ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
1.1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ», ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1.2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.2. ГАРАНТИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба является неотъемлемой частью государства, так как благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Анализ административно-правового статуса государственных служащих и их классификация позволяет более полно понять значимость данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «тягача» для обеспечения развития государственного управления.
Но на основе изучения действующего законодательства, работ ученых-правоведов и судебной практики в курсовой работе исследованы следующие задачи:
1. Провести анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего;
2. Изучить принципы классификации государственных служащих;
3. Дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции;
4. Провести анализ элемента правового статуса государственного служащего, как гарантии.
Объектом исследования является изучение статуса государственного служащего.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, доктрина, научные статьи.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, аналогия) и частнонаучные (историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический) методы исследования, а также методы системного анализа.
Теоретической основой курсовой работы явились работы следующих авторов:
Гавриленко Д.А., Крамника А.Н., Постниковой А.А., Сухарковой А.И., Томашевского К.Л.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 20 использованных источников.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
1.1.Содержание понятия «государственный служащий», основные признаки
Государственные служащие (далее - госслужащие) - особая категория работников. Это обусловлено спецификой государственной службы (далее -госслужба) - профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности, осуществляемой в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий или обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе)) [1].
Под государственными органами понимаются организации, образованные в соответствии с актами законодательства и осуществляющие государственно- властные полномочия в соответствующей сфере государственного управления, а также иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых являются госслужащими (ст. 3 Закона о госслужбе).
В перечне органов, занятие государственных должностей в которых относится к госслужбе, приведенном в п. 1 ст. 7 Закона о госслужбе, указаны также государственные нотариальные конторы (подп. 1.9 п. 1 ст. 7 Закона о госслужбе).
Однако с 1 января 2014 г. нотариусы и иные работники государственных нотариальных контор, занимающие государственные должности, утратили статус госслужащих (ч. 2 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее - Указ № 168)) [2]. В настоящее время согласно Указу № 168 госслужащими являются лица, указанные в приложениях 1 (документ для служебного пользования), 3 и п. 2 Указа № 168.
Отношения, связанные с поступлением, прохождением, прекращением госслужбы отдельных категорий госслужащих (например, судей, прокурорских работников), обусловленные спецификой их профессиональной деятельности, регулируются специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. Компетенция государственных служащих
Служебно-трудовое правоотношение на государственной службе имеет аналогичный трудовому отношению субъектный состав. Как и в трудовом отношении, здесь существуют взаимные права и обязанности работника (государственного служащего) и работодателя (государственного органа). Труд на государственной службе осуществляется на договорной основе.
Правовое положение государственного служащего определяется законодательством в связи с замещением государственной должности, т.е. в отличие от рабочих, крестьян (фермеров), предпринимателей служащие - это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре управления, характеризующая роль и компетенцию лица, занимающего ее.
Так, под должностным лицом понимается государственный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти, т.е. наделен распорядительными полномочиями в отношении органов, не находящихся у него в подчинении, и лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Эти должностные лица выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Их компетенция распространяется на граждан и субъектов хозяйствования, не подчиненных им по службе. Это, например, прокуроры, работники государственных инспекций, работники таможни и иные [9, c.231].
Статус гражданского служащего определяется его публичными полномочиями и ответственностью за их ненадлежащее исполнение.
Права государственного служащего можно разграничить на три группы:
1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
2) права, способствующие непосредственному выполнению обязанностей по службе;
3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего. [11, c.143].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие государственного служащего в законодательстве Республики Беларусь раскрывается через основные его признаки, такие как гражданство, занятие государственной должности, наделение соответствующими полномочиями и выполнение служебных обязанностей.
В доктрине существует также многочисленные подходы к классификации госслужащих и в определении их компетенции. Возможность классификаций государственных служащих по различным критериям позволяет определить место государственного служащего в системе государственной службы в зависимости от вида государственной деятельности, в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по масштабу деятельности органов, где работает служащий и т.д. В литературе нет единства взглядов на данный вопрос и законодательством также точно не проводится разграничение государственных служащих на определенные виды, что, на наш взгляд, является пробелом законодательного регулирования, т.к. сложившаяся ситуация подчеркивает неконкретность при определении круга служебных обязанностей государственного служащего, его прав, предела ответственности, требований к его профессионально-квалификационной подготовке.
Для должного исполнения своих обязанностей, для обеспечения эффективной деятельности госслужащих, снижения коррупции в государственных органах, повышения престижа государственной службы устанавливаются определенные социальные и материальные гарантии (гарантии оплаты труда, гарантии достойных условий труда, гарантии государственной защиты, пенсионное обеспечение, предоставление отпуска, обеспечение государственных служащих служебными жилыми помещениями и др.), что связано с осуществлением их профессиональной деятельности.
Именно от уровня государственных гарантий зависит эффективность государственного управления, а отсюда следует и уровень развития общества в целом.
Государственная служба - это найважнейший инструмент государства, в связи с этим она должна быть правовой, четко организованной, законодательно обеспеченной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие в стране процессы, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принимаемых решений.
1. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14.06. 2003 г., №204-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017
2. О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников: Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2013 № 168 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
3. О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей: Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2004 № 58 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
4. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24.10.2003, №135 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
5. Об утверждении перечня должностей (профессий) работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность госорганов (организаций), и соответствующих этим должностям (профессиям) тарифных разрядов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2013 № 307 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
6. О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в некоторых государственных органах и государственных организациях: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 565.
7. О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей в республиканских органах государственного управления, органах местного управления и самоуправления: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 №564.
8. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ. - Дата доступа: 30.09.2017.
9. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право - 1996. - №12. - с. 10-18.
10. Гавриленко, Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Д.А. Гавриленко, И.И. Мах - Мн.: Дикта, 2004. - 415 с.
11. Забелов, С.М., Забелов, П.С. Административное право.: Курс лекций - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 324 с. (пособие)
12. Положение о порядке выплаты единовременного пособия в случае смерти государственного служащего, в том числе вышедшего в отставку (на пенсию при наличии права на отставку): постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.10.2003 №1246 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
13. О медицинском обследовании и освидетельствовании руководящих работников государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь: Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.1999 № 32 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
14. Коренев, А.П. Административное право России: Учебник в 3 ч., ч. 1/ А.П. Коренев - М.: Щит, 1999. - 271 с.
15. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник - Мн.: Тесей, 2008. - 672 с.
16. Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.1997 № 625 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». - Минск, 2017.
17. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь/ И.И. Мах - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - 543 с.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 415 с.
19. Постникова, А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова - Могилев: Областная типография, 1999. - 172 с.
20. Рябцев, Л.М. Административное право: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.М. Рябцева - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 320 с.