ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Такое явление как гражданство многогранно, поэтому до сих ученые, не только белорусские, но и зарубежные проявляют огромный интерес к изучению разных концепций определения понятия гражданства.
Процессы, происходящие в стране, проводимая внутренняя, внешняя политика органами власти в государстве влияют непосредственно на становление института гражданства.
Аристотель один из первых указал на сложность данного явления. Так, он предпринял попытку определить, что из себя представляют понятия «гражданин» и «гражданство». По его мнению, гражданином являлся лишь тот, кто активно участвовал в политической деятельности государства, а именно участвовал в народном собрании, осуществлял правосудие и имел пассивные избирательные права.
Тем не менее, по мнению некоторых исследователей, гражданство является относительно новым институтом, которое появилось во времена первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств.
Для определения свойств населения в этом качестве приоритетными могут являться технологии формирования и оформления его состава, среди которых гражданство занимает ведущее место. Доказательств этому положению существует множество. Одно из них заключается в том, что именно с гражданства (подданства) начинается характеристика конституционно-правового статуса личности. Только лицо, имеющее доказательство принадлежности к государству, способно реализовать этот статус в полном объеме. По справедливому замечанию В. Е. Чиркина, «сама по себе констатация населенности территории не служит признаком государства». Автор, с которым мы также согласны, считает, что для определения населения как признака государства необходимо юридическое оформление его состава, осуществляющееся посредством реализации конституционно-правовых норм, составляющих институт гражданства. В связи с этим актуален вопрос о гражданстве как об одном из способов формирования и оформления состава населения государства, правосубъектности физических лиц, обеспечивающих установление взаимосвязи населения с государством.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с гражданством Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с гражданством Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА
Изучение и анализ различных источников, посвященных вопросам гражданства, позволяет установить, что в юридической науке нет единого мнения об определении гражданства, что объясняется не только наличием различных исследовательских подходов к разработке определения, но и также тем, что содержание гражданства меняется в связи с конкретными историческими условиями развития государства. Следовательно, население является неотъемлемой обязательной чертой государства. В контексте темы нашего исследования представляется логичным определить ряд подходов, на основе которых гражданство определяется как:
1) человек принадлежит государству;
2) правоотношения лица с государством;
3) правовой статус лица в государстве.
В литературе также есть направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство интерпретируется как правовые отношения между лицом и государством на основе принадлежности лица к государству. Кроме того, целесообразно рассматривать гражданство как важнейший элемент конституционно-правового статуса личности, по характеристике которого он занимает первое место. В конституционном праве гражданство представляется как самостоятельный конституционно-правовой институт. Отношения человека с государством, оформленные через институт гражданства, а также гражданство, являются первичными. Не случайно среди различных определений понятия «гражданство» важно следующее: гражданство - это особое правовое государство личности, которое мы рассматриваем как универсальный способ формирования и легализации состава населения государства.
Но помимо граждан (или граждан) на территории любого государства есть также люди, у которых нет доказательств принадлежности к стране проживания, между которыми государство также устанавливает правовые отношения, способствующие формированию населения. Это могут быть как иностранные граждане, принадлежащие другому государству, так и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством. В содержании их правовых отношений с принимающим государством мы находим существенные различия, которые влияют на формирование отдельных элементов правового статуса каждой категории, что особенно заметно при характеристике прав, обязанностей и ответственности отдельных лиц. Соответствующая разница свидетельствует о наличии категорий постоянного и переменного в составе населения любого государства, а также о наличии вариаций в способах его формирования и юридического оформления.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Принятие Декларации ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 года и особенно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года и, в результате ее деятельности, создание Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) Можно считать поворотным моментом в подходах к обеспечению прав детей в демократических государствах. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка фактически ребенок выделяется в качестве отдельного субъекта права, государства-участники предусматривают меры по реализации прав детей на жизнь, фамилию, семью, гражданство, свободу мысли, совесть и религия, свобода ассоциаций, труда, образования, отдыха и досуга, защита и укрепление здоровья и другие права.
Право на гражданство ребенка регулируется многими региональными документами по правам человека. Например, в ст. 20 Американской конвенции о правах человека закреплено: «каждый имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился, если только он не имеет права на любое другое гражданство».
В странах Европейского Союза Хартия основных прав Европейского Союза, принятая 7 декабря в Ницце, играет решающую роль в формировании, систематизации и гарантировании прав и свобод граждан стран-членов ЕС и на одновременно граждане ЕС. Абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии, являются правами человека, признанными для каждого лица, находящегося на территории Европейского Союза. Значительное место в Хартии занимает защита категорий населения, нуждающихся в усилении социальной защиты со стороны общества. Итак, ст. 24 Хартии посвящена правам ребенка, где наиболее важными гарантиями являются обязательство учитывать взгляды ребенка в отношении вопросов, затрагивающих его интересы (§ 24, ст. 1), обязанность общественности Власти и неправительственные учреждения должны действовать в отношении детей в «высших интересах» ребенка (§ 2, статья 24).
Исходя из данного постулата, члены-государства Европейского Союза должны стремиться к приобретению гражданства тех детей, родители которых являются апатридами (лицами без гражданства) либо отказывают детям в гражданстве своей страны. Филиация как способ приобретения гражданства является обязательным объектом правового регулирования в конституционном законодательстве всех стран.
Как правило, решается данный вопрос государством на основании двух главных принципов, а именно:
1) по «праву крови» (jus sanguinis), когда в расчёт принимается гражданское состояние родителей;
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Гражданство является одним из основных правовых элементов личности, поэтому гражданство играет существенную роль, поскольку большинство обязательств и прав, предусмотренных конституциями и законами штатов, устанавливаются только для граждан этих штатов [5400]. Однако, помимо граждан государства, значительную часть его населения составляют иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным или множественным гражданством. Таким образом, можно сказать, что этот институт нельзя отнести только к сфере внутреннего регулирования. Сегодня существует право на двойное гражданство, это порождает конфликты в сфере международных отношений.
Принятие Декларации ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 года и особенно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года и, в результате ее деятельности, создание Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) Можно считать поворотным моментом в подходах к обеспечению прав детей в демократических государствах. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка фактически ребенок выделяется в качестве отдельного субъекта права, государства-участники предусматривают меры по реализации прав детей на жизнь, фамилию, семью, гражданство, свободу мысли, совесть и религия, свобода ассоциаций, труда, образования, отдыха и досуга, защита и укрепление здоровья и другие права.
Право на гражданство ребенка регулируется многими региональными документами по правам человека. Например, в ст. 20 Американской конвенции о правах человека закреплено: «каждый имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился, если только он не имеет права на любое другое гражданство».
В странах Европейского Союза важнейшую роль в формировании, систематизации и гарантировании прав и свобод граждан государств-членов ЕС и одновременно граждан ЕС играет Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г., принятая 7 декабря в Ницце. Абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии, это права человека, признанные за каждым лицом, находящимся на территории Европейского Союза. Значительное место в Хартии занимает защита категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите со стороны общества. Так, ст. 24 Хартии посвящена правам ребенка, где важнейшими их гарантиями является обязанность учитывать мнение ребенка применительно к вопросам, затрагивающим его интересы (§ 1 ст. 24), обязанность публичных властей и негосударственных учреждений в своих действиях по отношению к детям исходить из «высших интересов» ребенка (§ 2 ст. 24).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной составляющей режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь является обязанность выезда из Республики Беларусь по истечении определенного срока пребывания. Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны выехать из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания. Признание причины невыезда уважительной зависит от обстоятельств дела. Уважительными причинами невыезда, как правило, признаются обстоятельства, которые сделали выезд с территории Республики Беларусь физически невозможным.
В результате проведенной правоохранительными органами в мае 2017 г. операции “Нелегал” из Республики Беларусь за нарушение правил пребывания депортировано 243 иностранца [17] (в 2016 г. – 267 [18]).
Применение депортации за совершение впервые некоторых из правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 23.55 КОАП, с нашей точки зрения, является слишком суровой мерой взыскания.
По нашему мнению, было бы целесообразно исключить административное взыскание в виде депортации в случае совершения некоторых правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 23.55 КОАП впервые, и, учитывая характер и степень общественной опасности данных деяний, провести их разграничение на ч. 1 ст. 23.55 КОАП, содержащую деяния, за совершение которых впервые депортация не применяется, и ч. 11 ст. 23.55 КОАП, содержащую деяния, предусматривающие ответственность в виде депортации при совершении впервые. На основании вышеизложенного предлагается:
1. Изложить ч. 1 ст. 23.55 КОАП в следующей редакции: “1. Несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин”.
1. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-З (в ред. от Закона Республики Беларусь 04.01.2010 г. №105-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». Минск, 2020.
2. Законодательные акты о гражданстве. В 4-х т. (Т.1: Страны Европы; Т.2: Страны Америки; Т.3: Страны Азии, Океании, Австралии). М.: Терра, 1993.
3. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский Союз, США, Япония, Бразилия. 3-е изд. М.: Бек, 2000.
4. Конституции зарубежных стран: Сборник. М.: Юрлитинформ, 2000.
5. Алексеев С.С. Общая теория права: учебное пособие в 2 т., М.: Юридическая литература, 1982. Т. 1. С. 326.
6. Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2016. № 2. С. 32-33.
7. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М.: Госюриздат, 1957. С. 335.
8. Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик // Проблемы социалистического права. 1938. № 6. С. 11-12.
9. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М. Юрист, 2015. С. 37-38.
10. Матузов, Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы объективного права. Саратов.: Саратовского ун-та, 1972. С. 290.
11. Мещеряков А.В. Гражданство РФ: возникновение, понятие, особенности структуры, приобретение и прекращение, нормативные акты. Ставрополь: Оперативная полиграфия «Тираж», 2015.С.335.
12. Основин В.С. Советские государственно-правовые отношения. М. Юридическая литература,, 1965. С. 111.
13. Уманский Я.Н. Советское государственное право. М.: Высш.шк, 1970. С. 134.
14. Фарбер И.Е. Советское государственное право. Саратов: Саратовский университет, 1979. С. 166-167.
15. Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М.: Юрид.лит,1969. С. 167.
16. Шевцов В.С. Гражданство СССР. М.: Юрид.лит, 1980. С. 167.
17. Шевцов В.С. Советское государство и личность. М.: Сов. Россия, 1978. С. 155.
18. Бабурина В.Л. Право на гражданство в Российской Федерации: понятие и проблемы реализаци // Проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Т. 1. Красноярск: СФУ, 2011. С. 218.
19. Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности. // «Правоведение», №2–2002 г. С. 67.
20. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. Двойное гражданство в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. – 2013. – № 2 (32). – с. 94.