ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности рекламы культурных продуктов
1.2 Сущность системы маркетинг-микс
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГ-МИКС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ОРШАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ «ПОБЕДА»
2.1 Общая характеристика деятельности учреждения
2.2 Анализ среды маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики учреждения культуры оказались в принципиально новых условиях. Снижение уровня государственного финансирования, нестабильность формирующегося спонсорства и благотворительности, непредсказуемость поведения аудитории, в т.ч. из-за развития коммерческого сектора досуга, обусловили целый комплекс проблем. Однако именно вызов новой социально-культурной реальности, перестраивающей взаимоотношения искусства и публики, придал маркетингу столь важное значение.
Маркетинг предполагает существование рынка в полном структурном объеме, служит его развитию и неотделим от комплекса проблем спроса, предложения и цен. Однако, верное на протяжении многих лет, сегодня такое понимание маркетинга ограничивает его возможности, т. к. фактически делает проблемным распространение маркетинговых принципов на некоммерческую сферу, которое уже произошло.
Особое значение в маркетинге приобретает изучение факторов маркетинговой среды, что позволяет обеспечить его стратегический характер, рассчитанный на долгосрочную перспективу взаимодействия с населением. В этом аспекте особую роль приобретает развитие комплекса маркетинговых коммуникаций, направленных на формирование благоприятного общественного мнения, высокого имиджа и репутации.
Специалисты признают, что организация маркетинга в учреждениях культуры намного сложнее, чем в производственной или банковской структуре. Требуется учет таких характеристик, как несохраняемость результатов деятельности, неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества.
Часто можно слышать, что учреждениям культуры в нынешних сложных экономических условиях следует развивать коммерческую деятельность. Понятно, что для такого подхода найдется масса оправдательных факторов (и прагматического, и глобального характера), однако психологические особенности поведения посетителей учреждений культуры, для которых любая цена будет представляться высокой, становятся значительным ограничением социокультурной деятельности на основе рыночных механизмов.
Акцент на некоммерческую сущность маркетинга социокультурной деятельности подчеркнул значимость разработки таких маркетинговых проблем, которые определяют целевые направления его организации в учреждениях культуры, в первую очередь – развитие принципов социально-
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности рекламы культурных продуктов
Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них, а также популяризация произведении литературы, искусства, культуры и др. В культурной сфере рекламе уделяется недостаточное внимание. На очень низком уровне рекламируется такая продукция учреждений культуры, как культурно-досуговые программы, концертно-зрелищные мероприятия. Возможности этих учреждений слабо используются для рекламы товаров и услуг других организаций. Таким образом, деятельность учреждений культуры в области рекламы может быть сосредоточена на: рекламе произведений литературы, искусства, культуры; рекламе собственной продукции, товаров и услуг; рекламе товаров и услуг сторонних предприятий, организаций и фирм. Использование указанных направлений рекламной деятельности учреждений культуры поможет существенным образом поправить их материальное положение [12, c. 231].
По мере развития общества и экономики значение слова «реклама», естественно, видоизменялось и расширялось. В последнее время существует несколько определений понятия рекламы, которые, сохраняя ее первоначальное значение – сообщать, в большей или меньшей степени содержат ряд современных характеристик.
Так, по определению американской Ассоциации маркетинга, реклама представляет собой «любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком». Приведем еще два определения рекламы, которые незначительно отличаются от первого:
реклама – это «оплаченная форма неличной передачи информации о товарах с целью стимулирования продажи, причем только информации, предоставленной точно установленным заказчиком»
реклама – «любая оплаченная форма неличных представлений товаров и услуг, а также продвижения идей от имени известных спонсоров» [4, c. 44-45].
При всей краткости и простоте этих определений в них явственно представлены четыре черты, характерные именно для рекламы в отличие от многих других способов маркетинговой деятельности, шоу-бизнеса или производственно-социальных контактов:
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГ-МИКС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ОРШАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ «ПОБЕДА»
2.1 Общая характеристика деятельности учреждения
Городской центр культуры – ведущее клубное учреждение города Орши.
Основными направлениями деятельности городского центра культуры города Орша являются:
• сохранение, развитие и преумножение достижений национальной культуры;
• организация и развитие новых форм культурной деятельности и отдыха;
• развитие самодеятельного художественного творчества во всех его проявлениях;
• практическая поддержка социально-значимых творческих инициатив любительских объединений, клубов по интересам, общественных объединений в сфере услуг;
• организация и проведение культурно-массовых мероприятий; оказание платных услуг в сфере досуга населения, а именно:
организация концертов, семинаров, конференций, смотров-конкурсов, кастингов, выставок-ярмарок, презентаций, торжеств, банкетов, детских праздников, авторских вечеров, благотворительных акций, торжественных открытий спортивных мероприятий;
студийная запись фонограмм, монтаж, сведение («плюс» и «минус»);
аренда выездного сценического павильона;
аренда зала;
прокат концертных костюмов;
работа платных формирований и кружков.
Формы организации социально-культурной деятельности государственного учреждения культуры «Оршанский городской Центр культуры «Победа»:
• концерты
• семинары
• конференции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Деятельность учреждений культуры связана с рядом особенностей рынка, к которым относятся наличие внешних эффектов, информационная асимметрия и локальная монополия. Культурная организация, в отличие от коммерческой, привлекая дополнительных посетителей и покровителей с помощью рекламы, использует данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры – эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.
2. Маркетинг-микс – это особый набор средств, который позволяет маркетологу достичь главной цели: удовлетворить потребности покупателей и повысить продажи. При помощи этих средств формируется спрос и осуществляется управление поведением потребителя.
Основная цель маркетинга – это удовлетворение потребностей потребителей. Для этого изучается рынок, проектируется товар, определяется его цена и планируется продвижение. Маркетинг стремится установить эффективную коммуникацию между производителем и покупателем товара, чтобы максимизировать потребление. Кроме того, перед ним стоят цели глубокого исследования ситуации на рынке и изучения потребностей потребителя и особенностей его поведения. Он призван повысить удовлетворенность покупателя товаром, чтобы привести его к повторной покупке. Повышение качества жизни потребителей, расширение товарного ассортимента для наиболее полного удовлетворения потребностей населения – это также сфера функционирования маркетинга. Исходя из этих целей определяются функции маркетинга: сбытовая, аналитическая, продуктово-производственная, коммуникативная, управленческая и контролирующая.
3. Государственноге учреждение культуры «Оршанский городской Центр культуры «Победа» – ведущее клубное учреждение города.
4. Центр культуры использует маркетинг как действенное средство эффективного функционирования и развития. Продвижение культурного продукта проходит системно, с активным взаимодействием всех элементов системы маркетинговой коммуникации.
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И.Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
2. Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов (теоретико-методологический аспект): автореф. кандидата экономических наук: 08.00.05 / С.Н. Андреев [Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова]. – М., 2003. – 44 с.
3. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С.Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
4. Борушко, Н.В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. – Минск: БГТУ, 2012. – 306 с.
5. Голодец, Б.М. Технология социального маркетинга: дисс. ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Б.М. Голодец. – Санкт-Петербург, 2002. – 149 с.
6. Граков, П.Р. Реклама как она есть / П.Р. Граков. – М.: Прогресс, 2009. – 310 с.
7. Коротун, Р.Ю. Социальный маркетинг как современная технология организации функционирования социальной сферы общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/. – Дата доступа: 07.10.2017.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.
9. Логинова, О.В. Сущность и содержание социального маркетинга в структуре услуг / О.В. Логинова, Е.В. Шигаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/2/1195/. – Дата доступа: 07.10.2017.
10. Лопатина, Н.В. Социология маркетинга: учеб. пособие / Н.В. Лопатина. – М.: Академический проспект, 2007. – 304 с.
11. Маркетинг и массовые коммуникации в обеспечении устойчивого развития территории и предприятия [Текст]: международная научно-практическая конференция, октябрь 2013: сборник статей / Департамент информатизации Правительства Пензенской обл., Пензенский гос. ун-т, Каф. гос. упр. и социология региона, О-во «Знание» России, Приволжский дом знаний ; [под ред. А.В. Осташкова, С.И. Неделько, В.Н. Ретинской]. – Пенза : Приволжский дом знаний, 2013. – 61 с.
12. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – М.: Эксмо, 2010. – 846 с.
13. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по направлению «Экономика» / Под ред. Н.Я. Колюжновой А.Я. Якобсона. – M.: Изд-во Омега-Л. 2006. – 476 с.
14. Маркетинг: учебник для студентов / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
15. Мелиховский, В.М. Социальный маркетинг / В.М. Мелиховский. – Ярославль, 2008. – 440 с.
16. Менеджмент рекламы: учебное пособие / Ю.В. Гусаров. – М.: ЗАО «Издательств» Экономика, 2007. – 527 с.
17. Оршанский районный исполнительный комитет (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orsha.vitebsk-region.gov.by/. – Дата доступа: 09.10.2017.
18. Платонова, Ю.Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] / Ю.Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 142-145.
19. Плетнев, Н.А. Классификация инструментов системы маркетинговых коммуникаций социальной сферы [Текст] / Н.А. Плетнева // Маркетинг в России и за рубежом, 2008. – №1 (63). – С. 36-46.
20. Сребник, В.Б. Маркетинг / В.Б. Сребник. – М.: Высш. шк., 2005. – 316 с.
21. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2009. – 496 с.
22. Шульц, Д.Е. Новая парадигма маркетинга. Интегрируемые маркетинговые коммуникации: пер. с англ. / Д.Е. Шульц, С.И. Танненбаум. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 280 с.
23. Щегорцов, В.А. Маркетинг / В.А. Щегорцов, В.А. Таран. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 261 с.