ВВЕДЕНИЕ
Коррекционно-развивающая работа, организуемая специалистами дошкольных и школьных учреждений при работе с детьми, представляет собой целостную систему, опирающуюся на всех участников процесса, формируя коррекционно-развивающее пространство. При организации такого вида работы необходимо учитывать множество аспектов, среди которых основными являются координационная работа и коррекционно-развивающая программа, разработанная педагогами. Вторым важным аспектом выступает взаимодействие специалистов-дефектологов и педагогов в совместной разработке методик, приемов коррекционно-развивающей работы, публикация и распространение теоретических и экспериментальных данных. Включение родителей в общую коррекционную работу совместно со специалистами – один из важнейших аспектов успешности коррекционно-развивающей программы, так как совместными усилиями можно достигнуть большего эффекта.
Из практики известно, что большинство родителей слабо представляют, какие виды работ проводит педагог с детьми при коррекционно-развивающей работе. Зачастую родители негативно воспринимают информацию о переводе их ребенка в логопедическую группу. Поэтому вторым важным моментов при сотрудничестве педагогов и родителей является информирование последних об этапах коррекционно-развивающей работы.
Педагог должен четко спланировать и организовать коррекционно-развивающие занятия с детьми и донести до родителей необходимую информацию по предполагаемым формам работы и предположительным результатам. В определенных случаях педагог должен провести и коррекционно-развивающую работу и с родителями.
Активное сотрудничество педагогов и родителей может быть организовано в различных формах: традиционных (родительские собрания, встречи со специалистами, индивидуальные и групповые консультации), так и нестандартных (творческие мастерские, круглые столы, открытые просмотры педагогического процесса, ведение школьных дневников, ведение сайта).
Гипотеза: существует определенная потребность во взаимодействии педагогов и родителей в ходе реализации коррекционно-развивающей программы. Родители в разной степени информированы о коррекционной работе, проводимой с их детьми и, соответственно, имеют разный уровень участия в этой работе.
Учитывая значимость и важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс мы строим на основе взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности всех участников педагогического процесса.
Включение родителей в образовательный процесс обучения детей обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.
В психологической и педагогической литературе интерес к проблеме взаимодействия возник еще с конца 60-х гг. прошлого века. В педагогической теории и практике категория «взаимодействие» обозначался понятиями «контакт», «взаимосвязь» и т.д. Общими для всех этих понятий были основные характеристики этого термина: совместимость, взаимовлияние, взаимные действия, взаимопонимание, взаимопознание и др. Все эти характеристики по-разному проявляются в зависимости от ситуации и условий, в которых находятся участники педагогического процесса, соответственно, это и порождает множество типов взаимодействия и их классификация.
Понятие «взаимодействие» в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных сторон:
- как интерактивный компонент педагогического общения, заключающийся в обмене действиями (интеракциями), в планировании общей деятельности;
- как условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий взаимообусловленность связей и отношений ее элементов [13].
Термин «партнерство» в психолого-педагогическую литературу пришел из других сфер и трактуется по-разному как механизм взаимоотношений между представителями трудящихся и работодателями, между государственными органами и т.д.
Партнерство в образовании – это система взаимообусловленных педагогических действий, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответные действия другого, причем
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия группы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Петрикова» во второй младшей группе.
Эмпирическое исследование проходило в два этапа:
- анкетирование родителей (приложение 1);
- тестирование (приложение 2).
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях мы использовала тест К.Томаса «Тест поведения в конфликтных ситуациях» [18], который считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Компромисс;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОПТИМИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Коррекционно-развивающая программа по оптимизации сотрудничества педагогов и родителей состоит из ряда этапов. Любая работа, планируемая деятельность подразумевают достижение, в конце концов, каких-то конкретных результатов.
Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы ориентируются на цели и задачи. Из целей, которые определяются на основе имеющейся проблемы, вытекают задачи; исходя из задач, разрабатываются мероприятия. Для контроля выполнения мероприятий и реализации задач и целей применяются критерии и индикаторы эффективности проделанной работы.
Коррекционно-развивающая программа по оптимизации сотрудничества педагогов и родителей в самом общем виде включает в себя этапы реализации этой программы, план и критерии эффективности.
На первом этапе проводится информационно-аналитический сбор информации и ее анализ. С целью сбора информации для аналитики могут использоваться как анкетные данные, так и данные тестового опроса.
На втором этапе – методическом – проектируется совестное взаимодействие/сотрудничество педагогов и родителей.
На основании полученных данных составляет перспективный план работы.
Целью программы является повышение качества системы сотрудничества между педагогом и родителями, создание системы действенной поддержки и взаимопомощи, активное вовлечение родителей в эмоциональное и физическое воспитание детей и коррекционно-педагогический процесс.
Задачи:
- создать условия для включения родителей в воспитательно-образовательное пространство дошкольного учреждения;
- через систему мероприятий повышать педагогическую культуру родителей, повышать мотивацию родителей к сотрудничеству;
- разработать групповые и индивидуальные формы работы с «проблемными» семьями;
- изучить и корректировать профессиональные проблемы и затруднения педагогов при общении с родителями [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы в теоретическом обзоре по проблеме взаимодействия родителей и педагогов и родителей было выявлено, что понятие «партнерство» носит многосторонний и сложный характер и в образовании партнерство подразумевает слаженное взаимодействие всех участников учебного процесса и выступает как вид социального партнерства – сотрудничества, в том числе.
Однако, процесс установления сотрудничества педагогов и родителей можно рассматривать как сложную психолог-педагогическую проблему, так как барьеры могут как со стороны родителей, так и педагогов. Однако, важным является понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста; стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компетентность воспитателей и родителей; уважение к личности ребенка; взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей позволяет строить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с календарно-тематическим и перспективным планированием и добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений.
Во второй главе нами было проведено экспериментальное исследование, которые выявило, что острых проблем в сфере сотрудничества между педагогами и родителями нет, в целом, итоги анкетирования говорят о высоком уровне компетентности воспитателя в межличностной коммуникации. Это подтверждают и результат теста, согласно которому основными тактиками в общении с родителями педагог предпочитает компромисс и сотрудничество.
Тем не менее, учитывая результаты эмпирического исследования, нами был разработан примерный план коррекционно-развивающей программы по оптимизации сотрудничества педагогов и родителей.
В третьей главе исследования была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа взаимодействия педагогов и родителей. Положительным результатом данной деятельности можно считать возросшую активность родителей в делах садика по сравнению с прошлыми годами: на 25% увеличилась посещаемость родительских собраний, что видно из протоколов собраний; родители стали чаще интересоваться успехами детей; стали более активными участниками различных конкурсов и мероприятий.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого
1. Андреева, Г.М.Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 375 с.
2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - С.54-58.
3. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 256 с.
4. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК. - 2003. - С. 93-110.
5. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская // Дефектология. – 1999. – № 4. – С.66–72.
6. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума дошкольного учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. - Йошкар-Ола, 2003. - 24 с.
7. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия / В.А. Горянина // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - 330с.
8. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова. – М., 2002. – 120 с.
9. Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями / Е.Н. Захарова // Логопед. – 2006. – № 6. – С. 54–58.
10. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. //Управление ДОУ, 2002г. № 4 стр. 100 – 110.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект – М.: ТЦСфера, 2005г.
12. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
13. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / И.В. Кощиенко. – Проблемы педагогики и психологии. – 2011. – № 1 – С. 209-211.
14. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 159 с.
15. Недвецкая, М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая // М.: УЦ Перспектива, 2009. – 152с.
16. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. - 2-е изд. / Н.В. Самоукина. - М.: Психотерапия, 2006. - 192 с.
17. Станкин, М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: учебное пособие / М.И. Станкин. - М.: МОДЭК, 2006. - 490с.
18. Тест Томаса – типы поведения в конфликте [Электронный источник] / Психологос. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/test-tomasa---tipy-povedeniya-v-konflikte. – Дата доступа: 25.10.2017.
19. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Академия, 2007. - С.71-83.