Введение
1 Воинская служба, конституционная обязанность
2 Альтернативная служба в Республике Беларусь
3 Альтернативная служба в странах СНГ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Современный мир весьма нестабилен. Растет международная напряженность, расширяются и множатся конфликты вокруг оси Восток – Запад. Примерами тому являются не только географически удаленные от нас регионы напряженности, находящиеся на Ближнем Востоке, в Азии и на севере Африки, но и соседняя с нами Украина.
Вполне реальной становится опасность проникновения на территорию Беларуси всевозможных форм радикализма и управляемого хаоса. Поэтому обязанность граждан защищать свое государство, свою землю и Родину от возможной внешней агрессии сегодня является самой актуальной со времен окончания Второй мировой войны.
Вместе с тем обязанность граждан по защите государства заключается не только в ограждении, обороне Республики Беларусь от внешних враждебных действий и посягательств, но и в защите от внутренних угроз конституционному строю, государственному суверенитету и территориальной целостности страны, от кого бы эти угрозы ни исходили.
Учитывая международную обстановку, исследование обязанности граждан по защите своей Родины, выявление ее сущности и нормативного содержания в контексте конституционной эволюции и научно обоснованное разрешение проблем при практической реализации данной конституционной обязанности является в настоящее время весьма своевременным и актуальным.
1 Воинская служба, конституционная обязанность
Исторически очевидным является то обстоятельство, что обязанность человека по защите своей Родины – это объективный и безусловный политико-правовой императив. Такая дефиниция вполне определенно следует из самой сути человека как существа, сотканного из противоречий.
В нем живут и сосуществуют совершенно разные, антагонистические нравственные качества и взгляды: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, враг и друг и др. То есть, человек – это тоже противоречие. Помимо того, человек – существо общественное и политическое.
Соответственно, и в человеческом обществе также присутствует масса противоречий: война и мир, преступление и наказание, победа и поражение, прогресс – регресс и другие соперничающие общественные явления. Исходя из этого можно сделать вывод: сколько существует на земле человек, столько он будет воевать, защищаться, нападать и отступать, побеждать и терпеть поражение. Это означает, что войны и различного рода конфликты неизбежны. Достаточно одного, непредвзятого и беглого взгляда на мировую историю, чтобы убедиться: войны – постоянный спутник человека [1, с. 87].
Поэтому обязанность по защите государства характеризуется исторической стабильностью и конституционной преемственностью. Эволюция правовой регламентации конституционной обязанности граждан по защите белорусского государства уходит своими корнями в глубокое прошлое. О ней говорится в «Стратегиконе» Маврикия о нравах и обычаях славян (VI в.) [2].
А одним из первых известных нормативных правовых актов на землях Беларуси, который рассматривал данную обязанность (по-другому она еще называлась «платить налог кровью»), был привилей великого князя Владислава (Ягайлы) от 20 февраля 1387 года.
2 Альтернативная служба в Республике Беларусь
Защита Республики Беларусь (ст. 57 Конституции) – обязанность и священный долг гражданина [13].
Законом определяются порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от нее или замена альтернативной. В юридической науке предпринимались попытки рассмотрения некоторых аспектов о порядке реализации гражданами конституционного права на альтернативную гражданскую службу, в том числе в историко-правовом аспекте.
В настоящее время конституционно-правовой механизм реализации гражданами Республики Беларусь указанного выше права не получил должного научного осмысления. В связи с чем, ряд вопросов, связанных с исследованием этого механизма, нуждается в должной научной аргументации. В частности, важным представляется рассмотреть сущность, понятие и содержание альтернативной гражданской службы, причины и основания ее прохождения, вероисповедание по убеждениям совести и иным причинам, а также и перспективы ее введения в Республике Беларусь [18, с.62].
Исследование данной проблемы основывается на Конституции Республики Беларусь с учетом норм международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, законов Республики Беларусь «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Республике Беларусь» и иных нормативных правовых актов. В научной литературе альтернативная гражданская служба рассматривается как один из видов службы, которую гражданин обязан нести взамен военной в случае, если она противоречит вероисповеданию или убеждениям этого гражданина [18, с. 62].
Вероисповедание – религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей. Убеждение – твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении. В словаре выражено также мнение, согласно которому убеждение - твердое мнение, уверенность [19, с. 117].
В юридическом словаре указывается, что альтернативная гражданская служба - вид службы, которую гражданин обязан нести взамен военной, если она противоречит убеждениям или вероисповеданию этого гражданина, а также в иных установленных законом случаях [15, с. 58].
Также в словаре под «альтернативной гражданской службой» понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву [19, с. 120].
Таким образом, общим для указанных подходов является то, что альтернативная гражданская служба - это вид трудовой деятельности граждан, который гражданин обязан нести взамен военной службы по убеждениям или вероисповеданию и который осуществляется в интересах общества и государства.
3 Альтернативная служба в странах СНГ
На протяжении длительного периода времени исполнение воинской обязанности осуществлялось лишь только посредством воинской службы. Однако существование такого положения противоречило убеждениям отдельной категории лиц, которые по определённым религиозным, мировоззренческим и иным взглядам, не могли исполнять данную обязанность с оружием в руках. Реализации личностью своих прав и свобод, ко всему прочему, не должны препятствовать и обязанности, возлагаемые на неё государством.
Именно поэтому во второй части ст. 57 Конституции Республики Беларусь предусмотрена возможность замены воинской службы альтернативной [13].
В соответствии со статьей 36 Конституции Республики Казахстан, защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом [21].
Таким образом, сама по себе принадлежность к определенному вероисповеданию не является основанием для предоставления призывнику отсрочки от призыва в армию и более того, не является основанием для освобождения его от призыва в армию, за исключением священнослужителей зарегистрированных религиозных объединений.
Получается, что «закосить» по религиозным убеждениям в Казахстане не получится. Вариант с альтернативной службой, тоже отменяется.
Лишь с недавних пор граждане Казахстана могут пройти воинскую службу на платной основе и при этом потратить на неё не год своей жизни, а всего лишь 40 дней [22].
Существующий Закон РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» претерпел ряд изменений. С начала марта 2013 года гражданам страны предоставилась возможность получить военный билет за один месяц. Отныне в Казахстане введено платное прохождение воинской службы.
Цель данного новшества заключается в предоставлении возможности пройти воинскую службу гражданам, которые по определенным обстоятельствам не могли это сделать ранее. Граждане смогут пройти обучение по программе подготовки военнообученного резерва на платной основе в 15 филиалах Республиканского государственного казенного предприятия «Военно-техническая школа» Министерства обороны Республики Казахстан и за определенную плату [22].
Заключение
Поэтому обязанность по защите государства характеризуется исторической стабильностью и конституционной преемственностью. Эволюция правовой регламентации конституционной обязанности граждан по защите белорусского государства уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Нормативное закрепление воинской обязанности в нормах писаного права (привилеях и уставах) способствовало более добросовестному ее выполнению правообязанными лицами и послужило правовой основой для принятия Статута ВКЛ 1529 года.
Во времена нахождения белорусских земель в составе Российской империи обязанность подданных по защите царя и отечества осуществлялась в виде рекрутской повинности, до этого неизвестной нашей истории и праву, которая была узаконена указом царя Петра I в 1705 году.
Реализация конституционной нормы по отправлению иных воинских обязанностей, которые были возложены на «нетрудовые элементы», заключалась в обслуживании армии. Все «нетрудовые элементы» подлежали призыву в тыловое обеспечение и использовались на строительстве оборонительных сооружений, при выполнении других повинностей для нужд армии.
В контексте конституционного закрепления воинской обязанности в Основном Законе БССР 1937 года впервые были закреплены некоторые составы уголовных преступлений.
Конституционная обязанность по защите государства отличается стабильностью и правовой преемственностью. На протяжении веков, пройдя исторический путь от обычной нормы к конституционной обязанности, она не претерпела изменений и трансформаций временем, не утратила своей актуальности в современной Беларуси и закреплена в статье 57 Конституции.
1 Скороход, И.Г. Правовая регламентация обязанностей в Статуте Великого Княжества Литовского 1529 г. и Конституции Республики Беларусь: связь времен / И.Г. Скороход // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2014. – № 6. – С. 83–90.
2 Стратегикон Маврикия о нравах и обычаях славян [Электронный ресурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 // Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
3 Прывілей вялікага князя Літоўскага і караля Польскага Уладзіслава (Ягайлы) 1387 г. [Электронны рэсурс] // Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 // Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
4 Прывілей вялікага князя Літоўскага Казіміра 1447 г. [Электронны рэсурс] // Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 // Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
5 Прывілей вялікага князя Літоўскага Аляксандра 1492 г. [Электронны рэсурс] // Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 / Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
6 Каляда, В.В. Рэгламентацыя вайсковых адносін у Вялікім Княстве Літоўскім у дастатутны перыяд / В.В. Каляда // Гісторыя і сучаснасць: беларуская дзяржаўнасць ва ўсходнееўрапейскім цывілізацыйным кантэксце: зб. навук. прац, прысв. 90-годдзюз дня нараджэння І.А. Юхо. – Мінск, 2012. – С. 355–365.
7 Статут Великого Княжества Литовского 1529 года / К.И. Яблонскис [и др.]. – Минск: Акад. Наук БССР, 1960. – 253 с.
8 Статут Вялікага Княства Літоўскага 1566 г. (вытрымкі) [Электронны рэсурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 / Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
9 Скороход, И.Г. Правовая регламентация обязанностей в Статуте ВКЛ 1588 года и Конституции Республики Беларусь: историко-правовой анализ / И.Г. Скороход // Наше право. – 2014. – № 5. – С. 17–23.
10 Канстытуцыя Рэчы Паспалітай 3 мая 1791 г. (вытрымкі) [Электронны рэсурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 / Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
11 Канстытуцыя нашай дзяржавы (1919, 1927, 1937, 1978, 1994). – Мінск: Маст. літ., 2011. – 294 с.
12 Скороход, И.Г. Правовая регламентация обязанностей граждан в Конституциях БССР 1919–1978 гг. / И.Г. Скороход // Наше право. – 2013. – № 12. – С. 12–20.
13 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – № 188. – 1/6032.
14 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся Защиты Жертв международных вооружённых конфликтов [Электронный ресурс] // Международный Красный Крест. – Режим доступа: https: //www.icrc.org.
15 Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н.Кунцевич. - М.: Книжный дом, 2014. – 321 с.
16 Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь: учеб.-метод. рекомендации / М.И. Пастухов. – Минск: «БИП-институт правоведения», 2014. – 116 с.
17 Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. - 2015. - №4. – С.13-22.
18 Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
19 Лазарев, В.В. Конституционное право: учебник / В.В. Лазарев. – М.: Новый юрист, 2018. – 544 с.
20 Об альтернативной службе: Закон Республики Беларусь, 4 июня 2015 г., № 276-З [Электронный ресурс]: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [Электронный ресурс]: в ред. от 23.03.2019 г. // Online.zakon. – Минск, 2020.
22 О воинской службе и статусе военнослужащих: Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV [Электронный ресурс]: в ред. от 11.01.2020 г. // Online.zakon. – Минск, 2020.
23 Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон Российской Федерации, 25 июля 2002 г., № 113-ФЗ: в ред. ФЗ Российской Федерации от 27.06.2018 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Москва, 2020.
24 Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304?download=true.
25 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 1470-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суворова Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2, пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». – Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision169419.pdf