Взаимосвязь организационной идентичности с выраженностью синдрома выгорания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь организационной идентичности с выраженностью синдрома выгорания»
по дисциплине: «Психология»
2020
45.00 BYN
Взаимосвязь организационной идентичности с выраженностью синдрома выгорания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник на выгорание MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания у медицинских работников отделения стационара по методике В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня выгорания у медицинских работников отделения стационара по методике Н.Е. Водопьяновой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Характеристика синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия организационной идентичности в психологии
1.3 Психологические особенности личностей медицинских работников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Установление взаимосвязи организационной идентичности с выраженностью синдрома выгорания у медицинских работников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении жизни взрослый человек неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, переживает нормативные и ненормативные кризисы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Ситуации, которые могут быть преобразованы и требуют от человека преодоления как изменения обстоятельств или приспособления изменения собственных характеристик или своего отношения к ситуации, а также ситуации необратимого характера, требующие переживания как деятельности по перестройке внутреннего мира, лежат в основе необходимости выбора человеком стратегий совладания.
Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание.
Многочисленные психологические исследования (Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский, Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, И.А. Частоедова, Е.А. Мухачева и др.) свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Медицинские работники являются наиболее подверженными среди представителей «помогающих» профессий эмоциональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Проблема эмоционального выгорания медицинских работников в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Характеристика синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойко, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач, С. Джексон);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (С. Чернисс, В. Орел);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
В связи с этим можно говорить о феномене эмоциональном выгорании как динамичной многокомпонентной системе, опосредствованной профессиональной деятельностью специалистов и в ней же проявляющейся.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [32, с. 341].
Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Также понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко эмоциональное выгорание считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [4, с. 101].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является выявить взаимосвязь организационной идентичности с выраженностью синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение эмоционального выгорания и организационной идентичности у медицинских работников;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, формулирование выводов.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании принимал участие 45 медицинских работников различной специализации. Средний возраст испытуемых от 22 до 53 лет. Среди испытуемых 28 женщин и 17 мужчин.
1 группа – медицинские работники отделения стационара – 25 человек;
2 группа – работники скорой медицинской помощи – 20 человек.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
– методика диагностики профессионального выгорания (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 г, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. В отечественной психологии под эмоциональным выгоранием понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В зарубежной психологии эмоциональное выгорание рассматривается как своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается во времени с определенными стадиями.
Организационная идентичность является динамическим образованием, в существенной степени обусловленным социально-психологическими характеристиками личности и обладающим определенной темпоральной инерцией. Представление о своей профессии становится выразительным, повышается ориентация на функциональные цели деятельности кампании и на рабочие процедуры. Проведенные организационные изменения способствуют развитию идентичности и командного духа у сотрудников, ранее не проявлявших организационную принадлежность. Организационная идентичность, определяемая в работе как самоотождествление сотрудника с организацией, проявляющаяся в его привязанности к организации, включает четыре компонента: когнитивный, аффективный, оценочный и поведенческий. В ситуации организационных изменений между ними возникает диссонанс, в частности: сотрудники, обладающие организационной идентичностью на когнитивном уровне, рационально идентифицируют себя, но не отождествляют с компанией на эмоциональном уровне. Сотрудники, не обладающие организационной идентичностью, идентифицируют себя с компанией на эмоциональном уровне и не идентифицируют на когнитивном уровне как сотрудников.
Межличностные отношения в медицинском коллективе имеют свои особенности. Специфика трудовой деятельности медицинского персонала заключается в высокой частоте и интенсивности межличностного взаимодействия с пациентами, с коллегами, с руководством. Поведение медицинского работника относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющих своей целью пользу или выгоду других.
1. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс : синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
2. Баженова, А. Н. Профессиональная деформация личности психолога / А. Н. Баженова // Интеграция образования. – 2003. – № 2. – С. 145–149.
3. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
5. Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
6. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
8. Винограденко, Г. Г. Понятие идентичности: Интерпретационный анализ / Г. Г. Винограденко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 18(272). – С. 104–107
9. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание : сб. науч. статей. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
10. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
11. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
12. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
13. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
14. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 468 с.
15. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
16. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
17. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
18. Мазур, Е. Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание / Е.Ю. Мазур // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2(33). – С. 86–90
19. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
20. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
21. Орлова, Э. А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании / Э.А. Орлова // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. IV. – C. 87–111
22. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
23. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
24. Петрова, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
25. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
26. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
27. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
28. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
29. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
30. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
31. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
32. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
33. Шульгина, Д. Н. Трехуровневая модель идентичности / Д. Н. Шульгина // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 2. – С. 214–216.
34. Юдина, Е. В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов : экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник на выгорание MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания у медицинских работников отделения стационара по методике В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня выгорания у медицинских работников отделения стационара по методике Н.Е. Водопьяновой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты