ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕНДЕРНОГО КОНФЛИКТА У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
1.1 Понятие гендерного конфликта в психологии
1.2 Профессиональная деятельность женщин как фактор гендерного конфликта
1.3 Виды психологической помощи женщинам, имеющим внутриличностный конфликт
Выводы
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО СНИЖЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО КОНФЛИКТА У РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
2.1 Пояснительная записка
2.2 Диагностический этап
2.3 Тренинговый этап
2.4 Контрольный этап
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования необходимостью разработки мероприятий по профилактике гендерного конфликта современной женщине, которая помимо семьи, большое внимание уделяет своей профессиональной деятельности. В такой ситуации женщина более всего подвержена появлению гендерного конфликта. Любой вид гендерного конфликта связан с переживанием человеком комплекса острых негативных и болезненных эмоций, вызванных затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающих противоречивые связи с внешней социальной средой.
В современном обществе мы наблюдаем активную успешность женщины во многих сферах жизни. Женщины стремятся к высокому положению в обществе, продвижению в карьере, реализации своих способностей в профессиональной деятельности. В науке показано, что профессиональная деятельность для взрослого человека выступает в качестве ведущего вида деятельности и потому свою гендерную идентичность и индивидуальность, личностный смысл он желает реализовывать и подтверждать в профессиональной сфере.
В настоящее время жизнь предъявляет высокие требования к женщинам, стремящимся к самореализации, значение карьеры для которой возрастает, а ценность семьи уходит на второй план. Эта тенденция оказывает воздействие на восприятие женщины в обществе и меняет представление общества о женщине. Однако, в нашей стране по-прежнему сохраняется тенденция патриархальных взглядов на роль женщины в обществе, которую разделяют не только мужчины, но и поддерживают сами женщины, предпочитая «зависимое» положение от мужчин. Это противоречие порождает такие трудности, как «двойная занятость», «ролевой конфликт работающей женщины», «экономическая независимость», наблюдаемые в обществе.
Наличие в обществе гендерной системы взаимоотношений зачастую ограничивает стремление женщины к сохранению своей гендерной индивидуальности в силу объективных и субъективных причин. Ограничение возможности быть активным субъектом своей деятельности, реализация социальных ролей, предъявляющих противоречивые требования к индивидуальным особенностям, может привести к возникновению внутриличностных конфликтов – противоречий, возникающих между несовместимыми потребностями, ценностями, интересами, представлениями, ролями, которые переживаются личностью как психологическая проблема, и требует своего разрешения.
Обнаруживающееся противоречие между потребностями и возможностями самореализации женщин, занятых в профессиональной сфере и социальным стереотипом приоритета в жизни женщины семьи, приводит к возникновению у женщин внутриличностного гендерного конфликта. Этот вид внутриличностного конфликта проявляется комплексом негативных
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕНДЕРНОГО КОНФЛИКТА У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
1.1 Понятие гендерного конфликта в психологии
Гендер представляет собой базовую характеристику личности, органично встроенную в субъективное пространство и структуру личности, которая направляет ее поведение, является механизмом реализации всех личностных смыслов [22, с. 38].
Проблемой изучение гендерного конфликта в психологической науке занимались такие ученые как Ю.Е. Алешина, и Е.В. Лекторская, А.Л. Васюнина, О.А. Власова, О.А. Гаврилица, Т.А. Гурко, Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко, С.И. Ерина, О.Г. Лопухова, Е.Е. Корнеева, Н.В. Кулагина, В.Б. Ольшанский, Н.И. Перова, Г.Ф. Шакирова и др.
Гендерный конфликт является одним из видов внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой внутренних структур личности, которое отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [3, с. 12].
Под гендерным конфликтом в психологии принято понимать психологическое состояние, основой которого является противоречивое восприятие гендерных ролей, стереотипов, ценностей, отношений, способствующее столкновению целей и интересов.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям и требованиям. По мнению И.Г. Малкиной-Пых, этот конфликт отражает противоречие между такими подструктурами личности как «Я как индивидуальность» и «Я как представитель гендерной группы». Любой гендерный конфликт основан на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах [19, с. 169].
Гендерный конфликт обусловлен биологическими, психологическими и социальными предпосылками. Ролевой конфликт тесно связан с социальным статусом и социальной ролью. Социальный статус определяется социальными функциями, которые выполняются личностью во взаимодействии с другими. Социальный статус – это общее положение личности в обществе, непосредственно связанное с определенной системой обязанностей и прав. Человек постоянно находится в многочисленных социальных взаимоотношениях, и его место внутри этих отношений и составляет его статус [11, с. 53].
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО СНИЖЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО КОНФЛИКТА У РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для работающих женщин, состоящих в браке, для снижения комплекса негативных переживаний, связанных с совмещением профессиональной и семейной ролей. В основе разработки программы лежит гендерный подход, рассматривающий сближение мужских и женских ролей и статусных позиций в обществе и в семье. Гендерный подход представляет собой методологию анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Снижение степени выраженности гендерного конфликта осуществляется в форме тренинга – совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, осознание внутренних ресурсов для преодоления внутриличностного конфликта.
Название программы: «Программа тренинга по снижению гендерного конфликта у работающих женщин.
Цель программы: восстановление согласованности подструктур личности, снижение степени выраженности противоречий и негативных переживаний.
Задачи тренинговой программы:
1) установление благоприятной, «безопасной» атмосферы в группе, повышение взаимопонимания, сплоченности группы, формирование положительного отношения к другим и к себе;
2) формирование гендерной компетентности, изменение гендерных представлений и стереотипов, снятие барьеров традиционного восприятия социальных характеристик и ролей мужчин и женщин;
3) формирование представлений о гендерных ролях, их положительных и отрицательных функциях, социально-психологический анализ собственных гендерных ролей;
4) преодоление чувства вины, принятие личностной ответственности, преодоление страха осуждения;
5) снижение гендерного конфликта путем осознания важности личных интересов и ценностей, расстановки личных приоритетов, ослабления внутренних стандартов, норм и требований внутри самих выполняемых ролей.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: работающие женщины, состоящие в браке в количестве 8-10 человек.
Время реализации тренинговой программы: 1,5 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 1 час 2 раза в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что гендерный конфликт – это психологическое состояние, основой которого является противоречивое восприятие гендерных ролей, стереотипов, ценностей, отношений, способствующее столкновению целей и интересов. Степень выраженности ролевого конфликта работающей женщины связана с психологическим полом женщины, ценностно-нормативной ориентации женщины, влияющей на выбор стратегии снижения ролевого конфликта; мотивации профессиональной деятельности. Основными типами гендерных внутриличностных конфликтов являются: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциально-гендерный конфликт. Детерминантами гендерного конфликта являются гендерные стереотипы, установки, предубеждения, вызванные системой ценностей индивида, обусловленные его личностно-смысловыми образованиями, личностными особенностями.
Профессиональная сфера рассматривается в качестве одной из приоритетных сфер самореализации личности женщины. Результатом не совмещения профессиональной и семейной ролей и комплекса психических проявлений на это не совмещение, является переживание женщинами ролевого конфликта. У работающих женщин, которые пытаются самореализоваться в профессиональной деятельности, на пути к достижению к этому стоят различного рода барьеры: ценностный и диспозиционный барьеры, барьер смыслового конструкта. Социально-психологические барьеры представлены традиционными установками по поводу роли женщины в обществе, ее предназначения. Личностные барьеры представлены личностными свойствами женщин, которые могут препятствовать достижению успеха в профессиональной сфере. Наиболее важным деструктивным показателем ролевого конфликта является чувство вины.
Основными видами психологической помощи женщинам, имеющим внутриличностный конфликт, являются: психологическое консультирование, психотерапия, психологическое просвещение, психологические тренинги. Основным направлением работы психолога и психотерапевта является помощь в преодолении чувства вины работающей женщины. Основными стратегиями преодоления гендерных конфликтов являются: структурные изменения в семейной системе, изменение гендерных стереотипов, коррекция ролевой «Я-концепции» и гендерной самооценки, формирование гендерной компетентности субъекта. Групповая работа имеет ряд преимуществ в профилактике и преодолении внутриличностного гендерного конфликта. Преимущественно тренинга заключается в получении обратной связи и поддержки со стороны других участников, в возможности идентифицирования себя с другими участниками, в создании пространства
1. Алешина, Ю.Е. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С. 80-88.
2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
3. Васильева, А.О. Ролевой конфликт и пути его преодоления / А.О. Васильева // Вестник Московского авиационного института. – 2015. – № 5. – С. 11-16.
4. Васюнина, Л.А. Труд и социальная защита женщин при переходе к рыночной экономике: политэкономический аспект: автореф. дис…докт. эконом наук: 08.00.01 / Л.А. Васюнина. – СПб., 1996. – 21 с.
5. Гаврилица, О.А. Ролевой конфликт работающей женщины: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Гаврилица. – М.: МГУ, 1998. – 18 с.
6. Горностай, П.П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов / П.П. Горностай // Журнал практического психолога. – 1999. – № 1. – С. 44-51.
7. Грейд, Д. Мужчины выходцы с Марса, женщины – с Венеры / Д. Грэйд. – М.: Просвещение, 1997. – 304 с.
8. Губанова, В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере / В.И. Губанова // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1-1. – С. 236–271.
9. Гулина, Н.Р. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности личности / Н.Р. Гулина, Д.И. Савельев // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 3. – С. 71-80.
10. Ершова, Н.М. Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером: автореф. дис… канд. филос. наук. 09.00.11 / Н.М. Ершова. – Екатеринбург, 2005. – 23 с.
11. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория практика: монография / И.С. Клецина. − СПб : Алетейя, 2004. – 564 с.
12. Корнеева, Е.Е. Ролевой конфликт в деятельности женщины-педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.Е. Корнеева. – Ярославль: ЯГУ, 2006. – 20 с.
13. Кукушкина, А.А. Разрешение ролевого конфликта в деятельности руководителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А.А. Кукушкина. – Ярославль: ЯГУ, 2007. – 18 с.
14. Кулагина, Н.А. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Кулагина. – Москва, 2009. – 20 с.
15. Кулагина, Н.В. О направлениях работы по преодолению внутриличностных гендерных конфликтов / Н.В. Кулагина // Материалы межрегиональной научно-практ. конф. (г. Магнитогорск, январь 2009 г.). – Магнитогорск, 2009. – С. 146-150.
16. Лопухова, О.Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме / О.Г. Лопухова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4. – С. 113-119.
17. Луков, В.А. Гендерный конфликт: система понятий / В.А. Луков, В.Н. Кириллина // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 2. – С. 93-97.
18. Макаров, О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: автореф. дис…. канд психол. наук: 19.00.03 / О.Г. Макаров. –Хабаровск, 2006. – 23 с.
19. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
20. Мастович, В.И. Взаимосвязь особенностей ролевого конфликта и уровня субъективного контроля работающих женщин // Психология глазами студентов: материалы X ежегодной науч. конф. / под ред. Ю. Г. Фроловой. – Минск: БГУ, 2013. – C. 15-17.
21. Московская, А. Женский труд и проблема равенства полов / А. Московская // Женщины в реформируемой политике. – 1995. – № 1. – С. 15-21.
22. Ожигова, Л.Н. Психология гендерной идентичности личности / Ожигова Л.Н. – Краснодар, КубГУ, 2006. – 290 с.
23. Попова, Л. Психологические исследования и гендерный подход / Л. Попова // Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999. – С. 119-130.
24. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
25. Турецкая, Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена / Г.В. Турецкая // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 14-19.
26. Хакунова, Ф.П. Сущность гендерного конфликта и его специфика / Ф.П. Хакунова, Д.М. Даурова // Концепт. – 2015. – Т. 9. – С. 86-90.
27. Шакирова, Г.Ф. Механизмы и факторы формирования внутриличностного гендерного ролевого конфликта / Г.Ф. Шакирова // Филология и культура. – 2010. – № 20. – С. 25-32.
28. Шакирова, Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Г.Ф. Шакирова. – Казань, 2011. – 19 с.
29. Юдина, И.И. Телесно-ориентированная психотерапия как метод психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими депрессией / И.И. Юдина // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2013. – № 3-4. – С. 47-58.
30. Ярушева, С.А. Ролевой тренинг как инструмент корпоративного управления / С.А. Ярушева // Вестник Челябинского гос. университета. – 2015. – № 1 (356). – С. 77-79.