Введение
1 Теоретические аспекты исследования психологического климата в подростковом коллективе сельской школы
1.1 Особенности классного коллектива подростков сельской школы
1.2 Понятие социально-психологического климата
1.3 Факторы формирования микроклимата
2 Эмпирическое исследование представлений учащихся о собственном будущем
2.1 Методология и методы исследования развития классного коллектива подростков сельской школы
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования в данной работе не утрачена и по сей день. Этому есть несколько основных причин. Например, массовое внедрение компьютерных технологий, интернета, приводит к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с мобильными устройствами. Из-за этого теряются навыки межличностного общения, притупляется восприятие другого человека в эмоциональном и ценностном плане.
Школьный коллектив и его общение является образовательной и ее целью является овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально-полезных качеств личности. В нем воспитывается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; в нем воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Их воспитание неэффективно без поддержки коллективом, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценности. Такие личностные качества формируются только в коллективе и через него.
Аристотель также отметил, что «если человек является общественным существом, то он может развивать свою природу только в обществе». За прошедшие столетия эта истина неоднократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и бытовые знания, овладевает навыками и умениями в различных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить с ними свои отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если он поет или танцует, ему нужны слушатели или зрители; он пишет стихи - он их кому-то посвящает.
Важный период в становлении личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными связями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создание благоприятных условий для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. В процессе целенаправленного педагогического воздействия педагог во взаимодействии со своей семьей формирует навыки и привычки поведения ребенка, начало личностных качеств, определяющих характер отношений ребенка с другими людьми, создавая тем самым предпосылки для развития коллективности как качества личности.
Работа многих исследователей в области психолого-педагогической науки была посвящена особенностям формирования коллектива класса.
1 Теоретические аспекты исследования психологического климата в подростковом коллективе сельской школы
1.1 Особенности классного коллектива подростков сельской школы
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами образования в отношении младшего школьного возраста. Как уже отмечалось, успех воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Эта ситуация еще более актуальна для подросткового возраста (от 10-11 до 15 лет), что считается переломным моментом.
Подростковый возраст (иногда его называют переходным, поскольку в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослой жизни) связан с перестройкой психических процессов, деятельностью личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений форм взаимоотношений, организации деятельности, управления со стороны взрослых, в частности учителей [18, с. 112].
Трудности, встречающиеся порой в образовательной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточными знаниями или игнорированием особенностей и закономерностей умственного развития в этом возрасте. Подросток считается более трудным для обучения и воспитания, чем молодые и пожилые люди. Очевидно, сам процесс превращения ребенка во взрослого сложен, поскольку связан с серьезной перестройкой психики и разрывом старых, устоявшихся форм взаимоотношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Фактически старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь такая форма знакомства с новым материалом часто вызывает скуку, равнодушие, явно тяготит ученика. Ранее склонный буквально воспроизводить материал, ученик теперь стремится изложить материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера другой послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
Безоговорочно принимая прежние наставления, требования взрослых, он сейчас относится к ним критически, считает, что эти наставления и требования должны быть достаточно обоснованными и логически убедительными (с его точки зрения). У него есть собственное мнение (к удивлению и разочарованию учителя, часто вопреки общепринятой мудрости), преувеличенное чувство собственного достоинства, необъяснимая обида.
Выводы по первой главе
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами образования в отношении младшего школьного возраста. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельностью личности школьника и поэтому требует решительных изменений форм взаимоотношений, организации деятельности, управления со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в образовательной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточными знаниями или игнорированием особенностей и закономерностей умственного развития в этом возрасте. Подросток считается более трудным для обучения и воспитания, чем молодые и пожилые люди. Специальных исследований, посвященных вопросам развития и воспитания классных коллективов подростков сельской школы, практически нет. Между тем в практике существует острая потребность в них. Особенности классного коллектива сельской школы в первую очередь связаны с малой его численностью, большей однородностью коллективных норм и ценностей, их сформированностью, ориентацией на окружающую социальную действительность.
Социально-психологический климат коллектива можно рассматривать в качестве: совокупности социально-психологических характеристик коллектива; преобладающего устойчивого психологического настрой коллектива; характера взаимоотношений в коллективе; интегральной характеристики состояния коллектива. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических ресурсов. Социально-психологический климат группы может быть доброжелательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоровым.
2 Эмпирическое исследование представлений учащихся о собственном будущем
2.1 Методология и методы исследования развития классного коллектива подростков сельской школы
Целью данной работы является охарактеризовать основные пути управления процессом развития классного коллектива подростков сельской школы. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База проведения исследования: ГУО «Домжерицкая базовая школа».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет в количестве 15 человек. Список испытуемых подростков представлен в виде таблицы в Приложении А.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Социометрия «Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений» Д. Ж. Морено.
2. Методика «Оценка групповой сплоченности» Сишора-Ханина.
Социометрия «Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений» Д. Ж. Морено. Изучение социометрического статуса в группе проходило посредством метода социометрии. Помощью данной методики можно установить положение студента в системе межличностных отношений и его социометрический статус. Анализ социоматрицы позволяет увидеть проанализировать картину взаимоотношений в группе, определить занимаемые статусные позиции членами группы, степень взаимности, групповой сплоченности, изолированности, степень удовлетворенности положением в группе. Стимульный материал к методике представлен в Приложении Б.
Методика «Оценка групповой сплоченности» Сишора-Ханина. Данная методика предназначена для оценки уровня сплоченности классного коллектива. Методика состоит всего из 7 вопросов. При ответе на каждый вопрос испытуемую дается несколько вариантов ответов. Стимульный материал к методике и текст опросника представлен в Приложении В.
Выводы по второй главе
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование психологического климата в подростковом коллективе сельской школы. В результате исследования были получены следующие выводы. В коллективе класса обнаруживаются 4 «звезды» (26,7%), 3 «предпочитаемых» (20%), 7 «пренебрегаемых» (23,3%) и 1 «изолированный» (6,7) студент. Примерно равное соотношение благоприятных и неблагоприятных статусов в классе свидетельствует о среднем уровнем благополучия в коллективе класса. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие учащихся в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании одноклассниками. Установлен высокий уровень взаимности в классе, который означает высокую степень сплоченности учащихся данного класса. Индекс изолированности равен 6,7%, т.е. данный коллектив класса можно отнести к благополучному. Установлен высокий коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями. Подростки удовлетворены своими отношениями в коллективе класса.
У 53,3% учащихся класса сельской школы оценивают взаимоотношения в классе на высоком уровне. А 33,3% – на среднем уровне. При этом, остальные 13,4% учащихся оценивают взаимоотношения в классе на низкой уровне. Такие полученные результаты говорят о том, что учащиеся коллектива класса сельской школы в большинстве воем чувствуют себя частью коллектива, хотели бы остаться частью коллектива. Ребята полагают, что у них взаимоотношения в классе лучше, чем в остальных классах, также дают положительную оценку взаимоотношениям с учителями. Только у двоих ребят выявлено негативное отношению к своему классу, такие ребята не считают свой класс сплоченным коллективом.
Заключение
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами образования в отношении младшего школьного возраста. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельностью личности школьника и поэтому требует решительных изменений форм взаимоотношений, организации деятельности, управления со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в образовательной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточными знаниями или игнорированием особенностей и закономерностей умственного развития в этом возрасте. Подросток считается более трудным для обучения и воспитания, чем молодые и пожилые люди. Специальных исследований, посвященных вопросам развития и воспитания классных коллективов подростков сельской школы, практически нет. Между тем в практике существует острая потребность в них. Особенности классного коллектива сельской школы в первую очередь связаны с малой его численностью, большей однородностью коллективных норм и ценностей, их сформированностью, ориентацией на окружающую социальную действительность.
Социально-психологический климат коллектива можно рассматривать в качестве: совокупности социально-психологических характеристик коллектива; преобладающего устойчивого психологического настрой коллектива; характера взаимоотношений в коллективе; интегральной характеристики состояния коллектива. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических ресурсов. Социально-психологический климат группы может быть доброжелательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоровым.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды (глобальной и локальной) являются тем общественным фоном, на котором выстраиваются и развиваются отношения между членами коллектива. Факторы микросреды представляют собой поле повседневной деятельности людей, материальное и духовное окружение личности в ближайшем окружении, семейной и профессиональной сферах, организации. Факторы социально-психологического климата могут быть объективными и субъективными. Важнейшим психологическим фактором, воздействующим на климат коллектива, является совокупность индивидуально-психологических особенностей ее членов.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
2. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Мысль, 2006. – 207 с.
3. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М., 2008. – 341 с.
4. Волгач, Г.А. Анализ психологии коллектива как целостного субъекта в контексте становления групповой самоидентичности / Г.А. Волгач // Современная наука: проблемы и перспективы развития. – 2017. – № 1. – С. 68-73.
5. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябиснкой области. – 2016. – № 1. – С. 36-42
6. Донцов, А.И. Психологические детерминанты конфликтности подростков / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 2008. – Т.1. – №6. – С.41-44
7. Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3 / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 2010. - 323 с.
8. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
9. Короткина, Е.Д. Сравнительный анализ социально-психологических характеристик коллектива и команды / Е.Д. Короткина // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2009. – Вып. 2 . – С. 213-219.
10. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
11. Макаренко, А.С. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности / А.С. Макаренко. – М., 2008. – 254 с.
12. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- СПб., Изд-во « Наука». – 2011. – 298 с.
13. Петровский, А.В. Вопросы теории истории и психологии: избранные труды / А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 2004. – 269 с.
14. Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П. Платонов. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2006. – 181 с.
15. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПБ: Речь, 2000. – 452 с.
16. Русалинова, А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления / Под ред. А.С. Пашкова. - Л., 2000. - С. 97-114.
17. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
18. Сидоренко, А.В. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива / А.В. Сидоренко, Е.И. Старкова, Е.А. Антошкина // Концепт. – 2017. – Т. 39. – С. 111-115.
19. Уварова, М.В. Исторический аспект формирования понятия «коллектив» в педагогике и социальной психологии / М.В. Уварова // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10-2. – С. 177-180.
20. Черепкова, Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – Т. 1. – С. 45-48.
21. Чернышев, А.С. Психологические проблемы современной молодежи / А.С. Чернышев // Молодежь провинции: проблемыи перспективы. - Курск. - 2011.- 154 с.
22. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. - 272 с.
23. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
24. Шепель, В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В.М. Шепель. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 384 с.