ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 2 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)
1.1 Возрастные особенности учащихся 6 класса
1.2 Характеристика речевых лексических навыков
1.3 Сущность использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования речевых лексических навыков
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
2.1 Этапы формирования речевых лексических навыков с использованием ИКТ
2.2 Комплекс упражнений для формирования речевых лексических навыков с использованием ИКТ
2.3 Пробное обучение и анализ его результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в качестве цели обучения иностранным языкам предусматривается овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Такой подход к обучению иностранному языку остро ставит вопрос о качественной и быстрой подготовке к функционированию его языковых средств. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
Одной из самых главных задач учителя иностранного языка является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Пересматривается использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся, внедряются новые технологии.
ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать её самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют
1.1 Возрастные особенности учащихся 6 класса
Учет возрастных особенностей – это отправная точка для конструирования курса обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
2.1 Этапы формирования речевых лексических навыков с использованием ИКТ
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной – аудирования, говорения, письменной – чтения и письма. Лексика – это основной строительный материал нашей речи, её содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. По выражению А.А. Леонтьева [7, 172], лексика представляет собой систему систем.
Системность лексики проявляется в том, что все слова не могут существовать изолированно, они тесно связаны между собой в виде определенных словарных групп (семантические поля, синонимичные цепочки, лексико-семантические и тематические группы, антонимические противопоставления и т.д.). По С.Ф. Шатилову [19, 126] лексический навык включает такие компоненты как словоупотребление и словообразование. Е.И. Пассов выделяет в лексическом навыке операцию вызова и операцию сочетания слова [11].
К основным этапам работы над лексикой, по мнению Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез относятся [4, с. 168]:
• ознакомление с новым материалом (ориентировочно-подготовительный этап);
• первичное закрепление (ситуативно-стереотипизирующий этап);
• развитие умений и навыков использования лексики в различных ВРД (вариативно-ситуативном этап).
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.
Применение ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
Эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеем методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного.
Проведенное на базе СШ № г. Гомеля пробное обучение подтверждает теоретические аспекты, описанные в данной работе, и позволяет сделать следующие выводы
1. Алехин, И.А. Педагогика. Учебное пособие. / И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, Н.Д. Лысаков, В.И. Марченков, Т.С. Сливин. - Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 2008. – 169 с.
2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
3. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. – 2002. – №3. – С. 33 – 41
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
5. Комарова, Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка / Е.В. Комарова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/9423. – Дата доступа: 15.10.2017.
6. Коростелев, В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В.С. Коростелев. – Воронеж: ВГУ, 1990. – 157с.
7. Леонтьев, А.А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку: учебное пособие / А.А. Леонтьев. – М.: МГУ, 1970. – 258с.
8. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е.Д. Нелунова. – Якутск, 2006. – 175 с.
9. Нигай, Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л.С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 117 – 119
10. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков. – М.: Компания Спутник, 2006. – 383 с.
11. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
12. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
14. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Пособие для учителя. / Е.С. Полат. – М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
15. Полилова, Т.А. Внедрение компьютерных технологий / Т.А. Полилова // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 6. – С. 2 – 7
16. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И.В. Роберт, П.И. Самойленко. – М.: Просвещение, 1998. – 254 с.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
18. Телицина, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Телицина // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 27 – 33
19. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие / С.Ф. Шатилов. – М.: Высшая школа, 1986. – 212 с.