ВВЕДЕНИЕ
Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.
Вопросами контроля в обучении иностранному языку занимаются многие авторы (Володин Н.В., Горчев А.Ю., Зельг Р.И. и многие другие). Однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и проведения, не утратили своей актуальности.
Ориентируясь на цели и задачи обучения, в настоящее время решается ряд проблем, связанных с осуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения.
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест.
Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что несмотря на достаточную изученность данной темы в методике преподавания, остается ещё много вопросов по организации контроля, методах его проведения. Так в последнее время все большую популярность набирает тестирование. Однако крупных научных трудов, полностью посвященных тестам, крайне мало.
Цель курсовой работы – изучить, каким образом осуществляется контроль сформированности речевых грамматических навыков на III ступени общего среднего образования
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Методические подходы к формированию речевых грамматических навыков
В методической литературе ученые выделяют два основных подхода к обучению грамматике: имплицитный и эксплицитный. Имплицитный подход основан на формировании грамматических навыков речи обучающихся без объяснения правил, а эксплицитный, наоборот, основан на обучении грамматическим правилам. Н.Д. Гальскова [4], П.В. Сысоев [16], Е.Н. Соловова [15] в своих работах говорили о том, что в чистом виде ни один из подходов (эксплицитный или имплицитный) на практике не используется. В этой связи правомерно говорить о дифференцированном подходе, который объединяет и знакомство обучающихся с эксплицитными грамматическими правилами, и возможность самим обнаружить грамматические закономерности, а также закрепить полученные знания на практике в коммуникативных заданиях.
Имплицитный подход осуществляется двумя методами: структурным и коммуникативным.
В основу структурного метода положены упражнения на отработку структурных моделей. Очень часто данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. Данный метод предполагает примерно следующую последовательность действий [11, с. 47]:
• аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности;
• хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором;
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
2.1 Типы тестов, реализующих контроль речевых грамматических навыков
Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому или иному ученику.
Таким образом, главная отличительная черта теста – объективность, гарантируемая измерением, функция которой состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.
Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера чаще всего представляется умение создать благоприятную психологическую обстановку. Доброжелательность учителя, понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам, - вот слагаемые успешного выполнения теста. Кроме того, интерпретация результатов тестирования не должна выходить за границы, установленные его целью. Еще одной важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы – изучить, каким образом осуществляется контроль сформированности речевых грамматических навыков на III ступени общего среднего образования.
В ходе анализа научно-теоретической литературы по выбранной теме и составления комплекса упражнений цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, были достигнуты.
На основании проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
Отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролю.
Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности.
Процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний.
Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 2009. – 448 с.
2. Акулич, Ю.Е. Тестирование как средство контроля уровня владения грамматическими навыками / Ю.Е. Акулич. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 9 с.
3. Васильев, В.И. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов. Учеб. Пособие / В.И. Васильев, Т.Н. Тягунова. – М.: МЭСИ, 2001. – 130 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М., 2006. – 336 с.
5. Горчев, А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля / А.Ю. Горчев // Иностранный язык в школе. – М., 1984. – №6. – С. 68–72.
6. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие / И.Н. Гулидов. – М.: ФОРУМ, 2005 – 240 с.
7. Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, Мн.: Четыре четверти, 2004. – 144 с.
8. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 360 с.
9. Луцева, Е.А. Тестирование речевых умений и навыков как средство в общей системе дидактического контроля. Учеб. пособие. – М.: Титул, 2000. – 128 с.
10. Миньяр-Белоручев, Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам / Р.К. Белоручев // Иностранный язык в школе. – М., 1984. – № 6. – С. 64–67.
11. Миролюбов, А.А. Метод Пальмера / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 1. – С. 47–49.
12. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 115 с.
13. Рабинович, Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка Ф.М. Рабинович // ИЯШ. – М., 1987 – №1. – С. 10–16.
14. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
16. Сысоев, П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 2. – С. 31–36.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
18. Цетлин, В.С. Как обучать грамматически правильной речи в школе / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 1. – С. 18–21.
19. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.