| Введение | |
| 1 Проблема социально-психологической адаптации в психологии | |
| 1.1 Основные подходы к изучению социально-психологической адаптации зарубежных и отечественных авторов | |
| 1.2.Структура социально-психологической адаптации | |
| 2 Характеристика социально-психологической адаптации девушек с виртуальной аддикцией | |
| 2.1.Понятие виртуальной аддикции | |
| 2.2 Особенности социально-психологической адаптации девушек с виртуальной аддикцией | |
| Заключение | |
| Список использованных источников | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена негативным влиянием на развитие психики и деструктивными последствиями для становления личности, приспособления к условиям социальной среды виртуальной аддикции. В настоящее время возрастает роль социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности Сложившаяся ситуация требует от молодых людей, и девушек, в частности, гибкости в использовании механизмов адаптации к социуму.
Научный интерес изучению характеристик адаптации личности в связи с виртуальной аддукцией связан с происходящей компьютеризацией, широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Интернет сегодня являются основной формой досуга у молодежи. В связи с тем, что очевиден рост компьютеризации и доступности Интернета, можно прогнозировать увеличение зависимых от Интернета юношей и девушек.
Использование информационных технологий в жизни молодых людей может иметь негативные последствия. В качестве отрицательных последствий чрезмерного использования интернет-технологий могут выступать сужение круга интересов и живого общения, уход от реальности в виртуальное пространством, развитие виртуальной зависимости. Не случайно, зарубежные исследователи И. Голдберг, Д.Н. Гринфилд, К.С. Янг глобальную компьютеризацию, зависимость от компьютера и Интернета жизни назвали болезнью ХХІ века.
Проблемой изучения социально-психологической адаптации занимались Ф.В. Березин, Д. Даймонд и К. Роджерс, А.Л. Журавлев, Г.Г. Овчинникова, А.А. Реан, Е.В. Руденский и другие.
Виртуальная аддикция как предмет научного исследования выступает в работах отечественных (А.Е. Войкунский, А.Ю. Егоров, О.И. Желдак, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров) и зарубежных (И. Голдберг, Д.Н. Гринфилд, К.С. Янг) авторов.
1 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к изучению социально-психологической адаптации зарубежных и отечественных авторов
Термин «адаптация (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Под адаптацией принято понимать процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной индивиду деятельности, которая позволяет ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [18, с. 113].
Проблемой изучения социально-психологической адаптации занимались такие психологи и педагоги как Ф.В. Березин, Д. Даймонд и К. Роджерс, А.Л. Журавлев, Г.Г. Овчинникова, А.А. Реан, Е.В. Руденский и другие.
Социально-психологическая адаптация обеспечивает социализацию и нормальный психический статус индивида в условиях социальных изменений, предполагая не только усвоение социального опыта, но и активность личности, ее преобразовательную деятельность по отношению к социальной системе.
В процесс социально-психологической адаптации индивидом движет стремление достичь определенного баланса, гармонии между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Как отмечает А.Л. Журавлев, в ходе ее реализации повышается адаптированность личности, которая проявляется в степени приспособленности к жизни в обществе. Особое внимание А.Л. Журавлев уделяет внешней социально-психологической адаптированности (приспособительской, поведенческой), где личность не меняет внутреннего содержания и сохраняет свою сущность и самостоятельность [9, с. 130].
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ВИРТУАЛЬНОЙ АДДИКЦИЕЙ
2.1 Понятие виртуальной аддикции
Аддикция (или зависимость) – это любая форма существования, когда индивид, воспринимая реальность в качестве дискомфортной, избегает ее, не пытаясь ее изменить.
Понятие «виртуальная аддикция» в психологической литературе рассматривается через такие термины как «интернет-аддикция», «компьютерная зависимость», «интернет-зависимость» [15, с. 95].
Американский психотерапевт И. Голдберг предложил использовать термин «Интернет-зависимость» для обозначения расстройства поведения в результате использования компьютера и Интернета. По мнению ученого, те эмоциональные изменения, которые происходят с человеком при необходимости сокращения времени пребывания в Интернете или отказа от пребывания в нем, указывают на психологическую зависимость от компьютера и носят название «синдром отказа». Этот синдром проявляется в снижении значимости социальной, профессиональной, учебной деятельности [29].
Модель, объясняющая склонность к зависимому использованию Интернета была разработана К. Янг в 1999 г. Согласно модели АСЕ, Интернет-аддиакция возникает у людей по причине воздействия таких факторов как доступность, сохранение контроля над собственными действиями и последствиями своих решений, эмоциональный подъем, возбуждение от результатов собственных действий [28, с. 24].
По данным К. Янг Интернет-аддикции проявляется в навязчивом стремлении постоянно проверять электронную почту; постоянном ожидании следующего выхода в Интернет, увеличение времени, проводимом в Интернет. Признаками уже сформировавшейся Интернет-аддикции являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Рассмотрены основные подходы к изучению социально-психологической адаптации зарубежных и отечественных авторов. В отечественной психологии под социально-психологической адаптацией понимается процесс, обеспечивающий социализацию и нормальный психический статус индивида в условиях социальных изменений, включающий не только усвоение социального опыта, но и активность личности, ее преобразовательную деятельность по отношению к социальной системе. В зарубежной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения бихевиорального, когнитивного и гуманистического подходов в контексте социально-психологической дезадаптивности личности.
2. Раскрыта структура социально-психологической адаптации. В структуре социально-психологической адаптации выделяются: мотивационный, когнитивный, коммуникативный, саморегулятивный компоненты. Социально-психологическая адаптация включает восприятие, объяснение адаптационной ситуации и психическую переориентацию, отражающую выработку понимания адаптационной ситуации с учетом эмоционального и интеллектуального ее преобразования. Показатели социально-психологической адаптированности можно разделить на две группы: объективные и субъективные, которые обусловливают конструктивный или деструктивный тип социально-психологической адаптации.
3. Охарактеризовано понятие виртуальной аддикции. Так, виртуальная аддиакция – это чрезмерное увлечение деятельностью, опосредованной компьютером и Интернетом, характеризующееся вхождение в виртуальную реальность, влекущее за собой негативные изменения в личности субъекта. Виртуальная аддикция представляет собой одну из форм психологической
1. Болбукова, С.В. Психологические условия и факторы оптимизации социальной адаптации личности
2. Войскунский, А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Г. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90-100.
3. Гриценко, В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде / В.В. Гриценко // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. – Саратов, 2015. – С. 9-28.
4. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193-197.
5. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь, 2010. – 19 с.
6. Дубровина, О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией / О.В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 114-118.
7. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 768 с.
8. Желдак, О.И. Компьютерная зависимость / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины : материалы науч. конф. (г. Минск, 2004 г.). – Минск, 2004. – С. 68-69.
9. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А. Сосник, М.О. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. – 416 с.
10. Кашапов, А.С. Структура социально-психологической адаптированности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А.С. Кашапов. – Ярославль, 2012. – 18 с.
11. Кожевникова, О.В. Психологические особенности интернет-зависимых пользователей / О.В. Кожевникова, З.Н. Шавалеева // Вестник Урмудского ун-та. – 2012. – № 4. – С. 73-76.
12. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М. : Академический проект, 2000. – 460 с.
13. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
14. Летов, Е.В. Вирутальная реальность: потенциален ли риск для человека и человечества? / Е.В. Летов // Вестник МГУКиИ. – 2012. – № 3. – С. 94-97.
15. Максимов, Э.А. Аддикция как предмет исследования в современных психолого-педагогических теориях / Э.А. Максимов // Вестник по педагогике и психологии Юной Сибири. – 2016. – № 1. – С. 95-99.
16. Мороденко, Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е.В. Мороденко // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 2. – С. 41-46.
17. Мурашкин, М.М. Социально-психологические факторы аддитивного поведения у иностранных студентов / М.В. Мурашкин // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – №2. – С. 53-58.
18. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности : Формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – Ереван : АН АрмССР, 1988. – 263
19. Овчинникова, Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г.Г. Овчинникова. – Москва, 1997. – 19 c.
20. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев. – СПб. : Питер, 2006. – 479 с.
21. Рожков, О.П. Различные подходы к проблеме социальной адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии / О.П. Рожков // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 4. – С. 60-71.
22. Руденский, Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 224 с.
23. Сагайдак, Н.Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н.Н. Сагайдак, М.Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
24. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. – М. : Академия, 2004. – 600 с.
25. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164-168.
26. Шаталина, М.В. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции / М.В. Шаталина // Вестник КГУ. – 2009. – № 1. –
С. 130-135.
27. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации : автореф. дис. … д-ра социол. наук / Л.Л. Шпак. – Кемерово, 1992 – 20 с.
28. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
29. Goldberg, I. Internet Addiction Disorder (IAD) – Diagnostic Criteria, accessed / I. Goldberg , – San Diego, CA: Academic Press, 2007.
30. Greenfield, D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and ThoseWho Love Them / D.N. Greenfield. – Oakland «NewHarbingerPubl», 1999.
31. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.