Введение
Сухомлинский В.А. писал, что детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Учреждение дошкольного образования – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на учреждение дошкольного образования плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в учреждение дошкольного образования с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
Проблема учреждения дошкольного образования – хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках учреждений дошкольного образования. Об этом свидетельствуют такие документы, как Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» [1], Учебная программа дошкольного образования [2], Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» [3], Образовательные стандарты. Дошкольное образование [4], Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь в 2019/2020 учебном году [5], Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], Кодекс РБ об образовании [7], Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) [8].
В течение длительного времени внимание педагогов, психологов, врачей привлекает проблема адаптации. Данная проблема не теряет своей актуальности, несмотря на то, что проводятся современные исследования и составляются рекомендации о том, как подготовить ребенка к поступлению в учреждение дошкольного образования. Тем не менее, данные документы носят разрозненный характер.
1 Теоретические аспекты проблемы адаптации дошкольников в социально-педагогической литературе
В научной литературе есть большое количество определений понятия «адаптация», характеризующих этот парадокс довольно неоднозначно, в свете рассмотрения во всевозможных областях научного познания.
Проблему адаптации в настоящее время исследуют многие науки, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции [10].
Для наиболее глубокого и полного понимания вопросов адаптации необходимо рассмотреть подходы к определению данного понятия.
Первоначально феномен адаптации использовался в биологической науке. Биология понимает под адаптацией приспособление организма (его строения и функций систем) к новым условиям существования. На понятии адаптации в биологии построена естественнонаучная теория Ч. Дарвина («теория естественного отбора»), который рассматривал адаптацию как движущую силу возникновения новых видов организмов в процессе приспособления к новым условиям. Считается, что человек унаследовал от животных способность адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Эта способность запрограммирована в генетическом коде всех биологических систем организма, что связано с инстинктом самосохранения организма.
Термин «адаптация» также рассматривается как приспособление систем, способных к самоорганизации, к постоянно меняющимся условиям среды. Такое определение характерно в основном для медико-биологических аспектов этого процесса. В психологическом словаре можно увидеть совершенно другие определения этого понятия. Одно из таких определений рассматривает адаптацию как приспособление организма или личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Также с точки зрения психологии адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [11].
Если рассматривать непосредственно адаптацию человека, то многие авторы считают, что это процесс взаимодействия человека и природы, который способствует как нормальному уровню жизнедеятельности, так и оптимальному биологическому и социальному развитию индивида.
2 Возрастные и личностные характеристики дошкольников
Дошкольный возраст – это этап психологического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет). Дошкольный возраст принято подразделять на 3 периода: младший (3-4 лет); средний (4-5 лет); старший (5-7 лет).
По мнению Е.А. Стребелевой, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития [25, с. 75].
Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания.
Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но к концу старшего дошкольного возраста приобретает произвольность. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Так, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одним из основных достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания.
Б.С. Волков считает, что в этом возрасте у ребенка активно развивает воображение. В дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности [26, с. 124]
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
3 Факторы, обусловливающие адаптацию дошкольников
По мнению Н.М. Салия, для создания благоприятных условий адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать, следующие факторы [37].
Первый фактор – возраст ребенка, с 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной.
С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в общении не только с взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести.
С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, так как у ребенка уже есть жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение с взрослым.
Второй фактор – состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками, легче привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенные различными патологическими состояниями (патология беременности и родов), много болеют до поступления в учреждения дошкольного образования, ослабленные дети, значительно тяжелее переносят адаптационный период [37].
Третий фактор – индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Адаптация зависит от силы и типа высшей нервной деятельности (тип высшей нервной деятельности – индивидуальные свойства личности, которые влияют на процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности проявления характера). И.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выделяет 2 типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.
4 Социально-педагогические трудности адаптации дошкольников
Выделяют два аспекта адаптации: биологический и психологический.
А. Остроухова считает, что биологический аспект адаптации – это адаптация организма человека к стабильным и меняющимся условиям окружающей среды. Это может быть изменение температуры, атмосферного давления, влажности, освещения и пр. Психологический аспект адаптации – это адаптация человека как личности к существованию в обществе или к определенным условиям в обществе [38, с. 150].
Ясно, что, несмотря на наличие биологического аспекта, психологический аспект адаптации является фундаментальным в процессе адаптации детей к учреждению дошкольного образования. Особую сложность вызывает тот факт, что, как правило, эта корректировка является первой адаптацией конкретного ребенка в жизни. Перед началом посещения учреждения дошкольного образования ребенок находится в тех же условиях дома, с определенным режимом, известным внешним миром и известными людьми. Поэтому начальный период посещения учреждения дошкольного образования чрезвычайно сложен для ребенка, и задача взрослых – обеспечить максимально безболезненное и максимально быстрое прохождение этого периода.
Во время адаптации могут наблюдаться следующие негативные проявления поведения ребенка:
- ребенок активно выражает нежелание ходить в учреждение дошкольного образования – плачет, не хочет одеваться, не встает по утрам, кричит;
- ребенок обычно ходит в учреждение дошкольного образования, но проблемы начинаются, когда родитель скоро уходит, оставляя ребенка;
- потерян аппетит или ребенок ничего не ест в учреждении дошкольного образования;
- нарушен режим дня, включая режим сна;
- есть признаки агрессии, нервозности, апатии или других негативных поведенческих изменений;
- уменьшается иммунитет и увеличивается заболеваемость.
Существует три типа корректировок – лёгкая, нормальная (средняя) и тяжелая (длительная).
По мнению А. Давидович, в случае легкой адаптации дети чувствуют себя хорошо с самого начала своего пребывания в учреждении дошкольного образования, ведут себя активно и не очень хотят идти домой. Негативное эмоциональное состояние ребенка длится не очень долго, обычно не более месяца. В этот период могут наблюдаться нарушения сна, потеря аппетита или отказ от еды. Кроме того, ребенок может не очень охотно играть с другими детьми.
Заключение
Теоретическое исследование проблемы адаптации дошкольников к условиям учреждения образования позволяет сделать следующие выводы.
Проблема адаптации дошкольников к условиям учреждения образования разработана в трудах российских ученых А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абдульхановой- Славской, В.Ф. Березина, А.А. Началджян, А.А. Реана; проблема адаптации детей дошкольного возраста раскрыта в исследовательских работах Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, В.А. Алямовской, К.Л.Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Н.П. Бадьиной и др.
Дошкольный возраст – это этап психологического развития, когда происходит интенсивное развитие всех психических процессов и различных видов деятельности. К моменту достижения дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации, появляется произвольность психических процессов, развивается логическое мышление. Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но к концу старшего дошкольного возраста приобретает произвольность. В этом возрасте у ребенка активно развивает воображение. В дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций.
Выявлены факторы, обусловливающие адаптацию дошкольников. К ним относятся: возраст ребенка, состояние здоровья и развития ребенка, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, отрицательное влияние на течение адаптации, оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи), учет возрастных особенностей детей, понимание речи, то есть, как быстро происходит быстрое увеличение словарного запаса.
Обоснованы социально-педагогические трудности: нежелание ходить в учреждение дошкольного образования, проблемы, когда родитель скоро уходит, оставляя ребенка; потеря аппетита или ребенок ничего не ест в учреждении дошкольного образования; нарушение режима дня, включая режим сна; признаки агрессии, нервозности, апатии или других негативных поведенческих изменений; снижение иммунитета и увеличение заболеваемости.
1 Закон Республики Беларусь «О правах ребенка » от 19 ноября 1993 г.[Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, – 2013. – Режим доступа: http:// http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19302570&p2=.
2 Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. –479 с.
3 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adu.by/ru/rukovoditelyam/organizatsiya-vospitaniya.html.
4 Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15.09.2019. № 137. – Режим доступа: https://adu.by/images/2019/10/obraz-standart-doshk-2019-rus.pdf.
5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью». – Режим доступа: http://ddu218.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=13691. – Дата доступа: 25.03.2020.
6. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 .[Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, – 2013. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=H10300200.
7. Кодекс РБ об образовании [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, – 2013. – Режим доступа:http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk1100243&p2={NRPA}.
8 Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): Постановление Мин. образования Респ. Беларусь от 25.07. 2011 г. № 116 [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.minedu.unibel.by/ru/main.aspx?guid=7751.
9 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
10 Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации / Г.И. Царегородцев. – Москва: Мысль, 1975. – 190 с.
11 Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. – С. 44–55.
12 Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в УДО / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
13 Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, 2000. – 1008 с.
14 Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
15 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
16 Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 57-64.
17 Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 16-18.
18 Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях учреждения дошкольного образования. – СПб., 2003. – С. 186-194.
19 Адаптационные группы в УДО: Методическое пособие / Приложение к журналу «Управление УДО». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
20 Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система учреждения дошкольного образования / Л.Д. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 48.
21 Лямина, Г.М. Воспитание часто болеющих детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974. – 359 с.
22 Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 18-21.
23 Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
24 Давыдова, О.И. Адаптационные группы в УДО. Методическое пособие / О.И. Давыдова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
25 Стребелева, Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 164 с.
26 Волков, Б.С. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2000. – 349 с.
27 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
28 Александрова, A.B. Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2. – С. 1–7.
29 Авшарян, Г. Память. Секреты и механизмы / Г. Авшарян. – Ростов –н/Д.: Феникс, 2006. – 245 с.
30 Волошина, Л.Н. Представления современного ребенка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С. 269-272.
31 Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2000 – №8. – С. 62–69.
32 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – СПб: Союз, 1997. – 224 с.
33 Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8. – С. 24-29.
34 Кедярова, Е. А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании / Е. А. Кедярова. – Иркутск. 2002. – 186 с.
35 Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – «Айрис-пресс», 2005. – 238 с.
36 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 418 с.
37 Салия, Н.М. Создание положительного эмоционального настроя в группе в адаптационный период / Н.М. Салия // Воспитатель УДО. – 2013. – № 7. – С. 13.
38 Остроухова, А. Особенности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на современном этапе развития общества / А. Остроухова, Т.М. Коростелёва. – Минск: «Университетское», 2000. – 208 с.
39 Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.
40 Ситникова, С.П. Адаптация детей в учреждении дошкольного образования / С.П. Ситникова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 1-5 (5). – С. 176-177.
41 Иванова, Н. Г. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к учреждению дошкольного образования / Н.Г. Иванова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/02/osobennosti-raboty-vospitatelya-v-period-adaptatsii-detey-k-detskomu.
42 Родакер, Н. М. Адаптация детей в учреждении дошкольного образования / Н.М. Родакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 64-68.