Экзаменационный стресс у школьников
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экзаменационный стресс у школьников»
по дисциплине: «Социальная психология»
2020
45.00 BYN
Экзаменационный стресс у школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методики исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования
Приложение В Результаты статистической обработки данных
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
1.1 Понятие и виды стресса в психологии
1.2 Сущность экзаменационного стресса и его факторы
1.3 Влияние экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
2 Эмпирическое исследование влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
2.3 Рекомендации по снижению экзаменационного стресса у студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Неумение справляться с нарастающим психическим напряжением может привести к социально-психологической дезадаптации. От того, насколько студент сумеет приспособиться к ситуациям оценки его знаний, будет зависеть успешность его обучения, качество усвоения необходимых компетенций, уровень личностной и профессиональной подготовки, а также эффективность саморазвития и самореализации в дальнейшей трудовой деятельности.
Ситуация экзамена для многих студентов является стрессовой, несущей в себе существенный элемент неопределенности, заключающийся прежде всего в неизвестности исхода, требующей актуализации личностных и психофизических ресурсов. Иногда оптимальная степень напряжения способствует хорошим результатам, но если появляется перенапряжение или, наоборот, апатия, то последствия оказываются отрицательными. Даже компетентные студенты в неопределенной и стрессовой ситуации экзамена при наличии состояний напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.
В современной психологии большое внимание уделяется изучению учебного стресса, охватывающего различные ситуации функционирования студента. Проблема стресса в ситуации экзамена на данном этапе развития психологической науки остается недостаточно освещенной. Некоторые аспекты изучения экзаменационного стресса рассматриваются в работах С.Б. Величковской, Т.О. Гребенниковой, Н.С. Гардер, Е.Г. Петровой, А.В. Сивцовой, Л.Е. Тарасовой и др.
Однако, вопрос о влиянии экзаменационного стресса на психическое состояние студентов остается открытым.
1 Теоретические основы изучения влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
1.1 Понятие и виды стресса в психологии
В современной психологической науке термин «стресс» применяется для обозначения широкого круга реакций и состояний человека, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия (стрессоры).
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «стресс». Под стрессом обычно понимают: неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, которые вызывают интенсивные проявления адаптационной активности [1, с. 134]; субъективные реакции, которые отражают внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения, определяемое через эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления их человеком [4 с. 16]; физические и психологические реакции организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [22, с. 121].
Итак, под стрессом понимается любое выраженное напряжение организма или психики, которое связано с его жизнедеятельностью и вызывается различными стрессорами. Стрессоры могут быть физиологическими и психологическими.
По типу воздействия на индивида стрессы подразделяются на:
– физические, отражающие напряжение биологических систем. Основой возникновения физиологического стресса является непосредственное физическое воздействие;
– психологические, вызывающие эмоциональную реакцию у индивида. Психологический стресс является результатом влияния психических стрессоров, преломляясь через сложные психические процессы (оценка стрессора, его сопоставление с предыдущим опытом, субъективное отношение к стимулу) [10, с. 16].
2 Эмпирическое исследование влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов
2.1 Организация и методы исследования
На основании проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к тому, что в современной литературе недостаточно сведений, касающихся влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов. В связи с особенностями социальной ситуации развития студенчества особый интерес представляет изучение влияния стресса в ситуации экзамена на тревожность, агрессию, фрустрацию и ригидность студента. Потому с целью исследования влияния экзаменационного стресса на психическое состояние студентов нами было проведено эмпирическое исследование.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что экзаменационный стресс оказывает влияние на психическое состояние студентов. В частности, чем выше уровень стресса, тем выше уровень тревожности и уровень фрустрации.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня экзаменационного стресса и психического состояния у студентов с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. В исследовании приняли участие 42 студента 3 курса в возрасте от 20 до 53 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала психологического стресса PSM-25».
Заключение
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования и раскрыто понятие стресса. В современной психологии стресс рассматривается как совокупность неспецифических физиологических и психологических реакций организма при воздействии факторов, которые вызывают интенсивные проявления адаптационной активности. Переживание психологического стресса оказывает отрицательное влияние на деятельность индивида, приводит к изменениям в протекании психических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности.
Экзаменационный стресс представляет собой один из видов стресса, возникающего в ситуации экзамена и проявляющийся физиологическими, эмоциональными, когнитивными и поведенческими признаками. Факторами возникновения и развития экзаменационного стресса выступают: оценка ситуации экзамена как значимой; характер подготовки к экзаменам; половая принадлежность; период обучения в вузе; средовые факторы и личностные особенности – качества, проявляемые по отношению к самим себе, к окружающим, к учебной деятельности.
Под влиянием экзаменационного стресса изменяется психическое состояние студентов. Экзаменационный стресс приводит к повышению нервно-психического напряжения, психологического стресса, тревожности, депрессивным симптомам. Характер психического состояния определяется индивидуальностью каждого студента, его реакцией на стрессовую ситуацию экзамена.
В результате эмпирического исследования выявлен уровень экзаменационного стресса у студентов. Большинство студентов обладают низким уровнем психологического стресса в ситуации экзамена – у них слабо выражено психологическое напряжение, связанное с ситуацией экзамена и восприятием его как крайне значимого события, что проявляется некоторыми физиологическими, эмоциональными, когнитивными и поведенческими признаками.
1. Абрамян, В.А. Стресс. Психология стресса / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 3 (5). – С. 133–135.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПерСэ, 2006. – 528 с.
3. Величковская, С.Б. Особенности проявлений стресса в период сессии у студентов с разным уровнем личностной тревожности / С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова // Вестник Московского гос. лингвистического университета. – 2018. – № 2. – С. 150–165.
4. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
5. Волженцева, И.В. Психологические особенности проявления нервно-психического напряжения студентов в учебной деятельности / И.В. Волженцева // Вісник післядипломної освіти. – 2010. – Вип. 1(2). – С. 71–83.
6. Гардер, Н.С. Экзаменационный стресс как фактор, влияющий на качество образования / Н.С. Гардер, Л.В. Смольников // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы. – Томск, 2019. – С. 45–46.
7. Деваев, Н.П. Влияние экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма и биоэлектрическую активность головного мозга у студенток / Н.П. Деваев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – №2 (2). – С. 6–22.
8. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
9. Мельников, В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В.И. Мельников // Психология. – 2012. – № 1. – С. 45–60.
10. Морозов, В.Н. К современной трактовке механизмов стресса / В.Н. Морозов, А.А. Хадарцев // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – № 1. – С. 15–17.
11. Никонова, Е.А. Психологические особенности стрессоустойчивости у студентов 1 курса во время экзаменационной сессии / Е.Н. Никонова // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3. – С. 59-62.
12. Панчук, Е.Ю. Изучение проявлений экзаменационного стресса у студентов / Е.Ю. Панчук // Вестник Ангарского гос. техн. ун-та. – 2017. – № 11. – С. 274–276.
13. Петрова, Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса / Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. – № 2. – С. 11–16.
14. Прохоров, А.О. О связи переживаний и психических состояний / А.О. Прохоров // Ученые записки Казанского университета. – 2008. – Т. 15. – С. 14–19.
15. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / пер. с англ. – М.: МЕДГИЗ, 1991. – 54 с.
16. Сивцова, А.В. Экзаменационный стресс студентов / А.В. Сивцова, В.А. Латкин // Аграрная наука – сельскому хозяйству. – Барнаул, 2019. – С. 34–35.
17. Суворова, И.В. К определению понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» / И.В. Суворова // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: материалы международной конференции. – Пенза, 2018. – С. 274–277.
18. Тарасова, Л.Е. Страх перед экзаменами и его детерминанты у студентов-гуманитариев / Л.Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. – 2009. – Вып. 3. – С. 11–16.
19. Тимошенко, Т.В. Проблема стресса (дистресса) и когнитивные теории / Т.В. Тимошенко // Инженерный вестник. – 2011. – № 2. – С. 72–74.
20. Фатеева, Н.М. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов / Н.М. Фатеева // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – Т. 17. – С. 1–5.
21. Хвалина, С.А. Экзаменационный стресс / С.А. Хвалина // Бюллетень медицинских интернетконференций: сб. науч. ст. Саратов, 2013. – С. 4.
22. Чеверикина, Е.А. Регулятивная функция стресса как эмоционально-оценочного психического состояния у студентов, склонных к аддикциям / Е.А. Чеверикина, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 120–124.
23. Шклярук, В.Я. Адаптация человека к отрицательным воздействиям окружающей среды / В.Я. Шклярук // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып. 7. – С. 159–164.
24. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. ... докт. биол. наук / Ю.В. Щербатых. – СПб; 2001. – 26 с.
25. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 662 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методики исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования
Приложение В Результаты статистической обработки данных
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты