Введение
Глава 1 Теоретические положения о Конституции
1.1 Понятие Конституции
1.2 История становления Конституции Республики Беларусь
Глава 2 Особенности принятия, изменения и прекращения действия Конституции
2.1 Принятие Конституции
2.2 Изменение Конституции
2.3 Прекращение действия Конституции
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Во всех современных государствах в качестве основного, связующего элемента всей правовой системы признается демократическая Конституция. Конституция — ядро правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития. В то же время следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее верховенство и непосредственный характер действия [3, с.11].
Термин «Конституция» возник в древнем Риме и использовался для обозначения декретов римских императоров.
В современном понимании Конституция возникла в XVII веке в результате борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция считалась основным документом государства, направленным на ограничение пределов государственной власти и обеспечение защиты индивидуальных прав и свобод.
В своей наиболее общей форме Конституция может быть определена как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), который обладает высшей юридической силой и регулирует основу взаимоотношений между человеком и государством, Конституцией государства и организацией государственной власти.
В сознании современного человека, как нам кажется, сложилось убеждение, что государство и Конституция являются явлениями, которые существуют в одно и то же время, что они присущи друг другу. Однако государства возникли гораздо раньше, чем тексты конституций. Исторически сложилось, что Конституция - явление моложе государства.
Общепризнано, что первое, как считают исследователи, Конституции - в США в 1787 году, а затем в Европе в мае 1789 года в Польше и несколько месяцев спустя во Франции. После того, как эта Конституция, как действия, близкие по форме и содержанию к их современному пониманию, стала появляться в других государствах [4, с.10].
Для Конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение по меньшей мере трех задач:
а) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
б) определение основ правового статуса граждан данного государства;
в) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ
1.1 Понятие Конституции
Фактическая Конституция имеет место в любом, в том числе бесклассовом обществе.
Юридическая Конституция является официальным определением фактического порядка вещей, средством правового регулирования реальных социальных отношений. Фактическая Конституция существует независимо от того, нашел ли она свою юридическую фиксацию или нет [3, с.16].
Фактические и юридические Конституции являются полностью независимыми явлениями и не могут быть идентифицированы. С другой стороны, правовая Конституция может считаться производной от фактической Конституции.
Фактическая Конституция не может не определять структурные и функциональные характеристики правовой Конституции, основными из которых являются реальность и соответствие фактическим конституционным отношениям, отсутствие которых приводит к фиктивной Конституции [3, с.17].
Если фактические и юридические Конституции совпадают, то конституционная система является реальной. Если они не совпадают, они существуют сами по себе, тогда конституционная система является фиктивной, нереальной.
Все Конституции также делятся на юридические, а также фактические.
Юридическая Конституция - фактически существующий документ, который фиксирует основы такой государственной структуры, как:
- государственные;
- политические;
- экономические [4, с.14].
Важно понимать, что правовая Конституция - это, по сути, просто документ, когда он фактически используется в жизни, возникает множество проблем и двусмысленностей, которые разрешаются конкретными законодательными актами, которые уже приняты различными властями и должностными лицами в выполнении положений Конституции.
Таким образом, в некоторых Конституциях четко указывается на необходимость принятия ряда конституционных законов, собственно, сама Конституция является основой, общим планом законодательной базы государства и не может дать решения конкретных вопросов.
Она содержит только основные принципы, которые предназначены для использования гражданами, должностными лицами и организациями всех типов и форм собственности в данной стране.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Принятие Конституции
Выделим несколько групп причин, определивших необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г [10]. Это причины исторического, политического, социально-экономического и идейно-теоретического характера.
К историческим причинам следует отнести:
1. приобретение Республикой Беларусь полного суверенитета;
2. распад СССР как государства.
Политический строй общества, однопартийная система привели к регрессу во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежняя политическая система и ее руководящие органы не смогли обеспечить выход страны из кризиса. Потребовались глубокие демократические преобразования, включая обновление структур государственной власти, что и было сделано путем принятия новой Конституции [13, с.126].
К причинам социально-экономического характера отнести:
1. неспособность одного государства без участия граждан-производителей удовлетворить быстро растущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах.
2. утверждение новых рыночных отношений [13, с.127].
Идейно-теоретические причины:
1. Крушение однопартийной системы власти и ее идеологии.
2. Утверждение принципа политического плюрализма, согласно которому допускается многообразие политических институтов, идеологий и мнений [13, с.129].
Все эти причины и предопределили необходимость разработки и принятия новой Конституции.
История первой Конституции независимой Беларуси начинается 22 июня 1990 г. Именно в этот день на сессии Верховного Совета депутаты XII созыва решили создать специальный орган, который бы занимался вопросами, связанными исключительно с будущей Конституцией. Постановлением Верховного Совета была образована Конституционная комиссия, в составе которой были созданы две альтернативные рабочие группы, позже слитые в одну. На всем протяжении своей деятельности (1990 – 1994 г.г.) Конституционная комиссия осуществляла трудный и противоречивый, но все же непрерывный процесс работы над Основным Законом страны [1, с.74].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде Конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности Конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ Конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ Конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность Конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности Конституции состоит в том, что Конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры Конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура Конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов.
Как правило, Конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем, имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В Конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
К функциям Конституции можно отнести юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую, охранительную, целеполагающую, информационную.
1. Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. - М., 2018. – 357 с.
2. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171 с.
3. Василевич, Г. А. Конституция – главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // Вестник молодежного научного общества. – 2017. – № 1. – С.11-19.
4. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // Юридический журнал. – 2015. – № 1. – С.10-15.
5. Златопольский, Д.Л. О сущности Конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал права. – 2017. - № 10. – С.120-126.
6. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/
7. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с.
8. Козлов, А.Е. Конституционное право: учебник / А. Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 2017. – 464 с.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 608 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск, 2006. – 47 с.
11. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 200 с.
12. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/
13. Кутафин, О.Е. Государственное право / О.Е. Кутафина. – М., 2016. – 584 с.
14. Лассаль, Ф. О сущности Конституции / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Альтшулера, 2016. – 64 с.
15. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. / М.Н. Марченко. – Т. 2. – М.: Зерцало-М, 2011. – 528 с.
16. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности Конституции / Ж.И. Овсепян // Правоведение. – 2011. - № 5. - С. 24-36.
17. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/
18. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/
19. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции Конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле. - Новополоцк : ПГУ, 2016. - С. 134-138.
20. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. – № 6. – С. 97-106.
21. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda
22. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda.
23. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 327 с.
24. Юдин, Ю.А. Современные модели Конституции / Ю.А. Юдин. – М., 2014. – 137 с.