ВВЕДЕНИЕ
Общество стоит сегодня перед острейшей проблемой, обусловленной нарастающим противоречием: с одной стороны, происходит накопление интеллектуального потенциала, растут возможности его использования в управленческой деятельности, с другой – заметно снижение уровня управления. Мир переживает системный кризис управления, который угрожает планете Земля непредсказуемыми катастрофами, уничтожением человеческой цивилизации, В этой связи следует всесторонне осмыслить феномен управленческой культуры, дать оценку ее состояния.
В настоящее время учреждения культуры принимают участие не только в культурных, но и в социально-экономических процессах, продолжая оставаться при этом центрами досуга. Организации борются за свободное время культурного потребителя, в условиях жёсткой конкуренции, вследствие чего, нуждаются в новейших разработках и технологиях для развития своих наилучших качеств. Эффективность реализации культурного продукта или услуги зависит от того, насколько организации этой сферы способны превратить этот продукт в коммерческий товар без потери его качества. Важно отметить, что в зачастую разрыв между культурным продуктом и его потребителем остается очень большой.
Объект исследования: управление в сфере культуры.
Предмет исследования: формирование профессионально-управленческой культуры учреждения культуры/искусств.
Цель исследования: выявить особенности формирования профессионально-управленческой культуры учреждения культуры/искусств.
Задачи исследования:
- изучить литературные источники по теме исследования;
-определить теоретические основы управления в сфере культуры;
-выявить особенности формирования профессионально-управленческой культуры учреждения культуры/искусств;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Обзор литературы по теме исследования
В данном исследовании использованы работы отечественных и зарубежных специалистов в области традиционного маркетинга, маркетинга в области культуры и искусств, а также научные статьи, материалы научно-практических конференций, интернет-информация.
Проблема формирования политики белорусского государства в сфере культуры нашла свое отражение в трудах Бабосова Е.М., Гуляко Л., Гусева Ю.А., Дрыгина А.В., Кривошей Д.А., Саликова А.Э. и др. Исследователи отмечают, что в современных условиях культура – это стратегический ресурс страны и неотъемлемая составляющая жизни общества. Особое внимание уделяется вопросам влияния белорусских национальных традиций на формирование культуры народа; определения приоритетных направлений культурной политики; управления культурой и др.
Так, в статье В.М. Чижикова «Управление сферой культуры -технологии эффективного развития» рассматриваются проблемы, связанные с управлением сферой культуры. Технологии менеджмента социально-культурной деятельности рассматриваются как ресурс совершенствования технологического взаимодействия и специально организованного управленческого процесса [20].
В учебном пособии Е.А. Макаровой «Теория и технологии арт-менеджмента» рассматриваются теоретические основы арт-менеджмента и технологии профессиональной деятельности арт-менеджера. Пособие предназначено для работников культуры, слушателей системы дополнительного образования взрослых в сфере культуры, студентов высших учебных заведений культуры и искусства, изучающих особенности функционирования арт-индустрии, специалистов сферы социально-культурной деятельности и шоу-бизнеса [15].
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ БЕЛЫНИСКОГО РАЙОННОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ
2.1 Характеристика деятельности Белыничского районного центра культуры
Культурное обслуживание жителей Белыниского района осуществляется ГУК «Централизованная клубная система Белыничского района», куда входит 17 учреждений клубного типа: 1 районный Центр культуры, 5 сельских Домов культуры, 6 сельских клубов, 2 сельских Центра культуры и досуга, 1 сельский Центр культуры, 1 сельский Дом ремесел, 1 автоклуб.
При клубных учреждениях организована работа 145 клубных формирований, из них 84 детских клубных формирования.
9 любительских коллективов носят наименование «народный», «образцовый»: театр юного зрителя, театр миниатюр «Импульс», ансамбль народной музыки «Бялыніцкія музыкі», вокальный ансамбль «Бялыніца», эстрадная студия «Колеры», вокальный ансамбль «Славяне», хореографический коллектив «Созвездие», хор ветеранов труда районного Центра культуры и ансамбль народной песни «Вабічанскія ўзоры».
При Вишовском СЦК, Ланьковском СЦКиД организована работа площадкок филармонического и театрального обслуживания населения.
Сохранением и развитием традиционных для региона ремесел занимается Светиловичский сельский Дом ремесел. На сегодня в районе развиты такие виды декоративно-прикладного творчества, как вышивка, соломоплетение, фильцевание, тестопластика, изготовление текстильной куклы.
Одним из учреждений централизованной клубной системы Белыничского района является Белыничский районный центр культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Сегодня в Республике Беларусь сложилась система органов управления культурой, включающая в себя министерство культуры, управления культуры областных исполнительных комитетов, учреждения культуры областного и районного уровней.
Органы государственного управления в сфере культуры имеют свои специфические функции, реализация которых направлена на достижение главной цели – формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны.
Белыничским районным центром культуры осуществляются просветительские, воспитательные и развлекательные функции. В своей работе работники центра культуры стараются охватить все возрастные группы населения. Белыничский районный центр культуры оказывает слеующие виды услуг населению: дискотеки молодежные, дискотеки подростковые, дискотеки детские, шоу-программы, служба доставки подарков «Дари и радуй», «Арт-сюрприз» (концертные номера во время семейных торжеств), обучение молодоженов и выпускников вальсу, индивидуальное обучение восточному танцу, семейные торжества, ведение юбилеев и свадеб, концерты, профессиональные праздники, огоньки, вечера отдыха, выпускные вечера, оказание услуг звукорежиссера, разработка сценариев, проведение детских дней рождений, подготовка смотров-конкурсов.
Белыничский районный центр культуры входит в систему ГУК «Централизованная клубная система Белыничского района». Руководство центром культуры осуществляет директор. Изучение особенностей
1. Гапанович-Кайдалов, Н. В. Организация государственного управления культурой в Республике Беларусь / Н.В. ГапановичКайдалов // Социум и власть. – 2008. – №4 (20). – С.97-107.
2. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с.
3. Дадамян, Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры / Г. Дадамян. – Режим доступа : http.www.newslab.ru
4. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г.Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
5. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
6. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
7. Калашникова, А.В. Маркетинг театрального спектакля / А.В. Калашникова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 40-44.
8. Канащук, Т.Н. Маркетинг в сфере театрального искусства / Т.Н. Канащук // Омский научный вестник. – 2013. – №2. – (116). – С. 22–26.
9. Кащенко Е. Г., Разумова М. С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально зрелищных услуг // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). – С. 46–49.
10. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф / – М. : Классика-XXI, 2004. – С. 38.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 780 с.
12. Кохтев, Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н.Н. Кохтев – М. : Изд-во МГУ, 1997. – 96 с.
13. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
14. Макарова, Е. А. Теория и технологии арт-менеджмента: науч.-метод. пособие / Е. А. Макарова. – Минск : ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
15. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
16. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
17. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 08.10.2017.
18. Романова, Н.В. Управление эффективностью в сфере культуры / Н.В. Романова // Вестник БИСТ. – 2013. – № 1(17). – 80-85.
19. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.
20. Чижиков, В.М. Управление сферой культуры – технологии эффективного развития / В.М. Чижиков // Вестник МГУКИ. – 2013. – №5 (55). – С.70-76.