ВВЕДЕНИЕ
Экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подъема духовного развития подрастающего поколения, которое во многом обусловлено степенью приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Важнейшим итогом воспитания является формирование культуры личности.
Актуальность исследования. Важным аспектом в развитии подрастающего поколения является взаимодействие учреждений культуры с различными некоммерческими организациями – школами, детскими садами, СМИ и др. Это обусловило актуальность данного исследования.
Объект исследования: деятельность учреждений сферы культуры
Предмет исследования: особенности взаимодействия учреждений культуры с некоммерческими организациями в современных социально-экономических условиях.
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия учреждений культуры с некоммерческими организациями в современных социально-экономических условиях.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятий «учреждение культуры» и «некоммерческая организация»;
2. Определить особенности взаимодействия учреждений культуры;
3. Дать общую характеристику учреждения «Росток» г. Молодечно.
4. Выявить особенности взаимодействия детского центра культуры «Росток» с некоммерческими организациями.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный. Методологической базой исследования стали работы ученых, занимавшихся изучением культурно-досуговой деятельности (С.В. Конова, Л.А.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1. Обзор литературных источников по теме исследования
Вопросам взаимодействия учреждений культуры с иными организациями посвящен ряд литературных источников, в том числе и диссертационных.
Так, в Т.В. Наумовой «Взаимодействие школы и учреждений культуры как стратегия совершенствования качества образования сельских школьников» рассмотрены основные противоречия в образовательной практике, актуализировавшиеся в последнее десятилетие. Более детально описана одна из возможных стратегий в разрешении обозначенных противоречий – повышение качества образования посредством организации рационального взаимодействия учреждений образования и культуры на основе эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов. Обозначена актуальность данной стратегии на современном этапе развития. Представлена систематизация организационных форм взаимодействия на основе комплекса характеристик [10].
В диссертационном исследовании Т.В. Тюриной «Взаимодействие школы с учреждениями культуры как условие совершенствования образования сельских школьников» выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические основы функционального взаимодействия образовательных и культурных учреждений сельского социума. Автор выделяет различные формы взимодействия по ведомственой принадлежности, территориальному расположению, способу организации и т.д. [17].
В статье М.А. Рогозянского «Диагностика патриотического воспитания молодежи на основе функционального подхода к взаимодействию учреждений культуры и телевидения» отражены логика и результаты социально-
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «РОСТОК» Г. МОЛОДЕЧНО
2.1 Общая характеристика учреждения
Государственное учреждение «Детский центр культуры «Росток» г. Молодечно» существует уже 25 лет. Учреждение получило звание «Лучшее учреждение культуры-2015». Директором является Сонич Наталья Анатольевна.
На сегодняшний день «Детский центр культуры «Росток» г. Молодечно» - это многообразие видов деятельности, калейдоскоп увлекательных событий, проектов и ярких мероприятий, удовлетворяющих самые разные интересы детей, подростков и молодёжи.
Целями и задачами учреждения являются:
-выявление и поддержка талантливых и одарённых детей;
-содействие процессу становления творческой, самостоятельной и активной личности, эстетически и нравственно богатой;
-воспитание интереса к творческой деятельности в области культуры и искусства;
-духовное развитие в процессе многообразной творческой работы, связанной с изучением и возрождением белорусских народных традиций;
- содействие в самоопределении и профессиональной ориентации детей, подростков и молодёжи;
- организация полноценного и содержательного досуга подрастающего поколения.
Основные направления деятельности ДЦК «Росток» – это студийная работа, методическая и массовая.
На базе ДЦК «Росток» работают более 20 формирований. Из них: 1 объединение, 4 клуба и 16 студий, в которых занимается более 1000 детей, подростков и молодёжи Молодечненского района.
Три студии имеют звание:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была поставлена цель выявить особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций сферы культуры.
Данная цель была достигнута путем решения сформулированных во введении задач.
1. Дать определение понятий «учреждение культуры» и «некоммерческая организация»;
2. Определить особенности взаимодействия учреждений культуры;
3. Дать общую характеристику учреждения «Росток» г. Молодечно.
4. Выявить особенности взаимодействия детского центра культуры «Росток» с некоммерческими организациями.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Учреждение культуры – это юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной деятельности культурную деятельность. Среди основных направлений деятельности учреждений культуры: информационно-просветительное, художественно-публицистическое и массово-развлекательное. В условиях современной жизни учреждения культуры выполняют множество общественно значимых функций: общекультурные (социализации и воспитания), просвещения и познания, создания, накопления, хранения культурной информации и передачи ее не только ныне живущей аудитории, но и следующим поколениям, а также художественно-эстетические, рекреационные, досуговые. Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
2. Учреждение культуры в своей деятельности может взаимодействовать с такими некоммерческими учреждениями, как образовательные, спортивные учреждения, СМИ. Основной задачей взаимодействия является осуществление педагогического воздействия на детей, молодежь и т.д.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей, 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 31 янв. 2011 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
2. Григорьева, Е.И. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры / Е.И. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – №11 (127). – С. 129–134.
3. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с.
4. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
5. Королев, Н.Н. Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь / Н.Н. Королев // Труды СПбГУКИ. – 2013. – № 1 – С.80-82.
6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
7. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
8. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
9. Мухин, В.И. Исследование систем управления : учебник / В.М. Иванов. – М. : Экзамен, 2003. – 384 с.
10. Наумова, Т.В. Взаимодействие школы и учреждений культуры как стратегия совершенствования качества образования сельских школьников / Т.В. Наумова // Педагогика и современность. – 2013. – № 5. –С. 71-76.
11. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 08.10.2017.
12. Омаров, А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука : учеб. / А.М. Омаров. – М. : Флинта, 2009. – 325 с.
13. Рогозянский, М.А. Диагностика патриотического воспитания молодежи на основе функционального подхода к взаимодействию учреждений культуры и телевидения / М.А. Рогозянский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 1. – С. 107–109.
14. Сивурова Л.П. Любительское художественное творчество //Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В. 3 т. Т. 3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. ―Минск: Белорус. наука, 2007. – С. 683–729.
15. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73-76.
16. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Минск: БГУКИ, 2013. – 172 с.
17. Тюрина, Т.В. Взаимодействие школы с учреждениями культуры как условие совершенствования образования сельских школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Тюрина. – Саранск, 2007. – 17 с.
18. Уварова, Т.И. Методические рекомендации к спецкурсу «Предпринимательство и шоу-бизнес» для студентов специальности 6.020101 «Культурология» / Т. И. Уварова. – Одесса : ОНУ имени И. И. Мечникова, 2015. – 55 с.
19. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.