ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1.1. Обзор литературных и интернет источников
1.2. Понятие и виды финансирования сферы культуры и искусства
1.3. Модели финансирования сферы культуры и искусства в зарубежных странах
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Формы финансирования сферы культуры и искусства в Беларуси
2.2. Культурно-коммерческая деятельность как форма финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс её освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества. Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Культура относится к наиболее социально значимым отраслям, ответственным за качественное развитие человеческого потенциала, и к категории общественных благ. На протяжении нескольких десятилетий одной из ключевых проблем экономики культуры является исследование вопросов достаточности государственной поддержки культуры с точки зрения различных аргументов, опирающихся на модели финансирования культуры в различных странах, на активное использование финансового инструментария государственного регулирования сферы культуры и оптимальное сочетание государственных и рыночных регуляторов.
В последнее десятилетие сфера культуры и искусства все больше рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей. Это обусловливает существенный пересмотр государственной политики в сфере культуры и искусства, и она все в большей мере стала увязываться с социальной, промышленной, структурной и внешнеэкономической политикой. Проблемы финансирования учреждений культуры остаются ключевыми и не до конца решенными как с теоретических позиций, так и с точки зрения практической реализации.
Цель исследования: рассмотреть государственную систему финансирования сферы культуры и искусства.
Задачи исследования:
– сделать обзор литературных и интернет источников;
– раскрыть понятие и виды финансирования сферы культуры и искусства;
– выявить модели финансирования сферы культуры и искусства в зарубежных странах;
– охарактеризовать формы финансирования сферы культуры и искусства в Беларуси;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
1.1. Обзор литературных и интернет источников
Теоретической основой данной работы стали труды ученых, изучающих особенности менеджмента и маркетинга в сфере культуры в Республике Беларусь и зарубежных странах.
В работе Ф. Котлера «Основы маркетинга» впервые вопрос о существовании маркетинга в области культуры. Автор указал, что все организации культуры, будь то музеи, театры, концертные залы, библиотеки или университеты, производят культурные товары. В связи с этим они должны бороться и за внимание потребителя, так и за свою собственную долю национальных ресурсов. Иными словами, они сталкиваются с проблемой маркетинга [16]. Таким образом Ф. Котлер предложил распространить маркетинг на непроизводственную, некоммерческую (нонпрофитную) сферу на том основании, что она, как и обычное производство, ориентирована на потребителя.
По мнению Котлера современный маркетинг – «это метод, который сегментирует население, определяет нужды представителей этих сегментов и затем создает и приспосабливает продукты для удовлетворения их потребностей» [16, с. 49]. Иными словами, маркетинг – это определение поведения фирмы в соответствии с рынком. Данное определение полностью ориентировано на потребителя. Продукт создается после того как осознан целевой сегмент и его целевые нужды. Безусловно, маркетинг включает в себя не только осознание мотивации потребителя, но и программирование деятельности, ее реализацию, контроль осуществления, оценку, как самой деятельности, так и ее результатов. Из вышеизложенного вытекает, что маркетинг – понятие, требующее конкретного наполнения. И одновременно комплексный вид управленческой деятельности.
В статистическом сборнике «Культура Республики Беларусь» [18] представлена информация о деятельности организаций культуры Республики Беларусь. Материалы сборника подготовлены на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь. Сборник содержит данные по основным показателям, характеризующим деятельность музеев, профессиональных театров,
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Формы финансирования сферы культуры и искусства в Беларуси
В соответствии с Кодексом о культуре Республики Беларусь государственное регулирование и управление в отрасли культуры осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в рамках их компетенции. Закон о культуре Республики Беларусь определяет направления государственного регулирования и управления в отрасли культуры [19].
В статье 13 Кодекса закреплена норма взаимодействия органов государственного управления в сфере культуры с органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями), которые осуществляют культурную деятельность. С целью создания организационных основ взаимодействия предусмотрено создание общественных советов и других консультативных органов, в которые могут входить деятели культуры и искусства, другие субъекты культурной деятельности при государственных органах.
В ноябре 2010 г. был создан Республиканский общественный совет по делам культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь. Совет создан в целях обеспечения более широкого участия творческой интеллигенции в осуществлении государственной культурной политики, объективной оценки проблемных вопросов в сфере культуры и разработки конкретных мер по их реализации. Это постоянный творческий консультативный орган, который обеспечивает взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь, республиканских и местных органов государственного управления, организаций культуры и общественных объединений.
Системный кризис и дефицит государственного бюджета в Республике Беларусь в первой половине и в середине 1990-х гг. привели к уменьшению бюджетных ассигнований, направляемых в сферу культуры. Реальное снижение государственных расходов на культуру началось после 1994 г. Объем государственного финансирования значительно сократился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Рассмотренные литературные и интернет-источники по теме исследования позволили выявить, что вопросы финансирования сферы культуры и искусства волнуют современных ученых, занимающихся данной сферой. В исследованиях подчеркивается, что в современных условиях учреждения культуры должны учится самостоятельно искать источники финансирования, привлекая сторонние средства либо развивая платные услуги.
2. Правовой основой функционирования сферы культуры является Закон Республики Беларусь "О культуре". Источники финансирования учреждений культуры и искусства – это бюджетные средства (преобладающий источник доходов), а также внебюджетные средства. За счет республиканского бюджета финансируются самые массовые учреждения культуры, за счет региональных бюджетов финансируются объекты областного, районного значения. Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности (театры, цирки, концертные залы, дворцы культуры и др.).
3. При рассмотрении зарубежного опыта в осуществлении культурной политики обращает на себя внимание заметно меньший объем участия государства. Более заметно воздействие на культуру в развитых странах бизнеса. Он является важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения, располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры.
4. В Республике Беларусь в сфере культуры на сегодняшний момент функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Действующая система финансирования учреждений культуры и искусства преимущественно за счет государственного бюджета не обеспечивает удовлетворение насущных потребностей населения республики
1. Ажойчик, Н А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сб. ст. / Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 27-32.
2. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. – СПб. : Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. – 286 с.
3. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. – Казань, 1996. – 160 с.
4. Буркин, А.И. Финансирование сферы культуры и искусства в индустриально развитых странах / А.И. Буркин // Финансы и кредит. – 2005. – №27 (195). – С. 37-44.
5. Белорусская культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/. – Дата доступа: 01.10.2017.
6. Блохина, Н.С. Еще раз о финансировании культуры / Н.С. Блохина // Финансы. – 2007. – № 10. – С. 6–8.
7. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168.
8. Гасратян, К. Проблемы развития сферы культуры в России // Вопросы экономики. 2003. № 10.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей, 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 31 янв. 2011 г. // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
10. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с.
11. Дадамян, Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры / Г. Дадамян. – Режим доступа : http.www.newslab.ru
12. Джозеф, В.М. Как продавать искусство: сборник статей / В.М. Джозеф. – Новосибирск: Сибирской хронограф, 2011. – 196 с.
13. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г.Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
14. Дымникова, А.И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
15. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 780 с.
17. Кохтев, Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / Н.Н. Кохтев – М. : Изд-во МГУ, 1997. – 96 с.
18. Культура Республики Беларусь : статистический сборник. – Минск, 2017. – 24 с.
19. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 02.10.2017.
20. Платонова, Ю.Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры / Ю.Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 142-145.
21. Финансы организаций : электронный учебно-методический комплекс для студентов специализации 1-25 01 04 01 "Финансы" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/handle/edoc/20312. – Дата доступа: 12.11.2017.
22. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.