Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью разработки мероприятий по формированию интонационных средств у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В Инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году» в качестве, в качестве основной цели провозглашается повышение качества образовательного процесса посредством создания специальных условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, в том числе и с нарушениями речи [19].
Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, являются: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (в ред. от 12 октября 2012 г. № 121); постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»; Инструктивно-методические письма и др.
В группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Количество и форма проведения коррекционных занятий для детей дошкольного возраста с ОНР определяется учителем-дефектологом по результатам обследования индивидуально-типологических особенностей детей, учета структуры речевого нарушения – варианта ОНР (специфическое речевое недоразвитие – алалия; осложненный вариант ОНР при дизартрии, ринолалии; неосложненный вариант ОНР) и уровня речевого развития.
Одним из направлений развития реи в дошкольном возрасте является работа над воспитанием звуковой культуры речи, важнейшей задачей которого выступает развитие интонационной стороны речи. Роль интонационной стороны речи трудно переоценить, так как она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Основным фонетическим средством оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов, которые участвуют в организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, является интонационная сторона речи. Использование интонационных навыков представляет собой важную предпосылку для успешного овладения устной и письменной речью детьми дошкольного возраста.
Интонационные средства – это средства, выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом [8, с. 2].
Использование интонационных средств в речи обеспечивает выразительность речи, которая представляет собой такое ее качество, позволяющее высказыванием выразить отношение к нему говорящего, передавать в своей речи свои чувства и переживания. Интонационная выразительность речи представляет собой обязательный признак полноценной устной речи и является важным показателем речевой культуры личности [28, с. 12].
Основными интонационными средствами являются:
– логическое ударение – выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Удачный выбор важных в логическом смысле слов способствует повышению выразительности чтения;
– фразовое ударение – членение текста на интонационно - смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания;
– паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Психологические паузы являются необходимыми для перехода от одной части рассказа к другой, которые отличаются по эмоциональному содержанию [30, с. 163];
– темп – скорость протекания речи, предполагает ускорение и замедление речи в связи с содержанием высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. Общим требованием к темпу выразительного чтения является соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение или весьма медленное чтение трудно воспринимается;
– тембр речи – звуковая окраска, которая отражает экспрессивно- эмоциональные оттенки. Тембр речи обусловлен пониманием содержания текста;
– ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
– сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления. Выражается в общей громкости звучания;
– высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты [18, с. 34].
2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Упражнение «Под музыку»
Цель: тренировка ритмических движений под музыку.
Ход:
– детям предлагается подвигаться произвольно под музыку;
– детям предлагается подвигаться и напевать при этом мелодию;
– детям предлагается подвигаться постоять и мячом или ладошками отстукивать ритм мелодии по образцу педагога;
– детям предлагается подвигаться отстукивать ритм мелодии.
Подготовительное упражнение
Ход: Педагог два раза читает один и тот же рассказ. В первый раз – без интонационного оформления текста, второй раз уже выразительно, с интонацией. После этого спрашивает у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Затем педагог объясняет дошкольникам, что голос при чтении можно менять, что им можно передать вопрос, просьбу, радость, удивление и другие эмоции.
Упражнение «Два цвета»
Цель: научить выделять из текста повествовательные предложения.
Ход: Марина нарисовала желтую собаку и синего медведя. Мама посмотрела и удивилась: «Разве бывают желтые собаки и синие медведи?» Но у Марины было только два фломастера Она подумала и нарисовала желтое солнце и синее море.
Упражнение «Вопросительный знак»
Цель: знакомство с вопросительной интонацией.
Ход: педагог объясняет, что для обозначения вопросительной интонации используется знак «?». Показывает карточку с изображенным вопросительным знаком. Затем с детьми заучивается стихотворение:
Это – кривоносый Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Игра «Слушай – не зевай!»
Ход: детям необходимо встать в ряд. Педагог говорит о том, что сейчас будет называть предложения, а им необходимо внимательно слушать. Если дети услышат, что педагог задает вопроса – им необходимо сесть, если нет – то стоять на месте.
Интонационные средства – это средства, выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом. Интонационными средствами выразительности речи являются: мелодика, темп, паузы, силы и высоты голоса, ритм и тембр, логическое и фразовое ударения. Формирование интонационных средств в онтогенезе осуществляется следующим образом: в первые годы ребенка речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи представляет собой неконтролируемое ребенком отражение отношения к миру. Тембровые дифференциации мелодичности высказываний начинает воспринимать к 1,5 годам. Становление вопросительной интонации происходит на 2 году жизни; фразового ударения заканчивается к 1 году 11 месяцам. Интонация перечисления появляется к 2 годам 3 месяцам. Максимальное использование интонационных средств детьми проявляется к 2,5 годам. Интонационной выразительностью речи дети, как правило, овладевают к 5 годам. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) дети способны воссоздавать разнообразные интонации благодаря умениям изменять высоту голоса и ритм речи.
Формирование интонационных средств с детей дошкольного возраста с ОНР имеет свои особенности. Дети с ОНР характеризуются: нарушением голоса, не выраженностью модуляций; изменениями тембра голоса; трудностями в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций; трудности в расстановке ударений и пауз. У детей с дислалией отмечается громкий, ясный голос при возможном незначительном нарушении темпа, выразительности, плавности и модуляции. У дошкольников со стертой дизартрией отмечаются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, в особенности ритма и логического ударения. При моторной алалии речь является монотонной, мало модулированной, невыразительной. Общим для всех категорий детей с речевыми нарушениями являются: нарушения голоса, трудности в расстановке ударений, пауз; изменения темп и тембра голова, ошибки в передаче интонации вопроса и восклицания, монотонность, бедность интонации.
Основными методическими приемам формирования выразительности речи являются: интонационные игры, игры на развитие голоса, заучивание стихотворений и потешек, приемы сказкотерапии: прослушивание и пересказ сказок, беседа по содержанию сказки; игры-драматизации: инсценировки сказок; беседы о правилах речевого поведения, а также использование специальных упражнений, способствующих развитию восприятия различных видов интонации, формированию ритмической организации высказывании, развитию умения воспроизводить разный темп речи.
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
3. Беликова, М.В. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Беликова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2017. – № 3. – С. 11-15.
4. Бородина, О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения / О.Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 23-27.
5. Вавилина, Н.Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР / Н.Т. Вавилина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2015. – № 1. – С. 18-21.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 53 с.
8. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе / Г.Ш. Давлеткулова // Вестник Адыгейск. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 1-4.
9. Дружинина, Е.В. Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Е.В. Дружинина // Вестник Майриского гос. ун-а. – 2015. – № 3 (18). – С. 13-15.
10. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М.А. Ермакова. – М.: МПГУ, 2013. – 16 с.
11. Зимняя, И.А. Речь как интермодальный процесс / И.А. Зимняя // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1976. – С. 173-178.
12. Иванова, С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
13. Коренева, Т.Ф. Музыкально–ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. – М.: Смысл, 2001. – 258 с.
14. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
15. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 151 с.
16. Лопатина, Л.В.. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
17. Лукаш, О.Л. Развитие интонационных средств у детей / О.Л. Лукаш // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 19-1. – С. 67-72.
18. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. – 2014. – № 32. – С. 1-9.
19. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5851. – Дата доступа: 22.11.2017.
20. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2009. – 251 с.
21. Попова, Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Попова. – М., 2009. – 185 с.
22. Пронникова, Н.В. К вопросу о функциях интонации / Н.В. Пронникова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1131-1135.
23. Смаль, В.Н. Словарь терминов и понятий по методике развития речи детей дошкольного возраста / В.Н. Смаль. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 96 с.
24. Спирина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционного формирования интонационных процессов у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью: автореф. дис. … канд. пед. наук: 44.04.03 / Е.А. Спирина. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 17 с.
25. Тебенова, К.С. Условия обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста // К.С. Тебенова, Н.Ш. Ахметова, К.М. Туганбекова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 203-206.
26. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.
27. Учамбрина, В.С. Приемы логопедической работы по формированию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР / В.С. Учамбрина // Успехи науки 2017: сборник материалов X-ой международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 169-170.
28. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 289 с.
29. Шевцова, Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с.
30. Энграф, П.О. О просодической стороне речи дошкольников / П.О. Энграф // Инновационная наука. – 2015. – № 4-2. – С. 162-164.