Социокультурный подход к обучению иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социокультурный подход к обучению иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы»
по дисциплине: «Методика преподавания»
2020
45.00 BYN
Социокультурный подход к обучению иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Теоретические особенности социокультурного подхода к обучению иностранному языку
1.1 Основные теоретические положения социокультурного подхода к обучению иностранному языку
1.2 Понятие социокультурной компетенции, ее компоненты и средства развития
2 Реализация социокультурного подхода к обучению иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы. Роль современных технологий
Заключение
Список использованных источников
Введение
С развитием экономических, политических, культурных и социальных контактов между государствами культурологическая направленность обучения иностранному языку представляется наиболее актуальной. На наш взгляд, социокультурный подход к обучению иностранному языку предполагает тесное взаимодействие языка и культуры, как носителей страны изучаемого языка, так и родной страны обучаемого. Результатом такого обучения можно назвать формирование иноязычной коммуникативной, одним из основных компонентов которой является социокультурная компетенция.
Культура и язык представлены в тандеме, они сосуществуют в диалоге: овладение иностранным языком как средством общения не представляется возможным без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. Каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, так как каждое иностранное слово обрисовывает иноязычную среду и иноязычную культуру.
Изменения в политической и экономической жизни российского общества существенно повлияли на социокультурный контекст изучения иностранных языков. Усиление мотивации изучения языков международного общения было вызвано потребностью человека расширять межкультурные контакты в различных сферах деятельности. Это привело к увеличению личностной значимости для студентов иностранных языков, а также стало одним из главных профессиональных требований.
В связи с этим, появляется новая направленность обучения - социокультурная. Ученые рассматривают язык как средство не только общения, но и приобщения к культурному наследию стран изучаемого языка. Это привело к тому, что такие ведущие исследователи в области методики и преподавания иностранных языков, как В. В. Сафонова, В. П Сысоев., С. Г. Тер-Минасова, Е. И. Пассов и многие другие, стали разрабатывать социокультурные подходы к обучению. Подходы, связанные не только с обучением, но и с культурным формированием личности, а именно с развитием социокультурной компетенции.
Формирование социокультурной компетенции неотрывно связано с развитием способности и готовности человека к диалогу культур. Это предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. В данной работе понятие культура определяется сложившимся в ходе развития характером мышления, национальным менталитетом, ценностями и традициями. Наиболее эффективным и наглядным способом знакомства с иноязычной культурой является работа с аутентичными видеоматериалами.
Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету.
1 Теоретические особенности социокультурного подхода к обучению иностранному языку
1.1 Основные теоретические положения социокультурного подхода к обучению иностранному языку
Основной целью обучения иностранному языку в школе является:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Теория и методика преподавания иностранных языков богата своей историей и традициями. Мы можем с уверенностью сказать о том, что методическая наука вышла на новый уровень, запрашиваемый социокультурным состоянием общества, стремящегося к всеобщей глобализации и интеграции. Данные экономические условия развития общества и прагматические процессы обусловили полифункциональность иностранного языка в жизнедеятельности современного человека.
С одной стороны, язык является средством общения, увеличения культурных и этнических контактов, развития потенциала профессиональной самореализации учащегося. С другой стороны, иностранный язык служит огромным подспорьем в усвоении накопленного мирового духовного опыта, способом ознакомления с культурой страны изучаемого языка, возможностью для полноценного культурного и духовного роста каждого человека.
В теории и практике лингвистического образования сложился обширный опыт разработки и внедрения (в том числе в общеобразовательной школе) эффективных подходов, методов и моделей обучения. В частности, можно выделить следующие подходы: развивающий (Р.П. Мильруд), лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), социокультурный (В.В. Сафонова), личностно-деятельностный (И.А. Зимняя); такие методы, как сознательно-практический (Б.В. Беляев), коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов), активизации резервных возможностей личности и коллектива (Г.А. Китайгородская); личностно-позиционно-деятельностную модель обучения (И.Б. Ворожцова).
2 Реализация социокультурного подхода к обучению иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы. Роль современных технологий
Образование является одним из важнейших звеньев культурной системы общества. Что касается содержания, образование - это процесс социокультурного общения, но он также может быть представлен как конкретный социокультурный институт, обеспечивающий этот процесс.
В современных условиях необходимо создать новую концепцию образования и провести глубокую реформу всей системы образования. Она основана на идее культурно развитой личности. Если вспомнить классическую идею культуры как культивирования, то прямой задачей образовательной системы является идея культивирования. Человек будет жить в сложных динамических, меняющихся условиях. Это означает, что, прежде всего, он должен быть вооружен не системой усвоенных знаний, а умением, способностью меняться, независимым обучением. Человек, который находится в процессе социализации и инкультурации, должен овладеть системой навыков, творческими способностями, умением обновляться, подключаться к новым наборам информации [28].
Современный человек должен быть ориентирован на универсальный характер современной культуры. Это означает, что производственная деятельность - это деятельность, которая не только подчинена определенным технологическим задачам, но и имеет социальное значение. Эта тенденция связана с процессами глобализации и связи экономики, политики, человеческого сознания. Современное решение проблемы становится необходимым, ведь оно охватывает как технологические, так и морально-этические, экологические, социальные проблемы.
Новые информационные технологии могут стать средством, с помощью которого человеческое сознание приобретает новый характер. Прежде всего, способность моделировать компьютерную ситуацию приводит к воспитанию системного мышления, в котором доминируют культурные и моральные ценности при создании и применении новых технологий.
Глобальная сеть Интернет представляет собой уникальную среду обучения, потому что здесь вы можете найти массу достоверной информации по любой теме, связавшись с носителями языка. Интернет действует как средство изучения языка и цели обучения, поскольку создает потребность в общении на иностранном языке - письменном или устном. Международные проекты, организованные в режиме онлайн на основе общей проблемы (медицина, спорт, образование и пр.), изучение которых, ее решение, одинаково интересны и важны для партнеров из разных стран, создают аутентичную языковую среду. Но вторжение в систему образования информационных технологий вызвало многочисленные проблемы и необходимость теоретического и практического понимания процесса компьютеризации в обучении, а также уточнения концептуального аппарата для анализа рассматриваемых проблем.
Заключение
Основной целью обучения иностранному языку в школе является:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Посредством страноведческих, культуроведческих и социолингвистических материалов обучающиеся приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на иностранном языке, расширяется их кругозор, обогащается их коммуникативный и жизненный опыт. Развивается способность и готовность использовать иностранный язык в реальном общении; целенаправленно формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Обучению придается современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами иностранного языка.
Социокультурная компетенция подразумевает ценностные отношения, которые реализуются в действиях, поведенческих эталонах и деятельности. Общее образование приводит к наполнению свойств человека определенным социокультурным содержанием в зависимости от культуры и общества, в котором он живет и получает образование. Такой социокультурный уклон образования дает возможность человеку приобрести образ, созвучный эпохе его бытия, идентичный обусловленному историческому типу личности, способному успешно осуществить социально типические формы культурного поведения в определенных ситуациях общественной жизни.
1. Библер, B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / В.С. Библер // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. – С. 15-18.
2. Никитенко, З.Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - С. 7 – 10
3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. — 336 с.
4. Елизарова, Г.В. О природе социокультурной компетенции / Г.В. Елизарова // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. - СПб.: Тригон, 1998. - С. 25 – 31.
5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2003. - 237 с.
6. Воробьёв, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / Г.А. Воробьёв // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С. 28-34.
7. Тихомирова, Е.В. Контроль владения диалогической формой устного официального общения / Е.В. Тихомирова. - М., 1995. - 178 с.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] -http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
9. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М., 1977. – 214 с.
10. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996 - 237 с.
11. Саланович, Н.Н. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // ИЯШ, 1999. - №1. - С. 15-17.
12. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
13. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов/ А. В. Хуторской - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
14. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
15. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: - учебное пособие для вузов / А. Н. Щукин. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.
16. Van Ek., J. A. Threshold Level 1990 / J. A. van Ek, J. L. Trim. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. - 70 p.
17. Карпова, Л. И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции в неязыковом вузе: на материале английского языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / Л. И. Карпова. - М.: РГБ, 2005. - 208 с.
18. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3 - С. 17-24
19. Сафонова, В. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку / В. В. Сафонова, П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2005. - №2. - С. 7-16
20. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы/ И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 11-15.
21. Мельникова, Д. С. Формирование иноязычной социокультурной компетенции студентов художественно-графического факультета педагогического университета (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. С. Мельникова. - СПб, 2006. - 23 с.
22. Шишканова, В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку / В.В. Шишканова // ИЯШ. - 2012. - 45с.
23. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. -15-16 с.
24. Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках немецкого языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения) - 2017. - [Электронный ресурс URL: https://infourok.ru/
25. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // ИЯШ, 2001. - №4 - 67 с.
26. Валеева, С. А. Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка / В.С. Валеева. - Чита: Молодой ученый, 2012. - 65 с.
27. Груздева, И.В. Социокультурность: подходы к определению структуры и функции / И.В. Груздева. - Тамбов: Грамота, 2015. - 57 с.
28. Зайцева, А. В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам / А.В. Зайцева // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2007.- № 7. - С. 208-210.
29. Шатилов, С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / С.Ф. Шатилов. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
30. Коростелёв, B.C. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре / В.С. Коростелев // ИЯШ. - 1988. - № 2. - С. 40-45.
31. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 110 с.
32. Ковальчук, М.А. Личность и ролевое общение в интенсивном обучении иностранным языкам / М.А. Ковальчук // Интенсивное обучение иностранным языкам. - М., 1990. - С. 19-27.
33. Сорокина, Н.В. Кейс-стади как метод педагогического исследования / Н.В. Сорокина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2011. - № 6. - С. 7-11.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты