Особенности социально-педагогической работы с детьми находящимися в социально опасном положении
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности социально-педагогической работы с детьми находящимися в социально опасном положении»
по дисциплине: «Социальная педагогика. Практическая психология»
2020
45.00 BYN
Особенности социально-педагогической работы с детьми находящимися в социально опасном положении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика. Практическая психология
Организация: Лопатинская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендации по формированию адекватной самооценки и развитию воображения.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися, находящимися с социально опасном положении
1.1 Факторы, обусловившие социально опасное положение школьников
1.2 Основы социально-педагогической работы с детьми в социально опасном положении
2 Технологические приемы работы с несовершеннолетними в социально опасном положении
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Одним из основных явлений в социально-педагогической виктимологии является феномен группы. Группа считается фактором, который влияет на социализацию и поведение личности. В Республике Беларусь более четверти населения составляют дети. Задача общества - воспитывать детей физически и психически здоровых, активных и ответственных граждан, которые вносят достойный вклад в благосостояние своей страны. Процесс воспитания не всегда проходит гладко. В «группе риска» по трудновоспитуемости дети могут быть включены по самым разным показателям. К таким показателям могут относиться генотипические признаки и врожденные дефекты, социально-слабое возрастное психическое и личностное развитие.
Наиболее важным травмирующим фактором для ребенка является семейная ситуация. Такие семьи теряют важные семейно-нравственные традиции, меняют отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушают микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.
На основе и проведен анализ виктимологических аспектов значимой социально-педагогической работы с подростками. Как известно, молодежи в большей мере присуще стремление к новому, неизведанному; это отражается в случае неопределенности, когда существует вероятность того, что риск будет понесен. Этот преобладающий риск создает поведенческие модели и серьезную виктимизацию у молодых людей.
В настоящее время в социально-педагогической виктимологии реализация девиантного поведения человека оправдывается включением всех социальных и психических структур его личности: мотивации, эмоций, воли, ориентации социальных действий, целей и т. д. Социальная диагностика этого типа поведения включает в себя всестороннюю оценку следующих параметров: специфики образа жизни и социальной среды, стратегий жизнедеятельности, характера социальных связей индивида, оценки поведения и специфики качеств личности.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с семьями в трудах отечественных и зарубежных авторов М.Т. Авсиевич, Ю. Александровский, Е.В. Антиповой, Л.Г. Гусляковой, С.Н. Буровой, Ф.Е. Василюк, А.К. Водневой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, Е.Г. Студеновой, Е.И. Холостовой, В.В.Чечет, Т.В. Шеляг, Т.И. Шульга, О.А. Янчук и др.
Цель исследования: изучить особенности социально-педагогической работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Факторы, обусловившие социально опасное положение школьников
Проблема улучшения криминальной среды в связи с преступностью несовершеннолетних становится одной из актуальных задач современного общества. Успех или неудача в этой области общественной жизни является четким показателем морального положения общественности.
Задачей работы было исследование причин и обстоятельств незначительного отклонения. При выполнении этой задачи необходимо подчеркнуть, что каждый социум разрабатывает и поддерживает систему моральных и правовых норм, которая представлена в этом социуме в форме законодательных требований к законам, инструкциям, положениям, приказам или табу. Каждый из перечисленных типов нормативных требований представляет собой приемлемые поведенческие границы, которые совместимы с действующей моралью, законами или религией и образуют основу для осуществления общественного контроля. Социально-правовые нормы соотносятся с экономическим и интеллектуальным статусом общества, его основополагающими ценностями и стандартами поведения.
Основанием для запретов в современном обществе, однако, являются положения уголовного права, которые определяют границы между преступным и непреступным поведением. Через систему норм общество фактически программирует поведение людей, давая им определенный вектор направления. В этом контексте очень интересным является мнение М.И. Еникеева, который обратил внимание на немедленное возникновение уклонений, преступности и маргинализации при прекращении использования законных средств защиты прав и законных интересов граждан. Какой порядок жизни в данном обществе, такой порядок его нарушения [10, с. 2].
Социально опасное поведение несовершеннолетних изучалось в нескольких областях знаний: психология, педагогика, психиатрия, уголовное право, криминология и др. И это не случайно, потому что поведение людей обусловлено системой факторов, которые его составляют.
Обычно эти факторы делятся на социальные и биологические факторы. История теории нарушений - это история корреляции этих двух факторов. Некоторые ученые считают преступление социальным явлением, другие - биологическим.
Социально-биологическая проблема девиантного поведения несовершеннолетних рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, Д. К. Беляева, Б. М. Кедрова, Б. М. Ломова, П. Н. Фе досеева, Г. П. Царегородского, А. В. Хрипковой и др.
Выводы по 1 главе
Социально опасное поведение несовершеннолетних изучалось в нескольких областях знаний: психология, педагогика, психиатрия, уголовное право, криминология и др. И это не случайно, потому что поведение людей обусловлено системой факторов, которые его составляют.
Обычно эти факторы делятся на социальные и биологические факторы. История теории нарушений – это история корреляции этих двух факторов. Некоторые ученые считают преступление социальным явлением, другие - биологическим.
Социальные и биологические факторы становятся детерминантами преступного поведения не сами по себе, а через интеграцию в личностные и психологические характеристики преступника. Реальная ситуация в стране из-за неблагоприятной социальной и биологической экологии обусловила необходимость усиления и совершенствования социальной и профилактической деятельности в обществе, создания комплексной системы предотвращения и коррекции девиантного поведения в отношении несовершеннолетних и подготовки учителей, адвокатов и родителей.
В последнее время в нашей стране возникает проблема детей, находящихся в социально опасном положении. Проблемы всех семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении, напрямую связаны с разрабатываемыми технологиями социальной и социальной воспитательной работы. Но социальная помощь без какого-либо алгоритма, постоянства, функциональности и непрерывности сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывает современная семья. Таким образом, инновационные технологии для работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, направлены на то, чтобы помогать обществу решать проблемы важнейшей его подструктуры – семьи.
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методика исследования
С целью выявления технологических приемов работы с несовершеннолетними в социально опасном положении, «группе риска» было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: учащиеся 8-9 классов, находящиеся в «группе риска».
Предмет исследования: технологии социально-педагогической работы с подростками, находящимися в «группе риска».
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 5 учеников 8-9 классов государственного учреждения образования «Лопатинская средняя школа».
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Цветовая социометрия».
2. «Методика цветового выбора» (М. Люшер) [15].
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5×5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания)
1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
Выводы по 2 главе
Для выявления психологических особенностей детей, находящихся в социально опасном положении, мы выбрали две методики: методика «Цветовая социометрия» и «Методика цветового выбора» (М. Люшера).
Исходя из результатов первой методики можно сказать, что большее количество детей, не конфликтны, миролюбивы и общительны. В основном дети проявляют интерес к взрослым. Большинство детей считают взрослых авторитетом, принимая их со всеми достоинствами и недостатками. Желают самых близких контактов с ними, идеализируя их. Но при этом отмечается некритическое отношение к себе, которое мешает адекватно оценить собственное поведение и поведение других людей. В отношениях с окружающими дети испытывают беспокойство и тревогу.
Результаты второй методики показывают, что для исследуемых детей характерным является негативное настроение, часто состояние депрессии, они имеют низкую самооценку, неразвитое воображение.
Заключение
Социально опасное поведение несовершеннолетних изучалось в нескольких областях знаний: психология, педагогика, психиатрия, уголовное право, криминология и др. И это не случайно, потому что поведение людей обусловлено системой факторов, которые его составляют.
Обычно эти факторы делятся на социальные и биологические факторы. История теории нарушений – это история корреляции этих двух факторов. Некоторые ученые считают преступление социальным явлением, другие - биологическим.
Социальные и биологические факторы становятся детерминантами преступного поведения не сами по себе, а через интеграцию в личностные и психологические характеристики преступника. Реальная ситуация в стране из-за неблагоприятной социальной и биологической экологии обусловила необходимость усиления и совершенствования социальной и профилактической деятельности в обществе, создания комплексной системы предотвращения и коррекции девиантного поведения в отношении несовершеннолетних и подготовки учителей, адвокатов и родителей.
В последнее время в нашей стране возникает проблема детей, находящихся в социально опасном положении. Проблемы всех семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении, напрямую связаны с разрабатываемыми технологиями социальной и социальной воспитательной работы. Но социальная помощь без какого-либо алгоритма, постоянства, функциональности и непрерывности сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывает современная семья. Таким образом, инновационные технологии для работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, направлены на то, чтобы помогать обществу решать проблемы важнейшей его подструктуры – семьи.
Для выявления психологических особенностей детей, находящихся в социально опасном положении, мы выбрали две методики: методика «Цветовая социометрия» и «Методика цветового выбора» (М. Люшера).
Исходя из результатов первой методики можно сказать, что большее количество детей, не конфликтны, миролюбивы и общительны. В основном дети проявляют интерес к взрослым. Большинство детей считают взрослых авторитетом, принимая их со всеми достоинствами и недостатками. Желают самых близких контактов с ними, идеализируя их. Но при этом отмечается некритическое отношение к себе, которое мешает адекватно оценить собственное поведение и поведение других людей. В отношениях с окружающими дети испытывают беспокойство и тревогу.
Результаты второй методики показывают, что для исследуемых детей характерным является негативное настроение, часто состояние депрессии, они имеют низкую самооценку, неразвитое воображение.
1. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г.А. Аванесов. – М., 1980. С. 226 –230
2. Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17142
3. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
4. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-.gorodgomel.by.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
6. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков / А.А. Гусак //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 10. – С. 26–30.
7. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность / Н.П. Дубинин. – М.: Полит. лит., 1989. – С. 14., 186
8. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А. С. Дудкин; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 39 с.
9. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2005. С. 23 – 24
10. Еникеев М.И. Социальная психология преступности / М.И. Еникеев // Юридическая психология. – 2009. – № 3. – С. 2
11. Еникеев, М. И. Юридическая психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2005. – С. 16
12. Карпец, И.И. Преступность: иллюзия и реальность / И.И. Карпец. – М., 1992. – С. 102
13. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов- психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасень, 2010. – 271 с.
14. Кудрявцев, В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения) / В.Н. Кудрявцев. – М., 1976. – С. 36
15. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / Психологический практикум. Тесты / М. Люшер. – Эксмо-пресс, 2002. – с. 56.
16. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2000. – С. 224
17. Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. –2002. –№ 2.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
19. Социальная работа с молодежью: научно-практическое издание / С.В. Лапина, А.А. Жарикова, Г.Ф. Бедулина и др. – Минск: Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
20. Стрэкинару, И. Отклонения в поведении детей / И. Стрэкинару. – Бухарест, 1969.
21. Федосеев, П.Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии. Биологическое и социальное в развитии человека / П.Н. Федосеев. – М., 1977. – С. 19
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендации по формированию адекватной самооценки и развитию воображения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты