ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, категории, терминология социальной защиты
1.2 Правовое регулирование социальной защиты населения
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие и виды социальных услуг
2.2 Условия и порядок оказания социальных услуг
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
3.1 Социальное обслуживание инвалидов
3.2 Социальное обслуживание в странах ЕАЭС: отдельные положения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция провозглашает Республику Беларусь правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека [7].
Система социальной защиты населения Республики Беларусь находится на стадии становления и динамичного развития. Этот процесс протекал в условиях почти полного отсутствия серьезных теоретических разработок.
Социальная политика – целенаправленное влияние государства, общественных организаций на существующую систему общественных отношений, направленное на улучшение условий жизни населения в целом.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в настоящее время являются предупреждение дальнейшего обнищания народа, роста безработицы сверх приемлемого уровня и создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения и условий жизни различных групп и слоев населения.
Социальная защита – это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики. Это – своеобразный механизм разрешения социальных проблем. Исходя из положений нормативных правовых актов Республики Беларусь и специальной юридической литературы, нами предпринята попытка полного, всестороннего рассмотрения понятие, основных направлений, проблем и путей совершенствования социальной защиты населения.
Итак, целью исследования в настоящей курсовой работе является рассмотрение основных вопросов, связанных с видами и порядком оказания социальных услуг в Республике Беларусь в рамках социальной защиты населения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность социальной защиты населения в Республике Беларусь: понятие, категории;
– изучить основы правового регулирования социальной защиты;
– описать понятие и виды социальных услуг в Республике Беларусь;
– выявить условия для оказания социальных услуг и порядок их предоставления;
– исследовать пути совершенствования социального обслуживания инвалидов;
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, категории, терминология социальной защиты
Изучение понятия «социальная защита населения» не является традиционным. В рамках международных и национальных социальных программ развитие проблем социальной защиты носит преимущественно методический, а не теоретический характер.
Изучение категории «социальная защита» за рубежом имеет более длительную историю, чем в отечественной научной лексике.
Впервые этот термин «social security» (социальная безопасность) был официально введен в США при разработке социальных программ в рамках политики «нового курса» Ф.Д. Рузвельта в 1935 году [27, с.15].
В 1940–х гг. в документах Международной организации труда (далее –МОТ) термин положен в основу всех концепций и рекомендаций по вопросам социальной политики. Благодаря исследованию МОТ данный термин получил широкое распространение во всем мире, а разработанные ею социальные стандарты не потеряли актуальность и по сей день.
По определению МОТ, социальная безопасность – это деятельность общества, которая обеспечивает защиту своих членов посредством ряда государственных мер по предотвращению экономических и социальных катастроф, вызванных болезнями, родами, несчастными случаями на производстве, безработицей, инвалидностью, старостью и смертью, которые прекращают или резко сокращают доходы [26, с.3].
Как следует из приведенной цитаты, главным содержанием термина является понятие «защита», несмотря на первичное название «безопасность».
Затем наравне с термином «social security» в Европе все чаще стало употребляться понятие «social protection» («социальная защита»).
Необходимость уточнения возникает в случае определения категорий, таких, как социальная защита, социальное страхование и социальная помощь, что не всегда понятно даже специалистам, работающим в этой области.
В отечественной научной лексике понятие «социальная защита» появилось совсем недавно.
По мнению известного историка, философа Юдина В.П., это деятельность государства по обеспечению малообеспеченных групп или более узкоспециализированно – отдельных личностей [24, с.128].
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие и виды социальных услуг
Особое место в системе социального обеспечения Республики Беларусь занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.
Услуги представляют собой важный вид экономической деятельности, который оказывает влияние на все стороны жизни общества. Уровень удовлетворения потребностей населения в услугах - один из основных индикаторов уровня и качества жизни.
Предоставление социальных услуг регулируется Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. №395-З «О социальном обслуживании» (далее – Закон) [15].
В ст. 1 Закона социальное обслуживание определяется как деятельность по организации и оказанию социальных услуг, содействию активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, а социальная услуга – как действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней [15].
Следует отметить, что сформулированные таким образом определения понятий социального обслуживания и социальной услуги не позволяют нам выделить признаки социальной услуги.
Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг утвержден этим же Законом.
В перечне социальные услуги разделены на несколько видов, в их числе социально-бытовые услуги, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические услуги во всех формах социального обслуживания, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов и некоторые другие [15].
Основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, устанавливаются по видам социальных услуг порядком предоставления, включающим стандарт социальной услуги.
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
3.1 Социальное обслуживание инвалидов
Лица с ограниченными возможностями – это особая категория граждан, которые нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют нормальной жизни в обществе.
Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», лица с ограниченными возможностями имеют неотъемлемое право участвовать в жизни общества наравне с другими гражданами [13].
Однако, для того чтобы обеспечить лицам с ограниченными возможностями эффективную интеграцию в общество, необходимо создавать специальные условия: приспосабливать инфраструктуру, своевременно и комплексно осуществлять реабилитацию, оказывать необходимый уход и др. В зарубежных странах (Швеция, Германия, Великобритания, США, Швейцария) давно практикуется деятельность по предоставлению персональной помощи для лиц с ограниченными возможностями. Благодаря персональной помощи инвалиды могут на равных с другими людьми принимать участие в жизни общества, планировать и последовательно осуществлять свои жизненные планы. Персональный помощник является для лиц с ограниченными возможностями «проводником» в полноценную жизнь [1, с.86].
В настоящее время одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении либо за плату одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дома-интернаты общего типа могут подразделяться на дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет [15].
Полустационарное обслуживание предполагает комбинирование обслуживания на дому и в специализированных учреждениях и нацелено на предоставление услуг социально-бытового, медицинского, культурного характера, организацию питания, отдыха, обеспечение участия граждан в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни [24, с.71].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция провозглашает Республику Беларусь правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека.
Система социальной защиты населения Республики Беларусь находится на стадии становления и динамичного развития. Этот процесс протекал в условиях почти полного отсутствия серьезных теоретических разработок.
Изучение понятия «социальная защита населения» не является традиционным. В рамках международных и национальных социальных программ развитие проблем социальной защиты носит преимущественно методический, а не теоретический характер.
Она представляет собой в широком смысле деятельность государства по реализации целей и приоритетов социальной политики: реализация юридически закрепленного комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающего уважение социальных прав каждого члена общества; в узком смысле – комплекса конкретных мер экономического, правового и организационного характера, направленных на поддержку наиболее уязвимых групп общества или тех, кто работает (служит) в связи с социальными рисками.
Для создания эффективно функционирующей социальной системы необходимо обеспечить социальную защиту и социальную поддержку населения. Социальная защита населения является одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Беларусь.
Модернизация социальной сферы, в том числе каждой отраслевой системы в ее структуре, происходит в связи с модернизацией экономики, что должно учитывать социальную направленность политики, на которую влияет общее состояние страны – бедность значительной части населения Республики Беларусь, а также ухудшение демографической и экологической ситуации.
Основными формами социальной защиты населения являются:
– пенсионное обеспечение;
– обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения;
– компенсационные выплаты;
– социальное обслуживание.
Особое место в системе социального обеспечения Республики Беларусь занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц.
1. Антропов, В.В. Социальная защита в странах ЕАЭС / В.В. Антропов. – М.: Экономика, 2016. – 310 с.
2. Бабич, А.М., Егоров, Е.Н., Жильцов, Е.Н. Экономика социального страхования: курс лекций / А.М. Бабич, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов. – М.: ТЕИС, 2008. – 256 с.
3. Волгин, Н.А. Социальная политика: учебник / Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2014. – 450 с.
4. Губинский, М. Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты / М.Ш. Губинский // Современное право. – 2016. – № 9. – С. 35-46.
5. Золотарева, А. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты / Золотарева А. [и др.]. – Минск: Амалфея, 2017. – 268 с.
6. Кокшарова, Е.С., Ковбасюк, Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения / Е.С.Кокшарова, Ю.Е.Ковбасюк // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 225-237.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
8. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018г. №392 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
9. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М: Книжный мир, 2016. – 468 с.
10. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты / Т.К. Миронова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 210 с.
11. Морозов, П. Е., Чанышев, А. С. Право социального обеспечения стран Евразийского экономического союза : учебное пособие. — М. : Проспект, 2017. – 336 с.
12. О государственной социальной помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
13. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ [Электронный ресурс]: в ред. от 17.07.2009 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
14. О социальной поддержке: Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 г. № ЗР-231 [Электронный ресурс]: в ред. от 12.01.2018 г. // Законодательство стран СНГ. – Минск, 2020.
15. О социальном обслуживании: Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З [Электронный ресурс]: в ред. от 13.07.2012 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
16. О специальных социальных услугах: Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 г. № 114-IV ЗРК [Электронный ресурс]: в ред. от 01.04.2019 г. // Законодательство стран СНГ. – Минск, 2020.
17. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. от 01.05.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс». – Минск, 2020.
18. Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской Республики от 19 декабря 2001 г. № 111 [Электронный ресурс]: в ред. от 24.04.2019 г. // Законодательство стран СНГ. – Минск, 2020.
19. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 2015. – 150 с.
20. Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т.А. Постовалова. – Минск : Тесей, 2018. – 512 с.
21. Токарская, Н.М., Марасанова, A.A. Стратегические направления регулирования уровня жизни населения / Н.М. Токарская, А.А. Марасанова. – Минск: БНТУ, 2016. – 520 с.
22. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебное пособие / В.Ш. Шайхатдинов. – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 167 с.
23. Шклярский, Ю. Социальная защита в структуре общества / Ю. Шклярский // Социальная. – 2018. – № 8. – С. 33-40.
24. Юдин, В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы : учеб.-метод. пособие / В.П. Юдин. – Казань: Изд–во КГУ, 2005. – 512 с.
25. Ярская-Смирнова, Е.Р., Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие для вузов / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2015. – 316 с.
26. Introduction to Social security. – Geneva : ILO, 1984. – Р. 3.
27. Social security: beyond the Rhetoric of crisis / еd. by T.R. Marmor, J.L. Mashaw. – Princeton: Princeton University Рress, 1988. – Р. 15.