ВВЕДЕНИЕ
В последнее время остро ставятся проблемы финансирования учреждений культуры. С приходом рыночной экономики учреждения культуры оказались в принципиально новых условиях. Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства, благотворительности и меценатства, непредсказуемость поведения аудитории, в том числе из-за развития коммерческого сектора досуга, обусловили целый комплекс финансовых проблем. Все чаще конкурентное преимущество определяется умением занять определенные позиции в информационном поле общества, где борьба идет за известность, за интерес и внимание публики. А это означает, что культура, традиционно и эффективно работавшая с общественными интересами, становится потенциальным ресурсом для бизнеса, зависящего от творческих решений дизайнеров, специалистов по рекламе и PR.
Объект исследования: учреждения культуры.
Предмет исследования: предпринимательская деятельность некоммерческих организаций сферы культуры.
Цель исследования: выявить особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций сферы культуры.
Задачи исследования:
1. Определить особенности деятельности некоммерческих учреждений культуры;
2. Выявить основные характеристики предпринимательской деятельности в некоммерческих учреждениях культуры;
3. Рассмотреть особенности предпринимательской деятельности в некоммерческих учреждениях культуры на примере Малоритского районного центра культуры.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный. Методологической базой исследования стали работы ученых, занимавшихся изучением культурно-досуговой деятельности (С.В. Конова, Л.А. Дубеко, Е. Рудакова, Е.А. Белецкая, И.М. Асанова, С.О. Дерябина, Г.А. Аванесова, И.Л. Смаргович).
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы в процессе продвижения услуг Малоритского районного
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Обзор литературных источников по теме исследования
Вопросам предпринимательства в сфере культуры посвящен ряд литературных источников.
В книге «Основы маркетинга» всемирно известный классик маркетинга Филип Котлер дает общую характеристику маркетинга как направления хозяйственной деятельности, в том числе и в сфере культуры. В общедоступной форме излагается весь его комплекс его составные элементы, а также показано, как использовать маркетинг в той или иной конкретной рыночной ситуации. Для облегчения задачи усвоения автор использует ряд специальных приемов, включающих постановку целей в каждой главе, и применяет начальные заставки. В книге приводятся многочисленные схемы, таблицы, врезки, содержащие дополнительные примеры [9].
В публикации О.А. Быстровой «Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы» рассматривается процесс продвижения как один из ведущих в маркетинговой системе социально-культурной сферы, обосновывается роль и место рекламы и PR в системе маркетинговых коммуникаций, определяются их специфические характеристики. В частности, определены факторы, оказывающие влияние на выбор рекламных средств в учреждениях культуры [1].
В учебном пособии Л.Г. Золотаревой «Реклама в коммуникационном процессе» рассматриваются такие вопросы, как зарождение и развитие рекламы в эпоху античности, западноевропейская реклама Средневековья и Нового времени, реклама ХІХ и ХХ веков, рекламные коммуникации в маркетинге, функции и социальные эффекты рекламы [7]
Учебное пособие Г.Л. Тульчинского «Менеджмент специальных событий в сфере культуры» посвящено видам, технологии подготовки и организации специальных событий, или event менеджменту – неотъемлемой части современного маркетинга, PR, рекламы в социально культурной сфере. Особое внимание уделено интерактивной методике подготовки и проведения специальных событий,
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МАЛОРИТСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ»
2.1 Общая характеристика учреждения
Культурное обслуживание жителей Малоритского района осуществляет государственное учреждение культуры «Малоритский районный центр культуры». Деятельность районного центра культуры направлена на обеспечение культурных потребностей и интересов разных возрастных категорий жителей района, организацию самодеятельного художественного творчества и культурного отдыха населения, популяризацию народных традиций. В учреждении созданы все условия для занятий творческих коллективов, а также для проведения культурно-массовых мероприятий. Малоритский районный центр культуры существенным образом влияет на социально-культурную среду района. Трудовой коллектив как социальный институт обладает необходимыми материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами, силой общественного мнения [24].
Главными задачами государственного учреждения культуры являются:
сохранение и развитие достояния культуры региона, традиционных форм культурной деятельности и досуга;
развитие любительского творчества граждан, раскрытие и поддержка творческих индивидуальностей и талантов, носителей аутентичного фольклора;
содействие познавательной активности населения, самообразования в отрасли литературы, искусства, истории, науки, экономики, культуры быта, инноваций, киноискусства и других;
создание условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала и повышения духовности людей;
практическая поддержка социальнозначимых творческих инициатив любительских объединений, клубов, общественных объединений, в том числе тех, которые содействуют развитию культур разных
национальностей, проживающих на территории района;
формирование у различных категорий населения умения и привычек рациональной, содержательной, устойчивой и гуманной организации и самоорганизации своего свободного времени;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была поставлена цель выявить особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций сферы культуры.
Данная цель была достигнута путем решения сформулированных во введении задач.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Основными учреждениями культуры, которые нацелены на организацию досуга в Беларуси, являются следующие: Дворцы и Дома культуры, Учреждения дополнительного образования детей и молодежи: Центры и комплексы внешкольной работы, Центры молодежного досуга, Дворцы детей и молодежи, Центры эстетического воспитания, туристско-экологические центры и др. Фактически все социально-культурные учреждения (музеи, театры, филармонии, кинотеатры, парки культуры и отдыха) предлагают культурные и культурно-досуговые услуги, пользующиеся популярностью у определенных категорий населения.
У некоммерческих организаций культуры и искусства прибыль образуется лишь в том случае, если они осуществляют различные виды именно предпринимательской деятельности. Расширение сферы платных услуг учреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворение культурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга. Функциональные особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры обусловлены как особенностями самого процесса, так и поܙлучением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Такая деятельность связана с трансформацией сознания (восприятием, пониманием, переживанием и т.д.) получателя услуг и не поддается непосредственноܙму учету, а
1. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей, 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 31 янв. 2011 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
3. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с.
4. Дадамян, Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры / Г. Дадамян. – Режим доступа : http.www.newslab.ru
5. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г.Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
6. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
7. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
8. Королев, Н.Н. Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь / Н.Н. Королев // Труды СПбГУКИ. – 2013. – № 1 – С.80-82.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 780 с.
10. Кохтев, Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н.Н. Кохтев – М. : Изд-во МГУ, 1997. – 96 с.
11. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
12. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
13. Медведева, Е.С. Рекламная коммуникация / Е.С. Медведева. – М. : ЛКИ, 2004. – 280 с.
14. Мезенцев, Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е.А. Мезенцев. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.
15. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
16. Мухин, В.И. Исследование систем управления : учебник / В.М. Иванов. – М. : Экзамен, 2003. – 384 с.
17. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 08.10.2017.
18. Омаров, А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука : учеб. / А.М. Омаров. – М. : Флинта, 2009. – 325 с.
19. Сивурова Л.П. Любительское художественное творчество //Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В. 3 т. Т. 3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. ―Минск: Белорус. наука, 2007. – С. 683–729.
20. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73-76.
21. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Минск: БГУКИ, 2013. – 172 с.
22. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов. – СПб. : Лань, 2009. – 384 с.
23. Уварова, Т.И. Методические рекомендации к спецкурсу «Предпринимательство и шоу-бизнес» для студентов специальности 6.020101 «Культурология» / Т. И. Уварова. – Одесса : ОНУ имени И. И. Мечникова, 2015. – 55 с.
24. Устав ГУК «Малоритский районный центр культуры»
25. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.