ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СОДЕРЖАНИЕ
1.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.2 ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
1.3 СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
2.1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 РОЛЬ БЕРНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 1886 Г. В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
2.3 СОГЛАШЕНИЕ TRIPS ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Авторское право является важной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия являются одним из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
Международно-правовое регулирование данной сферы было и остается на достаточно высоком уровне, чего не скажешь о нормативно-правовом регулировании данного вопроса в нашем государстве.
Так, Бернская конвенция была и остается сегодня основным международным инструментом регулирования авторского права.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь немало людей называют авторами, они являются учеными, писателями, художниками, композиторами, изобретателями, дизайнерами, разработчиками программного обеспечения, и другие. Все эти люди разделяют одно: результаты их труда это продукты творческой интеллектуальной деятельности.
Авторское право одновременно рассматривается: с одной стороны, как система правил, регулирующих отношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных полномочий автора.
Действующее законодательство Республики Беларусь об авторском праве регулирует отношения касательно происхождения, изменения, прекращения и защиты авторского права. В отличие от других законов, защищающих результаты интеллектуальной работы, авторское право защищает форму результатов творческой деятельности.
Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием интеллектуальной собственности, возникла сравнительно недавно, в начале 60-х годов двадцатого века, когда началось их относительно массовое использование.
Такой быстрый рост количественных и качественных условий резко поднял вопрос о правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием такой собственности. Поиск наиболее приемлемых форм правовой защиты программ продолжается в современных условиях.
Актуальность работы состоит в том, что законодательство Республики Беларусь, а также тенденции, существующие в современном мире, вынуждают нас использовать законодательство об авторском праве еще более часто, а защита авторских прав – наиболее серьезная проблема, связанная с тем, что законодательство нашего государства не совсем успевает за некоторыми вопросами, так, например, недостаточно урегулирован вопрос интеллектуальной собственности в спортивной сфере.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Нормативно-правовое регулирование авторского права в Республике Беларусь
Авторское право Республики Беларусь является частью его гражданского права и первоначально имеет ограниченный охват – ограниченное число лиц, для которых оно признает авторское право и на территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой действует это признанное право.
В рамках реализации государственной программы в области охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь 17 мая 2011 г. принят Закон Республики Беларусь № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» [1].
В новом Законе круг охраняемых объектов и возможных правообладателей, принципы предоставления правовой охраны произведениям и объектам смежных прав и срок ее действия не изменились.
Изменения претерпели:
- терминология;
- правовой режим отдельных объектов авторского права и смежных прав, перечень допускаемых случаев свободного использования охраняемых произведений и объектов смежных прав;
- договорные отношения, возникающие по поводу их создания и использования.
Закон дополнен новыми определениями, некоторые из них изменены, уточнены, либо исключены.
Произошли изменения и в системе объектов смежных прав: театральные постановки прямо отнесены к категории исполнений. Режиссеры-постановщики спектаклей названы в числе исполнителей.
Расширен круг лиц, признаваемых авторами аудиовизуальных произведений. Наряду с режиссером-постановщиком, автором сценария, авто-ром специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения в него включены оператор-постановщик и художник-постановщик. Решен вопрос о судьбе аудиовизуального произведения в случае ликвидации юридического лица либо смерти физического лица, являющихся его производителями [1].
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
2.1 Международно-правовое регулирование авторского права в Республике Беларусь
Особую роль в развитии международного сотрудничества в вопросах охраны прав интеллектуальной собственности играет Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), которая в настоящее время выполняет административные функции в отношении 26 многосторонних международных договоров, а также ведет активную работу по подготовке изменений в действующие и разработке новых международных соглашений.
Учитывая значительное количество международных соглашений, относящихся к охране прав интеллектуальной собственности, начнем с их систематизации. Все международные договоры в зависимости от сферы их применения можно подразделить на две группы:
1) международные договоры в области охраны авторских и смежных прав, к которым относятся:
– Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886;
– Всемирная конвенция по авторскому праву 1952 г. (данный международный договор фактически утратил свое значение как источник правового регулирования в связи с одновременным участием его сторон в Бернской конвенции);
– Договор ВОИС по авторскому праву от 20.12.1996;
– Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996;
– Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961;
– Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971;
– Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.;
– Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям от 24.06.2012 (не вступил в силу);
– Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям 2013 г. (не вступил в силу).
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Современные тенденции развития законодательства об авторском праве представляют собой сложную и довольно противоречивую систему различных его направлений по урегулированию правоотношений, возникающих в сфере авторского права. Наиболее острой является проблема защиты авторских прав в сети Интернет.
Особое внимание следует уделять вопросам ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Это объясняется появлением новых быстрых способов тиражирования и копирования объектов интеллектуальной собственности и простотой их размещения в системе Интернет без согласия правообладателя. По мнению исследователей, уровень нарушения прав в сфере интеллектуальной собственности в Беларуси достаточно высок. Широкое распространение получили правонарушения, связанные с незаконным производством и распространением контрафактной аудио- и видеопродукции, компьютерных программ [23, с. 159].
Огромный информационный потенциал Интернета и чрезвычайно слабый контроль за движением информации в нем, возможность свободного и многократного использования информации без получения разрешения со стороны создателей и собственников создают благоприятные условия для использования Интернета в качестве средства совершения правонарушений в области авторского права. В результате быстрота и легкость распространения информации в Интернет привели к массовым нарушениям авторских прав, а ущерб от этого составляет десятки миллионов евро [24, с. 66].
В эпоху информатизации общества широкое распространение получили сделки по приобретению различных продуктов программного обеспечения, аудиовизуальных произведений и иных информационных продуктов. Как правило, подобные договоры опосредуются использованием интернет-коммуникаций, из чего вытекает отсутствие письменного документа, подтверждающего возникновение правоотношения, отсутствует овеществленный элемент, передаваемый по договору, а также сведение передачи вещи к процессу «загрузки» информационного продукта на электронный носитель (компьютер, телефон, планшет и т.д.). Правовая природа данных договорных отношений является предметом дискуссий в научной литературе, так как законодательно рассматриваемый вид сделок не выделяется.
Более 80 % белорусского контента в Интернете размещено с нарушением норм авторского права [25, с. 303].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторское право Республики Беларусь является частью его гражданского права и первоначально имеет ограниченный охват – ограниченное число лиц, для которых оно признает авторское право и на территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой действует это признанное право.
В рамках реализации государственной программы в области охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь 17 мая 2011 г. принят Закон Республики Беларусь № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
Правовое регулирование авторского права в Республике Беларусь было действительно расширено, однако следует сказать о том, что существуют определенные проблемы.
В связи с развитием общественных отношений необходимо выделить произведения уличного вида изобразительного искусства в качестве самостоятельного объекта авторских прав.
Гражданский кодекс необходимо дополнить следующими положениями: уличные произведения могут быть нанесены на поверхности зданий и иных объектов только в том случае, если собственник или титульный владелец здания дал своё согласие на это. Также уличные произведения не должны противоречить нормам морали и нравственности.
Существует разный объем прав авторов классических произведений изобразительного искусства и создателей произведений уличного вида изобразительного искусства. У создателей граффити отсутствуют право следования, право отчуждения оригинала произведения, а также право на неприкосновенность произведения.
Авторам важно понимать, что главным доказательством в суде станут оригинальные записи или рукописи, подтверждающие создание и владение произведения, а также полученная лицензия. Вся доказательная база значительно ускорит и облегчит процесс установления справедливости.
Субъектный состав авторских правоотношений в законодательстве стран ЕАЭС достаточно широк и неоднороден, в отношении некоторых субъектов существует неопределенность. Прежде всего, требует уточнения статус таких субъектов, как юридическое лицо и государство.
Особую роль в развитии международного сотрудничества в вопросах охраны прав интеллектуальной собственности играет Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), которая в настоящее время выполняет административные функции в отношении 26 многосторонних международных договоров, а также ведет активную работу по подготовке изменений в действующие и разработке новых международных соглашений.
1. Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений: от 9 сентября 1886 г. (вступила в силу для Республики Беларусь 12.12.1997 г.) [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
3. Об авторском праве и смежных правах : Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г. №370-XIII [Электронный ресурс] (утратил силу) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М. М Богуславский. – М.: Юристъ, 2014. – 567 с.
5. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А.Близнец [и др.]. – М.: Проспект, 2017. – 311 с.
6. Липцик, Д. Авторское право и смежные права / Д.Липцик. – М.: ЮНЕСКО, 2012. – 233 с.
7. Батенин, А.С. Объект гражданско-правовой защиты авторских прав / А.С. Батенин // Журнал международного права и международных отношений. – 2015. – № 4. – С.4-6.
8. Кашапов, Н.В. Специфика регулирования интеллектуальных прав / Н.В.Кашапов // Интеллектуал. собственность. автор. право и смеж. права. – 2009. – № 2. – С. 14–20.
9. Гаврилов, Э.П. В патентном праве новизна, а в авторском оригинальность / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. – 2017. – № 12. – С. 25-30.
10. Правовые средства обеспечения развития интеллектуальной собственности Республики Беларусь : материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 9–10 ноября 2007 г. / редкол. : И. Н. Колядко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – 427 с.
11. Шакель, Н.В. / Авторское право в трансграничном пространстве / Н.В. Шакель. — Минск: Тесей, 2018. — 304 с.
12. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: от 20 марта 1883 года (вступила в силу для Республики Беларусь 25.12.1991 г.) [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
13. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: от 20 марта 1883 года (вступила в силу для Республики Беларусь 25.12.1991 г.) [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
14. Леонтьев, К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.03 / К.Б. Леонтьев. – М., 2013. – 207 с.
15. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
16. Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
17. Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 г. [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
18. Нечепуренко, Ю.В. Интеллектуальная собственность как объект управления / Ю.В. Нечепуренко // Интеллектуальная собственность в Беларуси : научно-практический журнал. – Минск, 2015. – № 1 (28). – С.10-13.
19. Сергеев, А.П. Гражданское право: учебник. Часть II / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2018. – 380 с.
20. Ионас, В.Я. Произведения творчества в гражданском праве / В.Я. Ионас. – М., 2012. – 135 с.
21. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г. [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
22. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система. – Минск, 2020.
23. Мирских, И.Ю. О проблемах охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности / И.Ю. Мирских. – М., 2012. – 162 с.
24. Мирских, И.Ю., Мингалева, Ж.А. Правовое регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности за рубежом / И.Ю. Мирских, Ж.А. Мингалева // Юридические науки. – 2015. – № 3 (29). – С. 62-70.
25. Мингалева, Ж.А., Мирских, И.Ю. Вопросы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и защиты авторских прав в сети Интернет / И.Ю. Мирских, Ж.А. Мингалева // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. – Пермь, 2014. – С. 302-309.
26. Разуваев, В., Аверина, О. Нужен ли закон об Интернете / В. Разуваев, О. Аверина // ЭЖ-Юрист. – 2010. – № 39. – С. 34-36.
27. О внесении изменений и дополнений в гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2002 г., № 171-3 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
28. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-3: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. Гражданское дело по иску Войткевич Е.А., Лосева С.С., Лосевой Г.В. к ООО «Информационноправовое агенство «Регистр» о защите нарушенных исключительных авторских прав // Арх. суда Заводского р-на г. Минска. – Д. 2 – 2133/02.
30. Данилина, И.В. Информационные отношения в сети Интернет по поводу объектов авторских прав / И.В. Данилина // Законы: опыт, анализ, практика. – 2019. – № 4. – С. 20-25.
31. Гердт, И.В. Возможные перспективы развития и совершенствования правового регулирования сети Интернет в области авторских прав / И.В. Гердт. – Оренбург, 2011. – 128 с.