ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в юридической науке можно встретить различные точки зрения на определение прав и свобод человека и гражданина. Однако фундаментальное значение в анализируемом явлении имеют три документа: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [1], Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[2] и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [3]. Указанная триада документов как раз и декларирует факт «неотъемлемости» и «всеобщности» прав и свобод, а также то обстоятельство, что они универсальны и даны человеку от рождения.
Действующая Конституция Республики Беларусь (далее- Конституция) является весьма прогрессивным в части касающейся закрепления прав и свобод человека и гражданина документом. Основная задача государства и соответствующих государственных органов (в том числе и органов управления) состоит в том, чтобы эти положения основного закона страны не остались всего лишь декларацией о намерениях, а являли собой реальное воплощение самых прогрессивных демократических норм.
Права и свободы человека и гражданина – неотъемлемая составляющая общего, позиционирующего себя в качестве демократического. Тем не менее, в Республике Беларусь сложилось двоякое представление о соблюдении в стране прав и свобод. Связано это, прежде всего, с серьезной поляризацией общественного сознания, возникшей на фоне экономического, политического
и нравственного разделения общества.
Немаловажное значение играет и внешний фактор – активная деятельность международных организаций, причем, не только правозащитного толка.
На сегодняшний день в Республике Беларусь разработан отвечающий международным требованиям механизм, позволяющий регулировать, охранять и обеспечивать правовой статус личности. В стране довольно успешно функционирует целый ряд важных правозащитных институтов. Все это говорит о целенаправленной и устойчивой тенденции к созданию истинно демократических форм взаимодействия между обществом, государством и его гражданами. Основной закон страны закрепляет нормы, которые регулируют большинство социальных, экономических, политических и культурных отношений, являясь тем самым одной из наиболее прогрессивных конституций среди стран мирового сообщества.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН
Прежде чем рассмотреть понятие административно-правовых гарантий прав и свобод граждан, следует определиться с самими рассматриваемыми понятиями, чтобы бесспорно отождествить их в качестве таковых и не путать с прочими, схожими социальными явлениями.
Остановимся на некоторых определениях прав и свобод человека и гражданина, наиболее востребованных в научной и публицистической литературе. Так, выдающийся швейцарский юрист-конституционалист Томас Фляйнер утверждает, что права человека – это права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми» [4, c. 20].
Немецкий философ, работающий в областях этики, политической философии и истории философии – Отфрид Хеффе в этой связи акцентирует внимание на справедливых притязаниях людей по отношению друг к другу, а затем и по отношению к государству [5, c. 47].
Практически аналогичное мнение высказывают М. М. Утяшев и Л. М. Утяшева отмечая, что права человека представляют собой легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства» [6, c. 41]. Вместе с тем, если речь идет о конституционных правах человека, то сюда ученые относят уже не всю совокупность прав, которыми человек обладает, а только те, которые являются основными или фундаментальными. Как справедливо указывает М.В. Баглай, конституционные права и свободы –это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, которые раскрывают естественное состояние свободы и получают высшую юридическую защиту [7, c. 181].
Особое внимание следует уделить разграничению прав человека и прав
гражданина. Права человека выступают более широким понятием и гарантируются всем людям без всех странах мира. Охраняются такие права законами.
Классическим подобного рода Всеобщая декларация человека, ООН 10 1948 года. собой узкое понятие, базовые права имеющего устойчивую государством (в случае – Республикой Неоспорим тот что и человека являют явление не природное, социокультурное, общественное.
ГЛАВА 2 ПРАВА ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Как упоминалось ранее, п граждан – мера возможного, поведения В сфере граждан делятся абсолютные (безусловные) относительные (условные) [20, с. 31-34].
Абсолютными такие права, реализация которых только от волеизъявления ним, например, относятся права граждан участие в управлении делами государства непосредственно, так и представителей; поступление в школу; на личную неприкосновенность; на обращаться лично, а также индивидуальные и коллективные обращения в органы и органы местного на возмещение государством вреда, причиненного действиями (или бездействием) органов власти или их должностных лиц.
являются такие права, не только от граждан, и от фактических для их в данном месте и данное время. ним, относится право граждан на поступление высшее заведение реализация зависит от вступительных экзаменов, наличия на транспортного средства от состояния здоровья, сдачи По мере достижения успехов в и сферах относительные права стать абсолютными, но не во всех случаях. относительных часто зависит от личных качеств гр (состояние здоровья, специального п.), времени правомерной телефона, жилой площади др.)
В отличие прав все абсолютны. Государство на граждан выполняемые обязанности. обязанности характер, их отвечает интересам способствует решению государства. Способы обязанностей различны зависят от конкретного содержания. исполняются посредством действий, другие посредством воздержания действий, права. Методом соблюдения гражданами являются воспитание, правосознания, а меры общественного
3 ПРАВ ГРАЖДАН. ОБРАЩЕНИЯ И ИХ РАССМОТРЕНИЯ
Права свободы граждан сфере как и других сферах обеспечиваются социально-экономическими условиями [29, c. 360-365] В Республике действует система политических, и юридических прав и граждан.
Экономические и социальные гарантии – для и граждан [30, 115-119]. системе Республики основу составляют и формы собственности.
К политическим гарантиям относятся: принадлежность государственной власти народу; соблюдение и защита прав свобод и гражданина государством; широкие возможности для участия граждан в делами государства и общества.
Организационные гарантии в том, что в государство должно исходить из единства системы государственной власти, ведения и полномочий между республиканскими и государственными органами, разделения государственной власти на законодательную исполнительную и Организационные гарантии также в государственных органов, всего правоохранительных, практическому претворению жизнь прав свобод граждан возложенных обязанностей.
В гарантии подразделить на вида: судебные несудебные 115-119].
Статус судебной власти и процессуальные её осуществления выдвигают суды как прав и на первый план. Их в этой области определен Конституцией Беларусь, устанавливающей такие право обжаловать в суд действия органов управления и должностных ущемляющих права граждан, а каждому гарантируется защита прав свобод компетентным, независимым и беспристрастным судо в определенные законом сроки ст. 60]. К судов отнесены категории дел, или иначе затрагивающих права и человека, ими своих обязанностей.
4 СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
с гражданами Республики на территории республики иностранные граждане лица без гражданства. быть субъектами отношений.
Конституционно-правовой статус иностранных лиц без гражданства закреплен в в которой что иностранные и лица без территории Беларуси пользуются правами свободами и исполняют обязанности наравне гражданами Республики Беларусь, определено Конституцией, законами договорами.
Конституции нашей стране Закон Беларусь января 2010 № 105-З «О положении иностранных и без гражданства Беларусь»[33], Закон Республики от 20 сентября 2009 г. 49-З « порядке из Республики и въезда Республику граждан Республики Беларусь»[34], также Правила пребывания иностранных и лиц гр в Беларусь [35].
гражданами в Республике Беларусь не гражданами Республики Беларусь и доказательства своей к гражданству другого государства.
гражданство двух или более в Республике Беларусь гражданами того по документам которого они въехали территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства Беларусь признаются лица, не гражданами Беларусь и не доказательств своей к г ст. 1].
Иностранные лица без гражданства Республике пользуются теми правами и свободами и выполняют же обязанности, что и граждане Беларусь, если иное из Республики Беларусь, Закона и иных актов законодательства Ограничения и иностранных граждан и могут устанавливаться только случаях, если это необходимо прав и основных граждан Беларусь, обеспечения безопасности, охраны порядка здоровья населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование теме «Содержание административно- статуса гражданина Республике Беларусь», мы пришли следующим выводам:
1. Гражданин как субъекты права является участником общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся нормативных актах Республики Беларусь конкретных прав и обязанностей, участие управлении делами общества и
2. Административно-правовой – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных административного а также гарантии реализации этих и обязанностей.
В граждан включаются элементы, как обязанности, ответственность. Административно-правовой граждан Республики составляет органическую часть общего правового правовыми актами, Конституция, Закон Беларусь августа 2002 «О гражданстве Беларусь» и т.д.
В сфере права граждан делятся на абсолютные и относительные. считаются такие права, реализация которых зависит от волеизъявления гражданина. К абсолютным можно права на участие управлении государства как непосредственно, так своих на поступление общеобразовательную школу; на личную на обращаться лично, а также направлять коллективные в государственные органы и местного самоуправления; на возмещение государством причиненного действиями (или бездействием) органов власти или должностных лиц.
Относительными являются права, которых не волеизъявления граждан, но и от фактических возможностей их в данном месте и в К ним относится граждан поступление в высшее заведение, право транспортного средства .
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 217 А от 10 декабря 1948 Российская газета. 1998. – 10 дек.
2. Конвенция о защите и основных свобод ETS № 005 (Рим, ноября 1950 г.) изм. и 11 мая г.) // законодательства Р Федерации. – 2001. – 2. – Ст. 163.
3. пакт о гражданских и политических (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Библиотечка Российской – 1999. – выпуск № 22-23.
4. Фляйнер, Т. Что такое права человека Т. Фляйнер пер. с Г.Люхтерхандт. – М., 1997. – 214 с.
5. Хеффе, Политика, право, Основоположения критической философии и / Хеффе / пер. англ. В.С.Малахова. – М. : Гнозис 1994. – 319 с.
6. Утяшев М. , Утяшева Л.М. Права человека современной России : учебник / М. Утяшев, Л. М. Утяшева. – Уфа : – 278 с.
7. Баглай, В. Конституционное Российской Федерации : учеб. д вузов. – 10 изм. и / М. Баглай. – М. : Норма, 2013. – 784 c.
8. Новая философская энциклопедия : т. гл. ред. С. – М. : 2000-2001. Т. 3. – 692 c.
9. С. И. словарь русского и фразиологических изд., испр. и / С. И. Ожегов. – М. : Оникс : и Образование, 2008. – 736 с.
10. юридический / под ред. А. Я. Сухарева. – 3-е изд., перераб. М. : ИНФРА-М, 2007. – с.
11. комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. В. Карповича. – М. : Юрайт-М, 2012. 959 с.
12. Научно-практический к Конституции Российской Федерации отв. ред. Лазарев. М. : Норма, – с.
13. Ковлер, А. И. Антропология права. Учебник вузов / А. И. Ковлер. – М. : Норма, 2002. 480 с.
14. Гречина, А. Административное право РФ. лекций : учебное / А. Гречина – М. : РГ-Пресс, 2015. – 112 с.
15. Конституция Республики 15 марта 1994 года (с изменениями и принятыми на референдумах 24 1996 г. 17 октября г.). – Амалфея – 48 с.
16. О Закон Респ Беларусь от 1 авг. 2002 г. № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь 24 декабря 2015 г. 330-З // Нац. правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] Минск, – Режим доступа: http://mvd.gov.by/imgmvd/dgim/136.pdf. – Дата доступа: 20.12.2017
17. О выезда из Беларусь и в Республику Беларусь граждан Беларусь: Закон Респ 20 сент.2009 № 49-З: Закона Респ. Беларусь 24 г. № 439-З// центр правовой информ. Респ. Беларусь ресурс] – 2017. – доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=H10900049. Дата доступа: 20.12.2017.
18. О массовых Республике Беларусь: Закон Респ. от г. 114-З: в Закона Респ. Беларусь от 10 янв. г. № 242-З// Нац. центр информ Респ Беларусь ресурс] – Режим доступа: – доступа: 02.12.2017.
19. Административное право: пособие/ Д. С. Д. Гавриленко; Под ред. Д-ра юрид. Наук, Д. А. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
20. Новые информационные технологии в сб. науч. в 3-х частях Новосибирский институт им. генерала армии И.К. Яковлева ; редкол.: А. Сукиасян(гл. [и др.]. Уфа : ООО «ОМЕА с.
21. Макарейко Н. В. право : курс – изд., перераб и доп. В. Макарейко – М. : Издательство Юрайт, 2014. 212 с.
22. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров отв. ред. Л. – М. : РГ : Пресс, 2013. – 568 с.
23. Ноздрачев А. Гражданин и государство : взаимоотношения XXI веке / А. Ф. Ноздрачев // российского права. 2005. – 9. – 14-19.
24. Черненко, Н. К об административно-правовых и граждан. / Н. Черненко и – – № 11-1 (30). – С. 1535-1539.
25. Поисково-спасательный отряд «Ангел». Про «Ангел» Поисково-спасательный отряд. [Электронный Режим доступа: http://angel-search.by/node/41. Дата доступа: 07.12.2017.
26. Харыбин, А. административно-правовых гарантий прав свобод в сфере охраны общественного порядка Ю. Харыбин – Орел, – с.
27. О государственных Респ Беларусь 19 июля 2010 г. № в Закона Респ.Беларусь 23 окт. 2014 г. № 196-З Консультант Плюс: Беларусь. 3000 [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», центр правовой информ. Респ Беларусь. – 2017.
28. О свободе и религиозных организациях: Закон Респ. дек. 1992 2054-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь окт № 137-З // Нац. центр информ. Респ 2017. Режим доступа: – 12.12.2017.
29. Гарантии физических и лиц в Федерации: к Конституции Российской сб. науч. Российский университет ; редкол.: Н. Архипова ред.) [и др.]. – М. Рос. гос. гум ун-т, 2004. – 518 с.
30. Черненко, И. Н. гарантии прав и граждан/ И. Н. Черненко, Б. Брофман Актуальные проблемы и обеспечения свобод и 2016. № 19-5 – 115-119.
31. Об обращениях граждан юридических лиц: Закон Респ. Беларусь 18 июля 2011 № 300-З: в ред. Закона Респ. от 15 июля 2015 № 306-З// центр правовой информ Респ. Беларусь ресурс] Минск, 2017. Режим доступа: – Дата 02.12.2017.
32. Cавоськин, В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп и организаций. А. В. Cавоськин // Вестник Уральского экономики, управления права – 2014. – № 4 С. 42-48.
33. правовом иностранных граждан лиц без в Республике Беларусь: Закон Респ от 4 янв. 2010 г. № 105-З: ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З// Нац. центр правовой информ Респ. Беларусь ресурс] – Минск, 2017. – Режим http://etalonline.by/?type=text®num=H11000105. – Дата 13.12.2017.
34. О порядке выезда из Республики и въезда Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Респ. от 20 2009 49-З: в ред. Закона Респ Беларусь 24 окт. 2016 г. № 439-З// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10900049. – доступа: 12.12.2017.
35. Правила пребывания иностранных лиц без гражданства в Республике Беларусь: Постановлением Совета Министров Беларусь от 2006 г. № 73: в Совета Министров Республики Беларусь от 09 июля № 1030// Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] Минск, 2017. – доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=c20600073. – доступа: 11.12.2017.