ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Понятие конфликта и стратегий конфликтного поведения
1.2 Межличностные отношения в трудовом коллективе и их виды
1.3 Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинском учреждении
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов исследования стратегий поведения в конфликте среди молодых специалистов-медиков
2.3 Методические рекомендации по профилактике конфликтов среди молодых специалистов-медиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросами практики, отражающие усиливающуюся тенденцию в настоящее время к смещению акцентов на межличностные отношения в профессиональной деятельности. Сегодня особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности медицинских учреждений, функционирования внутри коллектива межличностного взаимодействия. Деятельность медицинского работника сложна и многообразна; она требует не только профессиональной компетентности от представителей этой профессии, но и умения выстраивать межличностные отношения между коллегами и субъектами своей деятельности.
Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в здравоохранении. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Специфика работы в медицинском учреждении способствует появлению конфликтов как между сотрудниками, так и конфликтов и пациентами.
Актуальность выявления стилей конфликтного поведения медицинских среди молодых специалистов-медиков заключается в том, чтобы в дальнейшем на основе диагностики можно разработать методические рекомендации для конструктивного преодоления конфликтных ситуаций среди медицинских работников с учетом выбираемого ими стиля межличностных отношений.
Проблемой межличностных отношений занимались отечественные (Г.М. Андреева, Э. Аронсон, А.А. Бодалев Е.Н. Казанцева, В.Н. Куницина, С. Нартова-Бочавер, Н.Н. Обозов, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер) и зарубежные (М. Пул, Ю. М. Уорнер, А. Фернхем) психологи.
В последние годы возрастает интерес к изучению социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников различных специальностей (Н.А. Абрамова, С.А. Бабанов, Н.Г. Банайтис, Э.В. Будаева, Л.В. Галеева, Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич, Л.А. Мурашова).
Анализ литературы показал, что проблема изучения взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов является недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Понятие конфликта и стратегий конфликтного поведения
В современной психологической литературе не существует общепринятого определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [10, с. 175].
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [4, с. 27].
Конфликт представляет собой совокупность конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности [24, с. 134].
Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами [16, с. 63]. Поведение индивида в конфликтной ситуации, которое направлено на утверждение своих интересов и ограничение интересов другой стороны, обусловленное образом конфликтной ситуации, принято обозначать конфликтным поведением.
Наиболее распространенным социальным конфликтом является межличностный конфликт. Межличностный конфликт – это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Такой конфликт проявляется
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СРЕДИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения здравоохранения «Сморгонская центральная районная больница» г. Сморгонь. Всего в исследовании приняли участие 30 молодых специалистов-медиков.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков.
Задачи исследования:
1) выявить стратегии поведения в конфликте среди молодых специалистов-медиков;
2) определить стили межличностных отношений молодых специалистов-медиков;
3) установить статистическую связь между стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений у медработников с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ полученных результатов; формулирование рекомендаций по профилактике конфликтов среди молодых специалистов-медиков.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Опросник конфликтного поведения К. Томаса.
Назначение методики: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации. Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтное поведение может реализовываться в следующих стратегиях: соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому), приспособление (готовность уступить, пренебрегая собственными интересами), компромисс (взаимные уступки, направленные на нахождение приемлемого решения), избегание (отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей), сотрудничество (поведение, направленное на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон).
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей. Виды межличностных отношений могут подразделяться по таким критериям как: характер эмоциональны переживаний и степени взаимопонимания; в зависимости от \дистанции, валентности, позиции партнеров, степени знакомства. Основными видами межличностных отношений в коллективе являются: сотрудничество, требующее согласованности действий, и соперничество, предполагающее прямую или непрямую конкуренцию между людьми.
Специфика трудовой деятельности медицинского персонала заключается в высокой частоте и интенсивности межличностного взаимодействия с пациентами, с коллегами, с руководством. Межличностные отношения медицинского работника с пациентом могут основываться на авторитарной, партнерской и контрактной моделях. Межличностные отношения медицинского работника в коллективе выстраиваются на профессиональной компетентности и общении, оценка которых является одним из аспектов удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в медицинском учреждении в целом.
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди молодых специалистов-медиков позволило установить, что в конфликтной ситуации молодые специалисты-медики склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, т.е. активную борьбу за свои интересы, а также стратегию избегания конфликта. Реже всего молодыми специалистами-
1. Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
5. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
6. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42-46.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000.
8. Банайтис, Н.Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н.Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14-19.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
10. Большой психологический словарь / Сост. и ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
11. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94.
12. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.
13. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт - творчество. – Минск, 1996.
14. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. 3-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с.
15. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябиснкой области. – 2016. – № 1. – С. 36-42.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
17. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 395 с.
18. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
19. Казанцева, Е.Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е.Н. Казанцева // Вестник НГУ. – 2010. – Вып. 1. – Т. 10. – С. 63-66.
20. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 463 с.
21. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
22. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
23. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 592 c.
24. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
25. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ. – 2010. – № 2. – С. 58-63.
26. Медведева, П.А. Стратегии выхода из конфликта в медицинском коллективе / П.А. Медведева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – № 11, Т. 4. – С. 1164.
27. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
28. Митупов, М.Б. Профессиональное общение медицинских работников / М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
29. Мурашова, Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Л.А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с.
30. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416 с.
31. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. 2006. – 191 с.
32. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
33. Попова, Л.Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121.
34. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.
35. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.