Введение
Глава 1 Теоретический анализ психологии коммуникаций пациентов с родственниками через мобильную связь
1.1 Психологические особенности специфики общения пациентов
1.2 Основные потребности человека, необходимые для полноценной и гармоничной жизни
Выводы по 1 главе
Глава 2 Исследование взаимосвязи удовлетворения основных потребностей и специфики коммуникации с использованием мобильной связи
2.1 Организация и процедура исследования
2.2 Эмпирические исследования взаимосвязи удовлетворения основных потребностей и специфики коммуникации с использованием мобильной связи
2.3 Практические мероприятия, направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Ежедневно люди неисчислимое количество раз вступает во всевозможные контакты с другими людьми на работе, в транспорте, дома, на отдыхе. Отдельные контакты с окружающими выделяются и оцениваются как «общение», другим не придается значения. Однако большинство из этих контактов оставляют в памяти те или иные ощущения, чувства, воспоминания. Некоторые встречи повергают в состояние стресса или, наоборот, служат поддержкой, формируют чувство защищенности, жизненной устойчивости.
Под общением в широком смысле слова подразумевается всякий эпизод взаимоконтакта двух и более людей. Известный психолог А.Н. Леонтьев определяет общение как «намеренное влияние (взаимовлияние) и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера». Функциональная значимость общения заключается в том, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания мира и общества, основой самосознания человека и его самоопределения. Остановимся подробнее на отдельных явлениях, происходящих во время общения.
Эмоциональное переживание в общении является одним из важнейших фактов человеческой жизни, оно составляет основу человеческой любви и дружбы. Положительная эмоциональная связь в общении двух людей возникает тогда, когда их установки и ожидания в отношении друг друга реализуются в процессе общения. Общение в таком случае напоминает совместное путешествие по интересным неизведанным краям, когда каждый готов принять другого как уникальную и автономную личность, чьи желания и чувства могут меняться и далеко не всегда находятся под нашим контролем.
Глава 1 Теоретический анализ психологии коммуникаций пациентов с родственниками через мобильную связь
1.1 Психологические особенности специфики общения пациентов
Процесс общения можно характеризовать с разных позиций. Одна из таких позиций уровень общения.
Для человека, осуществляющего общение на примитивном уровне, собеседник представляется не партнером, а предметом, нужным для слушания его речей или мешающим ему. Общение на данном уровне подразумевает навязывание симпатий или антипатий, проявление агрессии, отсутствие критики.
Манипулятивный уровень общения строится на том, что для субъекта его партнер является как бы соперником в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера те его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания наиболее сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания. Примером мамипулятивного общения пациента может послужить ситуация когда пациент надеяться получить от ситуации дивиденды. Например, получения от врача больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача.
Для стандартизированного уровня общения характерно отсутствие подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок».
Глава 2 Исследование взаимосвязи удовлетворения основных потребностей и специфики коммуникации с использованием мобильной связи
Исследование проходило на базе Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова в онкологическом отделение гепатопанкреатобилиарной патологии. В отделении на современном уровне выполняется весь спектр хирургических вмешательств по поводу новообразований желудка, тонкой кишки, гепатопанкреатобилиарной системы, внеорганных опухолей брюшной полости и забрюшинного пространства.
В исследовании приняли участие 18 человек, среди них 8 женщин и 10 мужчин. Возраст респондентов от 26 до 58 лет.
В исследовательской работе, можно выделить ряд этапов:
1 этап – формирование выборки для участия в диагностическом исследовании, подбор методик;
2 этап – проведение наблюдения и беседы;
3 этап – проведение мини-интервью;
4 этап – применение диагностической методики парных сравнений В.В. Скворцова;
5 этап – анализ и обсуждение результатов, формулировка выводов по проведенному исследованию.
На первом этапе диагностики было произведено наблюдение и беседа с пациентами по поводу их особенностей коммуникации. Входе данных процедур мы определяли на что настроены пациенты, какой у них ведущий канал восприятия, тип нервной системы.
Затем с каждым исследуемым проводилась беседа, в ходе которой выяснилось как часто пациенты пользуются мобильной связью для общения
Заключение
Согласно результатам теоритического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Процесс общения можно характеризуется с разных позиций (уровни, стороны, средства) знание которых значительно облегчает организацию процесса коммуникации у пациентов в процессе нахождения их на лечении в стационарном учреждении. Знание данных характеристик позволяет организовать процесс коммуникации с максимальной пользой, что окажет влияние на процесс выздоровления и улучшит общее состояние пациента.
2. Существует множество классификаций определяющих потребности человека, однако в данном исследовании мы обратили свое внимание в большей мере на аналоги классификации А. Маслоу и уделили внимание анализу реализации социальных потребностей, так как именно данный тип потребностей отражает потребности в общении, в том числе и потребности связанные с процессом общения посредствам мобильной связи.
3. Эмпирическое исследования коммуникаций пациентов с родственниками через мобильную связь проходили на базе Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова в онкологическом отделение гепатопанкреатобилиарной патологии. В исследовании приняли участие 18 человек, среди них 8 женщин и 10 мужчин.
Возраст респондентов от 26 до 58 лет. Для измерения влияния мобильной связи на качество удовлетворения потребности мы применяли метод наблюдения, беседы, самоописания, метод парных сравнений В.В. Скворцова.
4. Согласно результатам эмпирического исследования для женщин - пациентов и мужчин - пациентов характерна разная степень влияния использования мобильной связи.
1. Аванесьянц, Е.Е. Психология и сестринский процесс / Э.М. Аванесьянц. – М: АНМИ, 2002. – 48 с.
2. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
3. Бережной, Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко. – М.: Форум, 2001. – 160 с.
4. Васильева, О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб: Питер, 2009. – 225 с.
6. Генкин, Б.М. Человек и его потребности / Б.М. Генкин. – М: Инфра, 2013. – 256 c.
7. Годфруа, Ж.Что такое психология / Пер. с франц. Н.Н. Алипов. – М.: Мир 1992. – 496 с.
8. Ершов, П.М. Потребности человека / П.М. Ершов. – М.: Мысль, 1990. – 279 с.
9. Каверин, С.Б. Психология потребностей / С.Б. Каверин. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Т.Р. Державина, 1996. – 79 с.
10. Коноплева, Н.А. Человек и его потребности / Н.А. Коноплева. – М: Флинта,2014. – 248 c.
11. Куликов, Л.В. Психогигиена личности / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
12. Марченко, Т.А. Потребность как социальное явление / Т.А. Марченко. – М.: Высшая школа, 2005. – 220 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 352с.
14. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 592 с.
15. Мягков, И.Ф. Медицинская психология: основы патопсихологии/. И.Ф. Мягков. – М.: Логос, 1999. – 232 с.
16. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 607 с.
17. Оганяна, К.М. Человек и его потребности / К.М. Оганяна. – СПб.: СПбТИС, 1997. – 96с.
18. Орлов, С.В.Человек и его потребности / С.В Орлов. – СПб.: Питер, 2008. – 158с.
19. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология/ Н.В. Середина. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 512с.
20. Шиповская, Л.П. Человек и его потребности / Л.П. Шиповская. – М: Инфра, 2012. – 432c.
21. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология / Д.А. Шкуренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 352 с.