Введение
1 Труд в обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности трудовых навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2 Методические основы трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Специфика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Задачи и содержание трудового обучения в 1–4 классах вспомогательной школы
2.3 Формы и методы трудового обучения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Одной из самых главных теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие в процессе социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной и независимой жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В современное время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.
Вопрос о роли трудовой деятельности в процессе обучения и развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в настоящее время выступает особенно важным – в связи с трудностями в подготовке младших школьников к практической деятельности. Как и учащиеся обычных школ, ученики с интеллектуальной недостаточностью должны проникнуться идеей о том, что каждый живущий в обществе человек обязан осуществлять трудовую деятельность, которая одновременно может быть возможной и полезной для общества. Готовясь к общественно полезной деятельности, младшие школьники должны видеть главную цель, которую необходимо достичь в процессе обучения. Проблема корректирующего воздействия трудовой деятельности на развитие младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в настоящее время имеет особое значение в связи с необходимостью подготовки такой категории младших школьников к практической деятельности.
В системе педагогических мероприятий по воздействию на психику младших школьников с интеллектуальной недостаточностью труд является одним из самых важных средств коррекции дефектов развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Корректирующее значение работы школьников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что труд вносит существенный вклад в воспитание положительных качеств личности школьника. Труд играет большую роль в развитии у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
1 Труд в обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В педагогической и психологической терминологии понятие «интеллектуальная недостаточность» используется вместо принятого в медицине понятия «умственная отсталость». Это стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности и всей личности в целом в результате органического диффузного поражения коры головного мозга. Характерной особенностью нарушения при интеллектуальной недостаточности является инактивность и, как следствие, нарушение высших психических функций, регуляции поведения и деятельности [5, с. 43].
Особенности личности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью представлены в трудах Б.И. Пинского, Л.В. Викуловой, С.Г. Байкенова, Р.Б. Стеркиной, Г.М. Дульнего, Ж.И. Шиф. Учёные отмечают следующие особенности личности обозначенной категории младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:
– направленность личности как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека (трудность формирования культурных потребностей, не любознательность, недоразвитие познавательных интересов как следствие слабости ориентировочной деятельности, не выраженность и неравномерность побуждений к осуществлению новых видов деятельности, расторможенность влечений);
– особенности темперамента и характера (зависимость от типа нервной системы по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, обусловленность характера воспитанием, условиями жизни, появление отрицательных черт человека как проявление компенсаторных явлений на болезненное состояние, необходимость создания специальных условий воспитания таких учащихся);
– выраженный дефицит познания окружающего мира (инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры головного мозга как «ядерный», первичный признак интеллектуальной недостаиточности), формирование вторичных отклонений в развитии (высшие психические функции, в том числе и личность);
– особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапозона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения; быстро возникающее явление «насыщения», неспособность к длительному удержанию цели действия, потребность в постоянной поддержке со стороны взрослого, безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, низкая мотивация) [22, с. 87];
2 Методические основы трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Специфика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Исследователи установили, что грубое запаздывание в формировании одних психических процессов и новообразований приводит к недостаточному развитию других процессов. Именно поэтому становление трудовой деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью сопровождается определёнными особенностями. Возникновение элементов трудовой деятельности основывается на усвоении действий с определёнными предметами, а затем превращении этих действий в устойчивые навыки и умения.
Элементы трудовой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью начинают своё формирование под влиянием требований окружающих людей. Необходимо понимать, что данному состоянию развития предметных действий у таких детей характерны определённые трудности в процессе обучения трудовой деятельности [17, с. 175].
Препятствием в данном случае часто становятся нарушения мелкой моторики, которые снижают возможность овладения в полной степени простейшими жизненно необходимыми трудовыми умениями и навыками. Данные сложности проявляются ещё в младенческом возрасте, когда дети гораздо позднее своих сверстников проявляют интерес и начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, а также стоять, сидеть, перемещаться в пространстве.
В свою очередь, замедленное развитие двигательной активности существенно снижает возможности ребёнка в ознакомлении с окружающим миром и предметами. Движения таких детей часто неловки, чрезмерно замедлены или порывисты, плохо скоординированы. Ребёнок, перешагнувший возрастной порог младенчества, долгое время не умеет пользоваться ложкой, чашкой, постоянно проливая их содержимое на стол и одежду.
Также определённая двигательная неловкость проявляется у детей в ходьбе, беге, прыжках, основной практической деятельности. Походка детей неуклюжа, часто сопутствует ей шарканье ногами. Движения детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются излишней суетливостью, либо они нечёткие, неуверенные. Кроме того, они не в достаточной степени целенаправленны. Несогласованность действий обеих рук особенно выражена. Также может часто наблюдаться отсутствие логической последовательности в действиях, которые входят в состав необходимого навыка или страдает характер каждого из отдельно взятых движений [1, с. 59].
Заключение
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют некоторые характерные особенности развития личности: эмоции таких учащихся являются недоразвитыми; переживания неглубокие, поверхностные; в деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения; отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность; не достаточно сформированы навыки учебной деятельности; недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности и т.д.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью поддаются процессу обучения с большим трудом. Им часто приходится переживать неудачи, чтобы убедиться, что они не всегда способны должным образом выполнить задание, предложенное учителем. Всё это формирует в них отношение к преподаванию как к немного доступной для них деятельности. Следует также иметь в виду, что важность преподавания, его польза и значимость для общества могут быть в полной мере осознаны только с точки зрения будущего, с точки зрения той роли, которую оно будет играть в социальной и трудовой деятельности младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью после окончания школы. Поэтому особенно важным является формирование и вырабатывание правильных навыков к труду и трудовой деятельности в процессе обучения во вспомогательной школе. Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью страдают как по структуре, так и по содержанию трудовой деятельности.
Целенаправленная трудовая деятельность с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью даёт положительные результаты в плане развития их личностных качеств. Поведение многих младших школьников во время трудового обучения становится упорядоченным, они учатся следовать всем аспектам режима, следовать указаниям учителя, стараясь заслужить его положительную оценку. Следует также отметить, что некоторые ученики пытаются оценить проделанную работу и под руководством учителя помогают своим товарищам. Трудовая деятельность способствует стабилизации эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Аграф, 2007. – 128 с.
2. Блинова, Л.Н. Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности // Человеческое измерение в региональном развитии / Л.Н. Блинова // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. – Биробиджан. 2007. – С. 12.
3. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / под ред. Г.М. Дульнева. – М.: Просвещение, 2005. – 234 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2005. – 527 с.
5. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: кн. для учителя / О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 2001. – 94 с.
6. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 280 с.
7. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М., 2003. – 121 с.
8. Забрамная, С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 2003. – 48 с.
9. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. – М.: НПО «Образование», 2005. – 400 с.
10. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: сборник программ нормативных курсов для высших учеб. завед. / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
12. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2001. – 143 с.
13. Маллер, А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
14. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособ. для учителей и воспитателей / В.Ф. Мачихина. – 2-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.
15. Обучение во вспомогательной школе: лекции по олигофренопедагогике: для студентов-заочников дефектологических фак-тов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб. пособ. для студ. дефектол. фак. высших и сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
17. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.
18. Обучение уч-ся I–IV кл. вспомогат. школы: пособ. для учителя / под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 285 с.
19. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомогат. школы / Б.И. Пинский. – М.: Педагогика, 2005. – 128 с.
20. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе / под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2009. – 176 с.
21. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М., 2006. – 356 с.
22. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н. Смирнова; под ред. Х.С. Замского. – 2-е изд. перераб. – М., 1965. – 140 с.
23. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программно-нормативных курсов для высших учеб. завед. / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 335 с.
24. Степанов, С.С. Дефектология. Словарь-справочник / С.С. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
25. Трудовое обучение. Учебная программа для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. – Мн., 2014. – 46 с.
26. Шинкаренко, В.А. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: пособие / В. А. Шинкаренко [и др.]; под ред. В.А. Шинкаренко. – 2-е изд. – Минск: Четыре четверти, 2017. – 76 с.
27. Шинкаренко, В.А. Планирование коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности в I–V классах первого отделения вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко, Т.А. Федоренко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 4. – С. 49–54.
28. Шинкаренко, В.А. Теоретические основы коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.А. Шинкаренко // Учёные записки факультета специального образования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; науч. ред. С.Е. Гайдукевич, В.А. Шинкаренко, Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 270– 279.
29. Шинкаренко В.А. Формирование трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / В.А. Шикаренко, М. Быченок // Пралеска. – 2017. – № 6. – С. 3 – 6.
30. Шинкаренко, В.А. Учебные занятия по трудовому обучению в I–IV классах интегрированного обучения и воспитания // Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 24–25 окт. 2013 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск: БГПУ, 2013. – C. 183–185.