1 Теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций у детей подросткового возраста
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Понятие ценностных ориентаций
1.3 Особенности развития ценностных ориентаций у подростков
1.4 Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
Выводы по первому разделу
Список использованных источников
1 Теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций у детей подросткового возраста
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст представляет собой период развития человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая с обучением детей в средних классах школы [1, с. 71].
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На социальном уровне рассматриваются особенности положения подростка в системе отношений, реконструируются отношения с родителями и сверстниками. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции [2, с. 107].
В подростковом возрасте происходит преобразование социальной ситуации развития личности. Ее особенность заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость [3, с. 379].
В подростковом возрасте изменяется внутренняя позиция подростка: происходит смена направленности на мир к направленности на себя. У подростка формируются новые ценностные ориентации, система убеждений. По мнению В.С. Мухиной, в подростковом возрасте происходит объективное изменение социального положения ребенка: возникают новые отношения с семьей, сверстниками, учителями, а также расширяется поле деятельности [1, с. 210].
На протяжении подросткового возраста отмечается постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления ребенка о себе и о других. Становление психосоциальной идентичности как основа подросткового самосознания проходит через решение трех задач: осознание временной протяженности своего «Я» (совокупность детского прошлого и проекцию себя в будущем); осознание себя как отдельного от интериоризированных родительских образов; осуществление совокупности выборов, обеспечивающих цельность личности (профессиональное самоопределение, половая поляризация, нравственные установки) [4, с. 194].
1.2 Понятие ценностных ориентаций
Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению Т. Парсона, ценностные ориентации представляют собой основу интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системой [10, с. 29].
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и д. Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно [11, с. 18].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно М. Рокичу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [11, с. 19].
В отечественной социологии это понятие появилось в начале 1960-х гг. ХХ века и понималось как установка и направленность личности, связанная со значимыми для нее оценками действительности. В советской психологии проблема ценностных ориентаций анализировалась многими учеными, среди которых А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов и другие.
В отечественной литературе распространен подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [12, с. 39].
Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. Ориентированность на развитие личности задается именно ценностями, которые играют роль так называемого «определителя вектора активности». По мнению А.Н. Леонтьева, личностные ценности – это центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями [12, с. 40].
1.3 Особенности развития ценностных ориентаций у подростков
Основными новообразованиями в структуре самосознания у подростков являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально-нравственной самооценке. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых. Подобная активность служит предпосылкой формирования у подростков определенной, воспитательной системы личных ценностей [2, с. 108].
Основой приобретения ценностной системой действующего характера является осознание подростком личностного смысла жизни. Именно в подростковом возрасте проблема смысла жизни становится особенно актуальной. Появление потребности в прогнозировании будущего, определении жизненных целей, нахождении в мире своей роли является отличительной особенностью юношеского возраста [2, с. 109].
Личностный смысл является индивидуализированным отражением действительности, выражающим отношение юноши к тем объектам, ради которых осуществляется его деятельность. В подростковом возрасте усваиваются социальные нормы посредством индивидуальной системы ценностей личности, которая формируется на основе жизненного опыта и социальных условий. По мнению Е.Л. Буслаевой, такая система личностных ценностей преимущественно является неадекватной общественной иерархии ценностей. Тогда в создании подростков возникает разрыв между ценностным значением определенных социальных норм, которое придается социумом, и собственными представлениями о них [2, с. 110].
Ряд исследователей согласны в том, что в подростковом возрасте изменяется система ценностей. Подростки стремятся обозначать важные будущие цели, найти жизненный смысл, в соответствии с которыми они будут осуществлять свою жизнедеятельность и выбирать средства для реализации своих планов. Однако, в настоящее время зачастую процесс присвоения ценностей в подавляющем большинстве носит стихийный и непредсказуемый характер [19; 20].
Система ценностей в подростковом возраст слабо сформирована. По данным С.А. Панченко, в подростковом возрасте ценностно-смысловая сфера у подростков еще недостаточно иерархизирована. Им свойственно противоречие между высокой ценностью наличия смысла жизни и недостаточностью приложенных усилий для его осознания [19, с. 122].
1.4 Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
В современной зарубежной и отечественной психологии существует ряд моделей эмоционального интеллекта, рассматривающих его с различных позиций. Так, в модели Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект – это способность индивида истолковывать собственные эмоции и эмоции других для того, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. При этом, структура эмоционального интеллекта представлена такими компонентами как:
– идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание связей между эмоциями, мышлением и поведением;
– управление эмоциональными состояниями – контроль эмоциями и замена нежелательных состояний адекватными;
– способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
– способность понимать эмоции окружающих, быть чувствительным к ним и управлять их эмоциями;
– способность создавать поддерживать удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми [24, с. 158].
В теории Д.В. Люсин эмоциональный интеллект также рассматривается как конструкт, обладающий двойственной природой. С одной стороны, этот конструкт связан с когнитивными способностями, а с другой – с личностными характеристиками. Согласно Л.В. Люсину, эмоциональный интеллект является психологическим образованием, формирующимся на протяжении все жизни индивида под воздействием многих факторов, обусловливающий его уровень и индивидуально-психологические особенности. Факторами развития такого интеллекта выступают:
– когнитивные способности, представленные точностью и скоростью обработки информации;
– особенности эмоциональности, подставленные эмоциональной чувствительностью и эмоциональной устойчивостью;
– представления личности об эмоциях как о ценностях, о важном источнике информации о себе самом и об окружающих и т.д. [25, с. 31].
Выводы по первому разделу
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Подростковый возраст предоставляет собой возрастной период, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием гормональных и телесных изменений, когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Подростковый возраст отличается выраженной эмоциональной неустойчивостью, эмоциональной лабильностью, повышенной ранимостью. Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии, которая становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков. Подростковый возраст представляет собой сенситивный период нравственного воспитания личности, так как именно в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются представления, понятия, суждения о моральных нормах и ценностях, существующих в обществе.
2. Ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Основное содержание ценностных ориентаций – убеждения человека, глубокие и постоянные принципы поведения. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения.
3. В подростковом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются ценностные ориентации и выбираются способы их достижения, которыми подростки начинаются руководствоваться в поведении. В этот период изменяется система ценностей, которая является еще недостаточно иерархизированной. При субъектной позиции у подростков формируется ценностное отношение к себе, другим, миру, развиты субъектные свойства личности, способность к сознательному выбору. Подростки «группы риска» характеризуются безответственностью, стремлением к гедонизму, утратой достойных морально-нравственных ориентиров. Современные подростков имеют характеризуются прагматическим характером, расхождением в ценностях, существующих в данном обществе; деформацией ценностных ориентаций, что проявляется в бессмысленном провождении своего времени.
1. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
2. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
4. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.
5. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
6. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука : Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
7. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
8. Щербина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О. А. Щербина // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2018. – № 3. – С. 108-112.
9. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е. Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270–277.
10. Гизатуллина, Э. Р. Индикаторы нравственного развития личности в подростковом возрасте / Э. Р. Гизатуллина // Стратегии и тенденции современного образования. – 2014. – № 1. – С. 29–33.
11. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
12. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 36–42.
13. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
14. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
15. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей научно-практической конференции. – Минск: БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
16 Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
17. Шевченко, Я. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я. Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
18. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
19. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
20. Церковникова, Н. Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н. Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61–65.
21. Ловпаче, Ф. Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф. Г. Ловпаче, З. З. Мамышева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. –№ 2. – С. 100-106.
22. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина. – Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
23. Полкознина, Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : автореф. дис. канд. психол. наук / Л. Г. Полкознина. – СПб., 2009. – 18 с.
24. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
25. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
26. Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. А. Александрова, Т. В. Гудкова // Молодой ученый. – 2013. – № 5. – С. 617-622.
27. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 37-41.
28. Камышникова, Л. Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций : автореф…дис. канд. психол. наук / Л. Д. Камышникова. – М., 2012. – 28 с.
29. Ветрова, И. И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте : автореф. дис. психол. наук / И. И. Ветрова. – М., 2011. – 25 с.
30. Давыдова, Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник РУДН. – 2010. – № 4. – С. 113-118.
31. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.