ВВЕДЕНИЕ
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети и молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Организация досуговой деятельности детей должна быть культурной, и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Для детей с ограниченными возможностями культурно-досуговая деятельность является способом их духовного развития, самоутверждения и самореализации. В этой связи изучение социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, ее разнообразных направлений, в том числе и через организацию культурно-досуговой деятельности, является чрезвычайно важным и необходимым.
Цель исследования: выявить реабилитационный потенциал культурно- досуговой деятельности с детьми ОПФР.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику детей с ОПФР;
- изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности детей с ОПФР;
- рассмотреть опыт организации культурно-досуговой деятельности детей с ОПФР;
- изучить специфику организации культурно-досуговой деятельности детей с ОПФР на примере ЦКРОИР г. Молодечно;
- предложить методические рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности для детей с ОПФР.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность детей с ОПФР.
Предмет исследования: реабилитационный потенциал культурно-досуговой деятельности детей с ОПФР.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОПФР
1.1 Общая характеристика особенностей детей с ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [12, с. 120].
Синонимами данного термина может выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
По данным Министерства образования Республики Беларусь из общего количества детей с ОПФР:
· 67,54 % составляют дети с нарушениями речи,
· 17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными особенностями психического развития,
· 14, 00 % – дети с умственными ограничениями,
· 6,45 % – дети с нарушениями зрения,
· 4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
· 2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями,
· 2, 15 % – дети с нарушениями слуха [18].
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Например, потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦКРОИР г. МОЛОДЕЧНО
2.1 Опыт организации культурно-досуговой деятельности в ЦКРОиР г. МОЛОДЕЧНО
В ходе данного исследования был изучен опыт организации культурно-досуговой деятельности на примере ЦКРОиО г. Молодечно.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
ЦКРОиР решает следующие задачи в сфере специального образования:
- реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- своевременное выявление лиц с особенностью психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;
- реализация программ ранней комплексной помощи;
- охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;
- социальная реабилитация для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;
- реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Дети с особенностями психофизического развития имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Существуют различные классификации детей с особенностями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Реабилитационный потенциал культурно- досуговой деятельности с детьми ОПФР заключается в том, что подобная деятельность может помочь преодолеть стереотипы о людях с ограниченными возможностями, через творчество помочь им выразить себя.
Культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер. Организация культурно-досуговой деятельности с детьми с ОПФР является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Дети с ОПФР, которые посещают организации клубного типа, нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Адресованные инвалидам программы должны носить как социально-адаптирующий, так и психолого-реабилитационный характер. Методологическая основа их формирования – не изоляция, а социальная интеграция, включение инвалида в различные виды и сферы общественной практики и социальные институты (путем формирования социальных навыков, отработки правил и норм общения), изменение отношений здоровых к лицам с физическими и психическими недостатками. В этой связи социализацию следует рассматривать в контексте социокультурной интеграции, понимать как процесс включения ребенка-инвалида в культуру и социум, а также как его результат, проявляющийся в виде включенности инвалида в социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учебное пособие для вузов / Г.А. Аванесова. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 236 с.
2. Азарова, Р.Н. Досуг современной молодежи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. – 2003. – № 10. – С. 19-21.
3. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. – Наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 111–116.
4. Бибикова, Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапии / Н.В. Бибикова // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы : материалы III международной научно-практической конференции. – Ульяновск, 2014. – С. 154-156.
5. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 2007 – 224 с.
6. Гординенко, Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе / Е.А. Гордиенко // Дефектология. – 1981 – № 5 – С. 15-18.
7. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с ЗПР и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугкоева // Дефектология. – 1999. – № 2. – С. 30-35.
8. Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом : учебное пособие / В.З. Дуликов. – М. : МГУКИ, 2003. – 180 с.
9. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев : учеб. для вузов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 238 с.
10. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании): Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа:11.05.2017.
11. Зиатдинова, Г.Р. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида / Г.Р. Зиатдинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15485566_74769570.pdf.– Дата доступа: 20.05.2017.
12. Кодекс Республики Беларусь об образовании 243-З: принят 13.01.2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 11.05.2017.
13. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 11.05.2017.
14. Леонтьев, А.А. Педагогическое общении / А.А. Леонтьев – М. : Знание, 1979 – 509 с.
15. Мойсейчук, С.Б. Художественно-творческая деятельность детей-инвалидов как средство их социально- психологической реабилитации : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / С.Б. Мойсейчук, Бел. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск, 2002 . – 20 с.
16. Плохова, И.А. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии : учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. – Ульяновск, 2014.– 69 с.
17. Поксыряева, О.Н. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Н. Поксыряева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15485566_74769570.pdf.– Дата доступа: 20.05.2017.
18. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5311.– Дата доступа: 20.05.2017.
19. Триодин, В.Е. Современная клубная ситуация: состояние, тенденции развития / В.Е. Триодин // Взаимодействие общества и государства как фактор социально-культурного развития : материалы научно-практ. конф. / под ред. В. Е. Триодина. – СПб. : СПбГУП, 1993. – С. 144–148.