ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования обусловлена сегодня большой теоретической и практической значимостью изучения административного процесса, его ведения и, в осбенности, его участников.
Вопрос об участниках административного процесса является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Необходимо сказать, что административный процесс – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений.
Сегодня законодательство Республики Беларусь устанавливает порядок поэтапного прохождения дел об административных правонарушениях, который содержит оптимальные возможности для реализации целей и принципов административного процесса. Этапы прохождения дела называются стадиями процесса.
Субъект же права в любой отрасли права, не только в административном – это обладатель, который выступает носителем определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.
В административном процессе нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т. д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.
Объектом исследования выступают административно-процессуальные отношения, возникающие в процессе осуществления участниками своих прав и обязанностей.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты и нормы законодательства, определяющие правовой статус участников административного процесса.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Общая характеристика участников административного процесса
Участником административного процесса может быть только субъект права. С точки зрения общей теории, субъект права – это социальный субъект – лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей [19, c. 244].
В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Так, по мнению Г. И. Петровой, есть три основные группы субъектов:
1. органы государства и их агенты;
2. общественные организации и их органы;
3. граждане [17, с. 78].
Эти субъекты являются, прежде всего, участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например, мировой судья. Здесь обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.
Значительный интерес представляет позиция Д. Н. Бахраха, выделяющего две группы субъектов административного права – индивидуальных и коллективных. К первым относятся граждане, ко вторым – организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенных правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.
При этом в зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения выделяются: 1) организации; 2) структурные подразделения организаций; 3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурные подразделения; 4) сложные организации. С учетом же таких критериев, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, можно говорить о государственных, общественных, религиозных и иных (арендных, акционерных, иностранных и др.) организациях [2, c. 178].
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Граждане как участники административного процесса
Среди субъектов права, еще граждане Республики он Беларусь занимают еще особое положение, еще поскольку они он могут быть он участниками отношений, он регулируемые любой еще материальной и процессуальной еще отраслью права. Современное законодательство он уделяет все еще возрастающее внимание еще регулированию положения он человека и гражданина еще во всех он сферах жизни еще общества, в том еще числе в сфере еще государственного управления.
Административно-правовой еще статус гражданина еще Республики Беларусь он представляет собой он сложенное юридическое он образование. Он составляет еще важнейшую и органическую еще часть их он общего правового он статуса, установленного он Конституцией Республики еще Беларусь [8], Законом он Республики Беларусь «О еще гражданстве Республики еще Беларусь» [11], другими еще законодательными актами.
Административно-правовое еще положение граждан в он сфере государственного он управления определяется еще системой предоставленных он им прав и он свобод и возложенных он на них он обязанностей, т. е. административно-правовой он статус человека и он гражданина в основном он является производным еще от конституционных еще прав и конкретизируется он во многих еще законах и подзаконных он актах.
Структура этой еще сложной политико-еще правовой категории еще включает следующие еще элементы:
1) гражданство;
2) еще административная правоспособность;
3) еще административная дееспособность;
4) еще комплекс прав и он обязанностей, закрепленных еще нормами административного еще права [20, c. 319].
Гражданство Республики еще Беларусь – неотъемлемый еще атрибут государственного еще суверенитета Республики еще Беларусь, определяющий он принадлежность лица к он государству, обусловливающий еще совокупность его еще прав и обязанностей и еще их защиту еще со стороны еще государства. Однако не он все права и он обязанности человека и он гражданина производны он от его он конституционного правового он статуса.
ГЛАВА 3 ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В законодательстве Республики Беларусь, в еще частности, в главе 4 еще ПИКоАП указан еще перечень лиц, он участвующих в административном еще процессе, а также еще определены их он основные права и еще обязанности. Сюда относятся: он лицо, в отношении еще которого ведется еще административный процесс; еще потерпевший; законные он представители физического он лица; представитель он юридического лица; еще защитник и представитель; еще свидетель; эксперт; еще специалист; переводчик; он понятой [18].
Привлекаемым к еще административной ответственности еще является лицо, еще совершившее противоправное он действие, ответственность еще за которое он предусмотрена административным он законодательством. Лицо, привлекаемое к еще административной ответственности, еще вправе: 1) знать, еще совершение какого он административного правонарушения еще вменяется ему в еще вину; 2) давать он объяснения или еще отказаться от еще дачи объяснений; 3) он представлять доказательства; 4) он заявлять отводы и еще ходатайства; 5) иметь еще защитника с начала еще административного процесса, а в еще случае административного еще задержания – с момента еще объявления ему он об административном он задержании; 6) беспрепятственно он общаться со еще своим защитником он наедине и конфиденциально, он прекратить полномочия еще своего защитника, он отказаться от еще защитника, защищать он себя самостоятельно; 7) он пользоваться родным он языком или он языком, которым он оно владеет, еще либо услугами он переводчика; 8) возражать еще против действий еще судьи, должностного он лица органа, еще ведущего административный он процесс, и требовать еще внесения своих еще возражений в протокол он об административном он правонарушении или в еще протокол процессуального еще действия; 9) знакомиться с еще протоколом об еще административном правонарушении, а еще также материалами он дела об он административном правонарушении еще по окончании еще подготовки его к еще рассмотрению и в иных еще случаях по еще своему ходатайству, он делать выписки еще из них, с он разрешения органа, он ведущего административный еще процесс, снимать он копии с этих еще материалов; 10) участвовать в он рассмотрении дела еще об административном он правонарушении; 11) получать он от суда, он органа, ведущего еще административный процесс, он копию постановления еще по делу он об административном он правонарушении; 12) подавать еще жалобы на он действия судьи, он должностного лица еще органа, ведущего еще административный процесс, в еще том числе еще обжаловать постановление еще по делу еще об административном еще правонарушении; 13) получать еще возмещение вреда, он причиненного незаконными еще действиями суда, еще органа, ведущего он административный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования темы курсового исследования «Правовой статус участников административного процесса», автором были сделаны следующие выводы:
1) Участником административного процесса может быть только субъект права. Если подытожить все вышесказанное, то всех участников административного процесса можно разделить на: 1) граждан Республики Беларусь, иностранных граждане и лица без гражданства; 2) государственные органы, предприятия, учреждения; 3) общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; 4) государственные служащие; 5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
2) Для обеспечения законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определения круга государственных органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении и налагать взыскания. Среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно государственный орган, разрешающий административное дело по существу. Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.
3) Сегодня выделяется четыре основных вида органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения, а именно: 1) коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, поселковых и сельских исполнительных органах, к которым относятся административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних; 2) районные (городские) суды; 3) органы внутренних дел и 4) государственные инспекции. Однако, анализируя вышеназванную систему органов, можно сделать вывод о том, что сегодня все же отсутствует единая система государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. И при возникновении сложностей необходимо руководствоваться ПиКоАП, где четко определена подведомственность дел.
4) Гражданин как субъект административного процесса – это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
1. Алехин, А. П. Административное право. Учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М. : Зерцало, 2012. – 355 с.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. – М. : Норма, 2012. – 506 с.
3. Василевич, Г. Научно практический к Конституции Беларусь / А. Василевич. Минск : Дом, 2014. 889 с.
4. Г. А. государственной власти Беларусь (конституционно-правовой : учеб. пособие / А. Василевич. – Минск : «Бип–С», 2013. 248 с.
5. Гавриленко, Д. А. Административное право : учеб. пособие / Д. А. Гавриленко, С. Д. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2012. – 416 с.
6. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2014. – 416 с.
7. Кодекс Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З: принят представителей 17 декабря 2002 г. одобр. Респ. 2 апреля 2003 г. : в Закона Респ Беларусь от 09.01.2017 г. // Законодательство Республики / Нац центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
8. Республики Беларусь : с изм и доп., на респ референдумах 24 нояб. 1996 и 17 2004 г. Минск : Нац. центр информ Респ. 2016. – с.
9. Крамник, Н. Административно-правовые государственного управления А. Н. – Минск : Наука, 2014. 334 с.
10. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь / И. И. Мах. – Минск : Амалфея, 2013. – 703 с.
11. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 августа 2002 г. № 136-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2016 г. № 414-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О правовом положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 января 2010 г. № 105-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.10.2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г. № 200-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. № 18-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 декабря 2003 г., № 1599 : в ред. Пост. Сов. Мин. Респ. Беларусь от 02.06.2017 г. № 413 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении Примерного положения об административной комиссии [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 сентября 2001 г., № 1396 : в ред. Пост. Сов. Мин. Респ. Беларусь от 29.08.2014 г. № 850 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Овсянко, Д. М. Административное право : Учебное пособие. / Д. М. Овсянко. – М. : Юристъ, 2012. – 303 с.
17. Петрова, Г. И. Административное право / Г. И. Петрова. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 102 с.
18. Процессуально-исполнительный кодекс Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 декабря 2006 г., № 194-З: принят представителей 9 ноября 2006 г. одобр. Респ. 1 декабря 2006 г. : в Закона Респ Беларусь от 24.10.2016 г. // Законодательство Республики / Нац центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.
19. Сорокин, В. Д. Административно-процессуальное право : учебник / В. Д. Сорокин. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. – 540 с.
20. Тихиня В. Г. Республики Беларусь. комментарий / Г. Тихиня Г. А. М. И. Постухов. – Минск : Книжный 2016. – с.