Введение
1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг
1.1 Понятие и основные признаки договора возмездного оказания услуг
1.2 Основные виды договоров возмездного оказания услуг, их отличительные черты
1.3 Форма и существенные условия договора возмездного оказания услуг
2 Права и обязанности сторон договора возмездного оказания услуг
2.1 Права и обязанности заказчика по договору возмездного оказания услуг
2.2 Права, обязанности и ответственность исполнителя по договору возмездного оказания услуг
3 Порядок заключения и расторжения договора возмездного оказания услуг
3.1 Основания и порядок заключения договора возмездного оказания услуг
3.2 Основания и порядок расторжения договора возмездного оказания услуг
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день, участники гражданских правоотношений, сознательно и бессознательно должны вступать в договорные правоотношения, основной частью которых являются договоры на компенсационное предоставление услуг. Этот тип договорных отношений развивается наряду с эволюцией социально-политических отношений, с древних времен, постоянно меняя и приобретая новые правила, необходимые для регулирования различных видов услуг.
Быстрый рост сектора услуг в настоящее время является одним из основных законов развивающейся экономики и охватывает широкий спектр мероприятий, направленных на удовлетворение личных потребностей населения и потребностей производства, а также потребностей общества в целом: от торговли, транспорта и финансирования до страхования, консультирования по вопросам медиации и удовлетворения культурных потребностей потребителей. Поэтому проблема регулирования договора на предоставление услуг имеет первостепенное значение для внутреннего гражданского права.
В соответствии с гражданским правом услуги как виды действий представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и мероприятий значительно возрастает в современной рыночной экономике.
Итак, все выше сказанное обосновывает актуальность данной работы.
Необходимо отметить, что проблемы правового регулирования договора возмездного оказания услуг уже были предметом научного анализа.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с оказанием услуг исполнителем по заданию заказчика.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие порядок заключения и расторжения договора возмездного оказания услуг.
Целью данного исследования является комплексная характеристика возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– охарактеризовать понятие и основные признаки договора возмездного оказания услуг;
– исследовать основные виды договоров возмездного оказания услуг, назвать их отличительные черты;
– рассмотреть форму и существенные условия договора возмездного оказания услуг;
– изучить права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг;
– рассмотреть основания и порядок заключения и расторжения договора возмездного оказания услуг.
1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг
1.1 Понятие и основные признаки договора возмездного оказания услуг
Договор имеет важное значение в развитии товарно-денежных отношений в рамках частной собственности. Он является той юридической формой, в рамках которой товаровладельцы признают в друг друге собственника товара и в которую облекается переход товара от одного собственника к другому.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее – ГК) договор – это соглашение двух либо более лиц. Его цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [8].
Гражданско-правовое соглашение способствует развитию инициативы и деятельности сторон и в определенной степени является средством реализации правовой субъективности участников гражданского права.
Отметим, что гражданско-правовой договор – это разновидность сделки. Сделки - один из наиболее распространенных юридических фактов. Юридическими фактами являются обстоятельства, при которых нормы гражданского права ассоциируют возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Юридические факты достаточно разнообразны. Основная их классификация – это деление их на действия и события. Действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. И основным видом таких актов и является сделка [3, с.47].
В соответствии со ст. 154 ГК сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [8].
Основная цель сделки – это ее основание. Цель, которую преследуют субъекты сделки, совершая ее, всегда носит правовой характер. Это может быть приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и так потом. Именно поэтому морально-бытовые соглашения нельзя назвать сделками.
Этими признаками сделка отличается от иных правомерных волевых актов, влекущих возникновение гражданских и обязанностей .
На основании вышеизложенного можно выделить следующие признаки сделки:
– сделка – это распространенный юридический факт, представляющий собой действие;
– сделка – это правомерное действие. Юридическое действие считается сделкой только в том случае, если оно правомерно, поэтому не являются сделками те юридические действия лиц, которые не соответствуют действующему законодательству, хотя по внешнему виду эти действия могут быть приняты за сделку;
2 Права и обязанности сторон договора возмездного оказания услуг
2.1 Права и обязанности заказчика по договору возмездного оказания услуг
Права и обязанности сторон любого гражданско-правового договора составляют его содержание.
Заказчик как сторона договора возмездного оказания услуг наделен большой совокупностью прав.
Первое право заказчика – отказ от исполнения договора, но лишь при условии оплаты исполнителю тех расходов, что фактически понесены им [8].
В случае если подрядчик не выполнит своевременный договор на предоставление платных услуг или оказывает услуги настолько медленно, что становится явно невозможным выполнить их к крайнему сроку, клиент приобретает право отказаться от выполнения договора и потребовать компенсацию за потери, причиненные ему [8].
Ввиду того, что услуги по рассматриваемому виду договора предоставляются по заданию заказчика, он наделен правом в любое время проверять ход и качество оказываемых услуг. Это установлено ст. 669 ГК [8]. Следовательно, заказчик наделен правом влиять на ход оказания услуг, а также на конечный результат. Аналогичным правом наделен заказчик в договоре подряда.
Отметим, что в ст. 733 ГК вовсе не указано на обязанность заказчика принять результат оказанной услуги. Также закон не содержит указания на обязанность исполнителя сдать заказчику результат предоставленной услуги [8].
Однако заказчик после завершения предоставления услуг должен оценить результат, полученный подрядчиком. Если вы обнаружите отступление от договора, ухудшение результата службы или другие недостатки, он должен немедленно сообщить об этом подрядчику. Клиент, который не соблюдает эти требования, лишен права ссылаться на недостатки производительности, которые могли быть установлены обычным способом использования результата услуги (очевидные недостатки), если иное не предусмотрено соглашением о платных услугах [17, с.73].
Если после предоставления услуги признается отступлением от договора на предоставление услуг или других недостатков, которые не могут быть идентифицированы на момент прекращения его предоставления обычным способом использования результата службы (скрытые дефекты), в том числе те, которые были намеренно скрыты подрядчиком, клиент должен уведомить исполнителя в течение разумного срока после их открытия.
Если между клиентом и подрядчиком возникает спор относительно недостатков или их причин, экспертная экспертиза должна быть назначена по просьбе любой из сторон договора. Затраты на экспертизу несет исполнитель, за исключением случаев, когда в ходе проверки установлено, что подрядчик не нарушил предоставление платных услуг или причинную связь между его действиями и обнаруженными недостатками.
3 Порядок заключения и расторжения договора возмездного оказания услуг
3.1 Основания и порядок заключения договора возмездного оказания услуг
Заключение договора – это одна из самых важных стадий договорных отношений. Именно от данной стадии зависит коммерческий успех, стабильность экономики конкретного субъекта договорных отношений.
Заключению договора, как правило, предшествуют так называемые преддоговорные контакты. Они устанавливаются с целью выявления истинных намерений контрагентов, их финансовых возможностей, определения цены будущего договора с учетом затрат, разработки проектно-технической, сметной и иной документации, согласования иных аспектов, необходимых для заключения и исполнения договора [22, с.5].
ГК такой преддоговорной контракт именует как предварительный договор. Согласно ГК в соответствии с предварительным договором стороны обязуются заключить договор в будущем на условиях, которые уже определены в данном предварительном договоре.
ГК в п. 1 ст. 402 указывает на нормы, которые полностью распространяют свое действие на договоры о возмездном оказании услуг. К таковым нормам относятся:
– договор считается заключенным с момента согласования его существенных условий;
– договор должен быть оформлен в порядке, предусмотренном для конкретного вида соглашения. Это может как устная, так и письменная, нотариальная форма [8].
Как пишет Е.А. Суханов, можно выделить следующие стадии заключения договора: преддоговорные договоры сторон (переговоры); оферта; рассмотрение оферты; акцепт оферты. При этом две стадии – оферта и акцепт оферты – являются обязательными для всех случаев заключения договора [23, с.105].
Итак, момент согласования всех существенных условий договора возмездного оказания услуг сведен к тому, что стороны посредством акцепта и оферты должны прийти к единому мнению относительно условий договора.
Оферта представляет собой предложение, направленное другой стороне, о заключении договора [8].
Оферта – это определенное предложение, которое адресовано одному либо нескольким конкретным лицам, оно выражает намерение лица, сделавшего такое предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение [18, с.96].
Публичная оферта – это предложение, которое содержит все существенные условия договора, из которого четко видна воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в конкретной оферте условиях с любым, кто этого пожелает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Договор возмездного оказания услуг – это вид гражданско-правового договора, в силу которого исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить определенную услугу, а заказчик обязуется ее оплатить.
Специфика договора об оказании услуг для стоимости заключается в том, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, предоставляющего эти услуги. Договор платных услуг как объект обязательства не является материализованным (материальным) результатом действий подрядчика, переданных клиенту, но фактические действия самого поставщика услуг, как правило, не материализуются (неосязаемы) и тесно связаны к личности поставщика услуг.
Основные признаки договора возмездного оказания услуг: консенсуальный, двусторонний, возмездный.
2. Виды договоров возмездного оказания услуг довольно-таки разнообразны. Каждый из них наделен отличительными особенностями, связанными, главным образом, со спецификой предоставляемой услуги.
3. Форма договора возмездного оказания услуг ГК не регламентирована. По общему правилу, данный договор должен быть составлен в письменной форме (также это может быть кассовый чек, жетон, квитанция и т.п.).
Единственным существенным условием данного договора является его предмет, а именно услуга. Однако, по нашему мнению, к существенным условиям договора возмездного оказания услуг следует также относить его срок.
4. Права и обязанности сторон договора возмездного оказания услуг составляют его содержание.
Заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг, однако при этом он должен оплатить исполнителю понесенные последним фактические расходы, затраченные на оказание услуги. При этом главная обязанность заказчика состоит в оплате оказываемой ему услуги.
5. Права исполнителя намного шире прав заказчика. Так, он вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, равно как и заказчик, однако его преимущество в данном случае состоит в том, что вместе с таким отказом исполнитель вправе требовать возмещения ему оплаты услуг (полной либо фактических расходов). Главная обязанность исполнителя – оказать услугу надлежащего качества в установленный срок и в установленном месте.
6. Заключение договора возмездного оказания услуг представляет собой фактическое достижение согласия между двумя сторонами, облеченное в установленную законодательством форму.
1. Алексеев, С.С. Гражданское право / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 2015. – 471 с.
2. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. – Минск: Тетралит, 2016. – 160 с.
3. Борисов, Б.А. Услуги. Правовой режим реализации / Б.А. Борисов. – М.: Норма, 2017. – 165 с.
4. Брагинский, М.И., Ветрянский, В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский. – М.: Статут, 2016. – 359 с.
5. Ватулин, А.С., Велиева, Р.Д. Договор возмездного оказания услуг: теория и практика применения / А.С. Ватулин, Р.Д. Велиева // Наука и инновации в 21 веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. ст. – Пенза, 2017. – С. 51–54.
6. Вольвач, Я.В. Услуги в системе гражданских правоотношений / Я.В. Вольвач // Адвокат. – 2019. – № 1. – С. 97-109.
7. Головкина, Д.В. К вопросу о разграничении понятий «работа» и «услуга» в договорных отношениях / Д.В. Головкина // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 3 (78). – С. 17–21.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. [Электронный ресурс]: в ред. от 04.05.2019 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
9. Дежкина, Ю.А. Гражданско-правовой договор как универсальная правовая конструкция / Ю.А. Дежкина // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – № 1-1. – С. 197–200.
10. Диденко, А.Г. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций / А.Г. Диденко. – Алматы: Нур-пресс, 2016. – 722 с.
11. Индюков, Н.П. Услуга как объект гражданского правоотношения / Н.П. Индюков // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. – М.: Норма, 2018. – № 4. – С. 19-26.
12. Кабалкин, А.Ю. Гражданско-правовые договоры. Общие положения: Курс лекций / А.Ю. Кабалин. – М.: Юридическая литература, 2018. – С.22-34.
13. Каравай, А.В., Чигир, В.Ф. Гражданское право / А.В. Каравай, В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2018. – 864 с.
14. Конаневич, Ю.Г. Хозяйственное право: учебно-методическое пособие / Ю.Г. Конаневич. – Минск: Институт парламентаризма и предпринимательства, 2016. – 392 с.
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Советская энциклопедия, 2015. – 1500 с.
16. Петрищев, В.С. Существенное изменение обстоятельств: правоприменение и опыт стран общего и континентального права / В.С. Петрищев. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 82 с.
17. Ракова, Ю.А. Особенности договора возмездного оказания услуг / Ю.А. Ракова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. – М.: Эксмо, 2016. – С. 72–75.
18. Савина, И.В. Гражданское право. Общая часть / И.В. Савина. – Минск: Академия МВД, 2016. – 383 с.
19. Сергеев, А.П., Толстой, Ю.К. Гражданское право: в 3-х томах / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М., 2015. – 748 с.
20. Ситдикова, Л.Б. К вопросу о существенных условиях договора возмездного оказания услуг / Л.Б. Ситдикова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. – 2018. – № 2 (14). – С. 71–79.
21. Ситдикова, Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования оказания услуг в гражданском праве / Л.Б. Ситдикова. – М.: Юристъ, 2018. – 339 с.
22. Скибенко, Я.Г. Проблемы разграничения договора возмездного оказания услуг и договора подряда / Я.Г. Скибенко // Юридический факт. – 2016. – № 1 (1). – С. 4–6.
23. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т.: Общая часть: учеб.для студентов вузов / Е.А. Суханов. – М.: ВолтерсКлувер, 2016. – 720 с.
24. Степанов, Д.И. Услуги как объект гражданских прав / Д.И. Степанов. – М.: Статут, 2015. – 349 с.
25. Шешенин, Е.Д. Классификация по оказанию услуг / Е.Д. Шеменин. – М.: Юрид. лит-ра, 2017. – 356 с.
26. Шматков, И.И., Пушкин, В.И. Гражданское право. Общая часть / И.И. Шматков, В.И. Пушкин. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. –526 с.
27. Шмелев, Р.В. Понятие услуги как предмета договора возмездного оказания услуг. Отличия услуги от работы / Р.В. Шмелев // Юридические науки. – 2016. – № 4. – С.5-14.