Правовое положение и полномочия прокурора в уголовном процессе
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое положение и полномочия прокурора в уголовном процессе»
по дисциплине: «Уголовный процесс»
2020
45.00 BYN
Правовое положение и полномочия прокурора в уголовном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовный процесс
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
1. История органов прокуратуры Республики Беларусь
2. Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса
2.1 Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса
2.2 Участие прокурора в суде первой инстанции
2.3 Участие прокурора в апелляционной инстанции
3. Деятельность прокурора в исключительных стадиях уголовного судопроизводства
3.1 Участие прокурора в стадии надзорного производства
3.2 Прокурорский надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
Заключение
список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорский надзор вызывает большой интерес как в мировой юридической науке, политике и обществе в целом, так и в белорусской правовой науке, в частности. Это связано с особым значением института органов прокуратуры, а также с тем, что его становление и развитие в Республике Беларусь проходили в достаточно своеобразной форме.
В системе правоохранительных органов Республики Беларусь прокуратура занимает специфическое место. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» – «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами.
Политические и экономические процессы переходного периода, ряд особенностей исторического развития придали процессу становления прокуратуры Республики Беларусь специфическую окраску, направили его развитие в русло укрепления общеправовых ценностей. Чтобы понять причины, обусловившие подобные процессы, современные исследователи подвергают тщательному рассмотрению прокуратуры как важнейшего контрольного и надзорного правоохранительного органа Республики Беларусь.
Актуальность исследования предопределена тем, что в настоящее время, когда в Республике Беларусь осуществлена судебно-правовая реформа и заложена прочная основа правового государства, особенно важно определить место прокуратуры в системе других государственных органов власти. И, в целом, построение правового государства невозможно себе представить без деятельности прокуратуры, которая обеспечивает верховенство закона, защиту прав и свобод граждан и интересов государства.
Немаловажная роль прокуратуры в становлении демократического правового государства в Республике Беларусь определяется также тем, что она представляет собой достаточно надежно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. В нынешних условиях она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы то ни они не исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей), в то же время организационно не входя ни в одну из ветвей государственной власти и ни в коей мере не превращаясь в некую особую контрольную или какую-либо иную власть.
Все ветви власти взаимодействуют между собой и как единая государственная власть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечить которую и призвана прокуратура.
1. ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие «прокуратура» происходит от латинского слова «procure» − «забочусь, обеспечиваю, предотвращаю». При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности.
Подобно тому, как идея разделения властей зародилась во Французской республике, Франция вполне справедливо признается родиной создания органов прокуратуры, считающихся прообразом прокуратур западноевропейских государств и России [10, с. 126].
От формирования прокуратуры в 1722 г. до 1917 г., этот период можно разделить на три этапа:
1) От учреждения прокуратуры в 1722 г. до учреждения министерств в 1802 году;
2) От учреждения министерств 1802 г. до Судебной реформы 1864 г.;
3) От Судебной реформы в 1864 г. до октября 1917 г.; II. Советский период деятельности прокуратуры (1922-1991 гг.):
1) Деятельность прокуратуры РСФСР при Наркомате юстиции РСФСР (1922-1924 гг.);
2) Прокуратура Верховного суда СССР (1924-1933 гг.);
3) Прокуратура Союза ССР (1933-1941 гг.);
4) Деятельность прокуратуры СССР в военное время (1941-1945 гг.);
5) Прокуратура СССР 1955-1991 гг. III. Период деятельности прокуратуры Российской Федерации (1992 – настоящее время).
1) переходный период (развитие прокурорского надзора проходит при формировании системы разделения властей);
2) конституционный период.
История развития Прокуратуры в Беларуси начинается с 1922 г. с принятия Положения о прокурорском надзоре, в соответствии с которым, была учреждена Государственная прокуратура в составе Народного Комиссариата Юстиции. Во главе прокуратуры стоял Народный комиссар юстиции, который был подотчетен перед Президиумом ЦИК БССР.
Начиная с 1936 г. Прокуратура выходит из состава Народного Комиссариата Юстиции и образовывается самостоятельная система органов прокуратуры во главе с Прокурором БССР, подчинённая непосредственно Прокурору СССР.
2. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ОСНОВНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса
В Республике Беларусь прокуроры имеют право возбуждать уголовные дела в ходе досудебного производства по материалам и уголовным делам, принимать уголовные дела в собственное производство и использовать полномочия следователя для проведения полного расследования или поручать расследование нижестоящему прокурору или соответствующему органу предварительного следствия, а также право отказать в возбуждении уголовного дела. Прокурор имеет право лично представлять отдельные следственные и иные процессуальные действия, разрешать использование следственного содержания под стражей, домашнего ареста в уголовном деле, следователя и всестороннее предварительное следствие для обеспечения всестороннего, всестороннего и объективного изучения обстоятельств уголовного дела. Ранее прокуроры могли участвовать в расследовании и предварительном расследовании, а также лично проводить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное следствие по любому уголовному делу. Прокурор может назначить группу прокуроров для предварительного расследования возбужденных и принятых уголовных дел и с согласия руководителя соответствующего следственного органа назначить группу следователей для руководства этой следственной группой. До внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс прокурор вправе поручить предварительное расследование уголовного дела группе следователей (без их согласия), сформировать ее состав и возглавить группу следователей. В Российской Федерации прокуроры лишены этих полномочий [17, с. 126].
На стадии возбуждения уголовного дела важна роль прокурора, которая обосновывает объем процессуальных, надзорных и организационно-административных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным кодексом (далее-УПК).
Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает отказа в принятии сообщения о преступлении. Каждое заявление о преступлении должно приниматься должностным лицом правоохранительных органов, регистрироваться и разрешаться в установленном порядке по указанию подразделения органа внутренних дел, обязанного осуществлять эту деятельность.
Отказ в возбуждении уголовного дела включает в себя процессуальную регистрацию решения по результатам предварительной экспертизы материалов.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
3.1 Участие прокурора в стадии надзорного производства
Далее рассмотрим процессуальное положение прокурора в надзорном производстве. В первую очередь полагаем, что необходимо сформулировать норму, которая содержала бы общие основания для возмещения вреда. Для этого необходимо согласовать положения ч. 6 ст. 10 УПК, ч. 1 ст. 460 УПК, ч. 1 ст. 939 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Поскольку норма, содержащаяся в ГК более полная, предлагаем изложить ч. 1 ст. 460 УПК в следующей редакции: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и надлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ, возмещается государством в полном объеме независимо от вины лица, производящего дознание, органа дознания, следователя, прокурора, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, либо суда».
Внесение указанных изменений позволит добиться единообразия в основаниях для возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс, что позволит избежать неправильного понимания, и, как следствие, применения правовых норм.
Еще одним сложным вопросом, требующим решения в отечественном законодательстве, является вопрос об определении объема и размера возмещаемого вреда.
В частности, особого внимания заслуживает проблема определения органа, который должен рассматривать и разрешать требования о возмещении вреда. Нормы, которые содержатся в гл. 48 УПК, ответа на данный вопрос не содержат [22, с. 158].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Существовавшая ранее правовая регламентация рассматриваемых правоотношений, на наш взгляд, полностью отвечала принципу состязательности, и наличие в УПК обязанности суда принимать меры по явке потерпевшего и других лиц в судебное разбирательство никоим образом не подрывало состязательных основ уголовного процесса. Более того, как утверждает О.В.Кузьмина, Европейский Суд по правам человека сводит принцип состязательности лишь к обеспечению равенства сторон, вообще не затрагивая вопроса о роли суда [8]. Поэтому появление в УПК нормы, обязывающей государственного обвинителя обеспечивать явку в суд отдельных участников уголовного процесса, не развивает состязательность, а скорее усугубляет проблему ее реализации.
Дело в том, что анализируемые изменения УПК коснулись только потерпевшего, а также свидетелей обвинения, явка которых в суд теперь обеспечивается государственным обвинителем. Следовательно, за судом сохраняется обязанность принимать меры по участию в судебном заседании свидетелей защиты, «обслуживая» таким образом ее интересы и актуализируя вопрос о равенстве сторон в судебном разбирательстве.
Уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее правовое положение прокурора, безусловно, требует пристального внимания и нуждается в совершенствовании. Однако его реформирование должно вести не к разбалансированности существующего порядка производства по материалам и уголовным делам, а к созданию стабильных и непротиворечивых норм, направленных на повышение эффективности деятельности прокурора по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
2. В прокуратурах областей, городе Минске, колледжи формируются в составе прокурора, который возглавляет соответствующую прокуратуру (председателя), его заместителей и других прокуроров. Их личный состав утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по предложению соответствующего прокурора.
На заседаниях советов:
− рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
обсуждаются проекты наиболее важных приказов, приказов и распоряжений прокурора;
заслушиваются отчеты и отчеты руководителей структурных подразделений прокуратуры, подчиненных прокуроров и других прокуроров, а также руководителей и других работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
заслушиваются отчеты и разъяснения руководителей и других должностных лиц государственных органов, других организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам соблюдения законодательства. Список вопросов, которые будут обсуждаться в коллегии, определяются председателями коллегий [2].
1. Конституция Республики Беларусь: ред. и доп., принятый на респ. референд. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - Минск: Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь, 2014. - 62 с.
2. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-3: с изм. Закон Респ. Беларусь от 18.07.2016 № 401-3. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
3. Бибило В.Н. Судебная система в Республике Беларусь: учебное пособие. - Минск: Амальфея, 2014. - 384 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г .: утвержден Сов. Респ. 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информации Республика Беларусь. - Минск, 2020.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря. 1998: утвержден 18 декабря 1998 г .: с изм. и доп. от 8 января 2018 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г .: утвержден Сов. Респ. 26 ноября 1998 г .: с изм. и доп. 9 января 2017 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
7. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г .: утвержден Советом Респ. 1 декабря 2006 г .: с изм. и доп. с 8 января 2018 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
8. Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Кодавбович. - Минск: Амальтея, 2012 - 510 с.
7. Декрет о суде № 1 от 14 ноября 1917 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1917. - № 4. - С.50.
8. Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 36. – 424 с.
9. Кирилловых, А.А. К истории развития правового статуса советской прокуратуры/ А.А. Кирилловский // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал/ Изд. группа «Юрист». – 2011. №24. – С. 31-37.
10. Бессарабов, В.Г. Советская прокуратура/ В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. - 2002. № 12. – С. 120-138.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - 3-е изд., Перераб. и добавить. - М .: Юрист, 2001. - 520 с.
12. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г. № 3602-XII: в ред. Закон Респ. Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нат. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
13. Крылатова И.Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации: понятие, сущность, структура, форма / И.Ю. Крылатов // Научный дневник Института философии и права. - 2014. - Вып. 3. - С. 210–223.
14. Бессарабов В.Г. Участие прокуроров в законотворчестве / В. Г. Бессарабов, Р. Б. Хуторецкий. - М .: Наука, 2016. - 255 с.
15. Сологубов А. С. Особенности правового статуса органов прокуратуры / А. С. Сологубов. - М .: Наука, 2006. - 213 с.
16. Антонов И. А. Место и роль прокуратуры в системе контроля власти (конституционно-правовой аспект) / И. А. Антонов. - М .: Юрист, 2013. - 200 с.
17. Борико С.В. Судебная система и прокурорский надзор (правоохранительные органы): учебник / С.В. Борикo. - Минск: Амальтея, 2012. - 304 с.
18. Байкин, И. М. Прокуратура и судебная власть / И. М. Байкин // Российская юстиция. - 2009. - №10. - п. 36-37
19. Прокурорский надзор: Учебник / Ю.Е. Винокуров [и др.]; под общим ред. Ю.Е. Винокуров. - 6-е изд., Перераб. и доп. - М .: Высшее образование, 2018. - 60 с.
20. Козлов, А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: общая часть / А.Ф. Козлов. - Екатеринбург: USLA, 1999. - 85 с.
21. Цыганкова Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республике Беларусь: проблемы, возможности для оптимизации / Л.И. Цыганкова / Веснік Гродзенскага дзярўнага университет и Янка Купала. Серый 1, Гисторя, Филасофия, Палиталогия, Сациалогия. - 2010. - № 1. - с. 153-161.
22. Селюкова, А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека правоохранительными органами / А.А. Селюкова // Теория и практика современной науки: сб. научный тр. по матер. XX Международная научно-практическая конференция. - Москва, 2017. - с. 291-293.
23. Козаренко Д.В. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Д.В. Козаренко // Юридический факт. - 2017. - № 13. - с. 111.
24. Назаров С.Н. Прокурорский надзор / С.Н. Назаров. - М., 1998. - 320 с.
25. Шевляков П.Ю. Роль прокуратуры в защите прав человека в Российской Федерации / П.Ю. Шевляков, И.Г. Мигунова // Правоведение: история, современность, перспективы: сб. мат. VII Int. научно-практическая конференция, посвященная Дню российской науки. - Астрахань, 2016. - с. 222-227.
26. Кивель, В. Регулирование прав человека и гражданских прав в Конституции Республики Беларусь / В. Кивель // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - № 5. - с. 75-81.
27. Бреднева, В.С. Права человека: проблемы интерпретации и реализации / В.С. Браднева // История государства и права. - 2013. - № 13. - с. 23-25.
28. О дополнительных мерах по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц: Указ През. Республика Беларусь от 15 июля 2007 г. № 498: с изменениями. Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября. 2017 № 365. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
29. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
30. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667: в ред. Пост Совета Министров Республики Беларусь от 26 июля 2017 года № 555 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. Центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты