ВВЕДЕНИЕ
Глобализация экономики приводит к обострению конкуренции не только в производственных секторах торговли, но и на рынках труда и на рынках образовательных услуг – от дошкольного образования до дополнительного. Возросшее значение образования повлекло за собой увеличение спроса на образовательные услуги среди самых широких слоев населения. Сегодня в процесс обучения вовлечены люди всех возрастов: от дошкольного до пенсионного. Цели обучения варьируются от сугубо экономических (получение профессии, повышение квалификации, конкурентоспособности на рынке, доходов) до личных, эстетико-психологических и социальных. Соответственно спрос на образовательные услуги не однороден и зависит от потребностей каждой конкретной возрастной и целевой группы, что, в свою очередь, предопределяет дальнейшее развитие сферы образования и рынка образовательных услуг, стимулируя управление знаниями, новые методы формирования и передачи знаний и информации, новые формы и виды образовательных услуг.
Поскольку значение образования для общества и индивидов возрастает, соответственно растет и спрос на самые разнообразные образовательные услуги, а значит, растет конкуренция, поэтому образовательному учреждению для успешной деятельности необходимо использовать PR-технологии, которые позволяют решать проблемы оптимизации образовательных услуг на основе управления знаниями субъектов образовательной практики.
Несмотря на большой интерес к PR-технологиям в современном обществе, данные технологии в нашей стране не получили пока должного развития. Это определило актуальность данной курсовой работы.
Объект исследования: деятельность учреждений образования.
Предмет исследования: особенности использования PR-технологий в деятельности образовательных учреждений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Обзор литературы по теме исследования
В переводе с английского PR (Pablic Relations) означает «связи с общественностью».
Вопросы PR-технологий, в том числе и в сфере образования, рассмотрены во многих научных публикациях, которые стали теолетической основой курсовой работы.
В публикации М.Ю. Вдовченко «PR в сфере образования» [5] рассматриваются вопросы, посвященные специфике связей с общественностью в системе высшего образования. Автор приходит к выводу, что спектр мероприятий в сфере PR-образования существенно ограничен в сравнении с аналогичной деятельностью, например, коммерческих структур. Вместе с тем, в современном образовательном учреждении для повышения его имиджа и формирования деловой репутации необходимо с учетом рационального подхода более активно применять PR-технологии.
В своей работе «Управление общественными отношениями» [9] В. С. Комаровский, М. Д. Валовая, А. Б. Василенко доказывают, что с помощью эффективно выстроенной работы в области GR можно решить ряд значительных проблем:
– создание и поддержание положительного имиджа организации в государственных структурах;
– налаживание позитивных взаимоотношений с представителями государственных органами;
– поддержка проектов организации со стороны властей.
В учебном пособии В.И. Дорошеева «Введение в теорию маркетинга» [] рассматриваются эволюция содержания и форм маркетинга, его социально-экономическая сущность, предмет и цели, принципы и методы, функции маркетинга. Значительное внимание уделено психологическим и экономическим аспектам теории поведения покупателей, основам маркетингового управления, а также приводится краткая характеристика содержания маркетинговой деятельности.
Выводы по 1 главе
Таким образом, паблик рилейшенз – это особая функция управления, которая помогает устанавливать и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении и способствует ответственному к нему отношению, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов, помогает проводить изменения, предвосхищая те или иные тен денции, и использует в качестве своих инструментов научно обоснованные, надежные и этические методы общения. Суть PR-технологий состоит в осведомлении потребителя о степени качества предоставляемых услуг и квалифицированности персонала, обслуживающего некоторый сегмент рынка.
Пиар-технологии имеют свою философскую основу (зависит от субъекта коммуникации), методологический подход (коммуникативный), характер содержания и структуры (социально-воспитательный), методы (преимущественно объяснительно-иллюстративные), организационные формы (индивидуальные, групповые, коллективные), пиар-средства и пр.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1 Особенности PR-технологий в деятельности образовательных учреждений
Как известно, экономические отношения неразрывно связаны с общественными. Качественное образование, являясь важнейшей отраслью сегодняшней экономики, также имеет в распоряжении свои социально-экономические взаимоотношения, во многом предопределенные экономической ситуацией в нашей стране.
PR – относительно новое понятие на постосоветском пространстве, чаще всего это оно связано с политикой и различными избирательными кампаниями. Для привлечения внимания к образовательным услугам также можно и даже необходимо применять PR-технологии, однако, эти технологии применительно к образованию являются пока малоизученной сферой.
PR в образовании – это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации, которая осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. Управление образовательным учреждением способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между образовательным учреждением и обществом. PR-технологии призваны решать различные проблемы: обеспечения руководства организации информацией об общественном мнении и оказания ему помощи в выработке ответных мер; обеспечения деятельности в интересах общественности; поддержания его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций [5].
Образовательные PR-технологии относят к социальному пиару, так как образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, основной целью которых служит не получение прибыли, а оказание качественных услуг населению, привлечение новых потребителей – обучающихся. Особенно широко применение PR -технологий в среднем профессиональном и высшем образовании [3].
На сегодняшний день, коэффициент ресурса специалистов в сфере Public Relations в нашей стране не велик, а профессионалы, работающие в сфере PR, чаще всего, предоставляют свои услуги коммерческим организациям и предприятиям [8]. Вместе с тем нельзя утверждать, что PR или связями с общественностью образовательные учреждения разных уровней не занимаются совсем. Неосознанно каждое образовательное учреждение проводит собрания родителей будущих учеников или студентов, «дни открытых дверей», участие в благотворительных акциях или спортивных соревнованиях – это и есть связь с общественностью. Однако образовательные учреждения применяют скорее пропаганду своих различных услуг, нежели профессиональные PR-технологии.
Выводы по 2 главе
Таким образом, PR в образовании – это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации, которая осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. PR – это создание общественного мнения об образовательном учреждении для его успешной работы и повышения репутации. PR образовательного учреждения может быть представлен в следующих формах: конференции, семинары, круглые столы, экскурсии, дни открытых дверей, праздники, знаменательные даты и события, выставки и ярмарки, акции.
Самые популярные среди учреждений образования средства PR: радио, печатная продукция – буклеты, календари, листовки, реклама в печатных СМИ; выездные презентации, которые позволяют донести информацию до потенциальных клиентов.
К основным инструментам пиара, которые сегодня применяются в ГУО «Воложинская детская школа искусств», можно отнести следующие: «День открытых дверей», оранизация «круглых столов», методических объединений, семинаров, освещение деятельности в СМИ, организация отчетных концертов. Следует отметить, что учреждение не имеет личного сайта, информация о нем и о проводимой деятельности представлена только на сайте Воложинского райисполкома, а также не имеет страничек в социальных сетях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Паблик рилейшенз – это особая функция управления, которая помогает устанавливать и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Она включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении и способствует ответственному к нему отношению, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов, помогает проводить изменения, предвосхищая те или иные тен денции, и использует в качестве своих инструментов научно обоснованные, надежные и этические методы общения. Суть PR-технологий состоит в осведомлении потребителя о степени качества предоставляемых услуг и квалифицированности персонала, обслуживающего некоторый сегмент рынка.
Пиар-технологии имеют свою философскую основу (зависит от субъекта коммуникации), методологический подход (коммуникативный), характер содержания и структуры (социально-воспитательный), методы (преимущественно объяснительно-иллюстративные), организационные формы (индивидуальные, групповые, коллективные), пиар-средства и пр.
PR в образовании – это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации, которая осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации. PR – это создание общественного мнения об образовательном учреждении для его успешной работы и повышения репутации. PR образовательного учреждения может быть представлен в следующих формах: конференции, семинары, круглые столы, экскурсии, дни открытых дверей, праздники, знаменательные даты и события, выставки и ярмарки, акции.
Самые популярные среди учреждений образования средства PR: радио, печатная продукция – буклеты, календари, листовки, реклама в печатных СМИ; выездные презентации, которые позволяют донести информацию до потенциальных клиентов.
1. Алексеева, И. Как оценивать эффективность PR-кампании / И. Алексеева / Бизнес Энтропия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bizentropy.biz/articles/84-kak-ocenivatyeffektivnost-pr-kampanii.html
2. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
3. Блэк, С. Введение в паблик рилейшенз / С. Блэк. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 280 с.
4. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168.
5. Дорошев, В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие. [Текст]: учебное пособие / В.И. Дорошев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 285 с.
6. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
7. Кирьянов, М.В. Проблемы применения PR-технологий в государственных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: статья / М.В. Кирьянов. – CreateBrand / Режим доступа: http://www.createbrand.ru/biblio/pr/pr_v_gos.html.
8. Комаровский, В. С. Управление общественными отношениями / В.С. Комаровский. – М. : Изд-во РАГС, 2003. – 260 с.
9. Костюк, О. Подготовка и проведение пресс-конференции] / О. Костюк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/columns/evmark/2007/0043/.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 780 с.
11. Крымчанинова, М.В. Реклама и pr: сходство и различие / М.В. Крымчанинова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. – № 3. – С. 30-54.
12. Курач, Е.В. О роли маркетинга в деятельности высшего учебного заведения [Электронный ресурс]: статья / Е. В. Курач, М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина. – Современные проблемы науки и образования / Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7431
13. Ленкова, К. С. Социальная сеть как инструмент продвижения некоммерческих проектов / К. С. Ленкова//Бизнес. Общество. Власть: онлайн-журнал. – 2013. –№ 14. – С. 1-7.
14. Медведева, Е.С. Рекламная коммуникация / Е.С. Медведева. – М. : ЛКИ, 2004. – 280 с.
15. Мезенцев, Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е.А. Мезенцев. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.
16. Подорожная, Л.В. Теория и практика рекламы [Текст]: учебное пособие / Л.В. Подорожная. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 344 с.
17. Руководство по написанию пресс-релиза // Построй свой бизнес в сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cybersantway.ru/?p=438
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Сосновский, С. Эффективное продвижение в социальных сетях / С. Сосновский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sosnovskij.ru.
20. Татаринова, Г.Н. Управление общественными отношениями Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 172 с.
21. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2009. – 528 с.