. Кабаева. – Москва: Юристъ, 2001. – 592 с.
7. Малыко, А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В. Малыко. - Москва: Юристъ, 2005. - 304 с.
8. Темнов, Е. Н. Теория государства и права / Е. Н. Темнов - Москва: Проспект, 2008. - 640 с.
9. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2009. – 637 с.
10. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – Москва: Эксмо, 2009. – 399 с.
11. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов. - Москва: Новый Юрист, 1999. - 162 с.
12. Пушкарёв, С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления / С.В. Пушкарёв. - Современное право. - 2011. - № 7. - С. 17-20.
13. Корельский, В.М. Формы правления: история и современность: учеб. Пособие / Л.Р. Симонишвили. - Москва: Флинта, 2007. - 280 с.
14. Сумбатян, Ю. Г. Монархия - традиционная форма государственности / Ю.Г. Сумбатян. - Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2001. - № 1.
15. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – Москва: Юристъ, 1999. – 393 с.
16. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/461268/.
17. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – Москва: Юристъ, 1999. – 398 с.
18. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрайт, 2014. - 248 с.
19. Пушкарев С.В. Институт нетипичных форм государственного правления. Монография. - Йошкар-Ола, Межрегиональный открытый социальный ин-т., Стринг 2012. - 152 с.
20. Пушкарев С.В. Михайлов Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Современное право. 2012. №7. С. 16-19.
21. Пушкарёв С.В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. 2011. №7. С. 17-20.
22. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 280 с.
23. Четвернина, В. А. Основные, гибридные и атипичные формы правления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. №4. С. 53-65.