Введение
1. Теоретические основы религиозного туризма
1.1 Общая характеристика религиозного туризма
1.2 Развитие религиозного туризма в Республике Беларусь
2. Характеристика историко-архитектурных памятников в развитии религиозного туризма
2.1 Основные православные культовые сооружения Беларуси
2.2 Католические культовые сооружения Беларуси
3. Характеристика религиозных туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Религиозный туризм как одна из форм конфессиональных отношений в условиях современной глобализации приобретает все большие масштабы, в том числе на территории Беларуси.
Главными предпосылками развития религиозного туризма в Беларуси явились преобразования, происходившие в последние десятилетия XX и начале XXI в. С середины 1980-х гг. религиозно-этническое самосознание народа значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни. Этому способствовали ее демократизация и пересмотр отношений между церковью и государством.
В целом в современной Беларуси усиливаются религиозность населения, миссионерская деятельность общин протестантских конфессий, увеличивается роль традиционных направлений христианства - православия и католицизма, возрождаются иудаизм, лютеранство, ислам. Согласно последним социологическим исследованиям, около половины белорусов считают себя верующими. Из них 82% - православные, 12% - католики, 6% - представители иных конфессий.
Специфика религиозной ситуации определяется прежде всего геополитическим положением нашей страны - она находится на стыке западной и восточной цивилизаций, где в разные исторические периоды доминировали католицизм и православие.
Поликонфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячи лет и существенно повлияла на формирование нашей культуры, ментальности, традиций. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален.
Цель курсовой работы – определить роль историко-архитектурных памятников в развитии религиозного туризма и экскурсий в Беларуси.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
1.1 Общая характеристика религиозного туризма
Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм в настоящее время переживает период бурного развития. Он является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые пользуются возрастающим спросом [21, c.28].
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
- паломнический туризм;
- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности [20, c. 169].
Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам. Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие: желание исцелиться от душевных и физических недугов; помолиться за родных и близких; обрести благодать; выполнить богоугодную работу; отмолить грехи; выразить благодарность за блага, посланные свыше; проявить преданность вере; стремление к подвижничеству во имя веры; обрести смысл жизни. Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
2.1 Основные православные культовые сооружения Беларуси
Значение Православной Церкви в развитии белорусской культуры невозможно переоценить. На территории Беларуси находится большое количество историко-архитектурных памятников в виде культовых сооружений. Они широко используются при организации религиозных туристско-экскурсионных маршрутов.
Минск – столица Республики Беларусь, город, который бесспорно привлекает туристов творениями руки архитекторов. Удивительные архитектурные единства, на первый вид, противоположных стилевых направлений идеально отражены в памятках культурного наследия, в том числе и архитектурных [18, c.115].
Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например, таким можно считать Кафедральный собор Минска, в народе – Свято-Духов кафедральный собор. Собор является украшением исторической части Минска, в нем всегда многолюдно — данный собор часто посещают туристы, как в составе организованных групп так и индивидуально.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе, это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви [11, c.208].
Православный Софийский собор в Полоцке - Самая древняя христианская святыня на Беларуси - один из первых монументальных православных храмов в Придвиньи.
Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ТУРОВ ПО БЕЛАРУСИ
Белорусские туристические фирмы предлагают организованные и индивидуальные групповые туры по Беларуси на религиозную тематику. В ходе подобных экскурсий туристы могут не только ознакомиться с историей религий, но и поучаствовать в церковных обрядах, пообщаться со священниками, ксендзами и имамами, а также посмотреть изнутри на монастырский уклад жизни.
Наиболее интересными и популярными экскурсиями на религиозную тематику являются:
- экскурсия «Храмы Минска», в ходе которой туристы посещают один из самых красивых костелов Беларуси, самый большой православный храм страны и Свято-Елисаветинский женский монастырь;
- экскурсия «Паломнический тур к Святой Валентине» - поездка к могиле белорусской святой Валентины Минской с молебном у могилы блаженной и посещением храма Святого Николая в деревне Станьково;
- экскурсия в Полоцк в признанный центр белорусского православия и духовности Спасо-Евфросиньевский монастырь с возможностью приложиться к чудотворным мощам преподобной Ефросиньи Полоцкой;
- экскурсия «Слоним-Жировичи-Сынковичи» - знакомство с мужским Жировичским монастырем, укладом его жизни, посещение купели;
- отдельно стоит выделить новую экскурсию «Беларусь - страна четырех религий», разработанную совместно с имамом минской мечети, председателем белорусской ортодоксальной еврейской общины, костелом Святых Симеона и Елены и Свято-Елисаветинским монастырем. В программе тура - беседа с настоятелями храмов, история, традиции и обрядовость четырех конфессий Беларуси [16]. Перечень религиозных туров по Беларуси представлен в приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, религиозный туризм – составное понятие. В первом случае под религиозным туризмом понимаются путешествия к религиозным центрам и святым местам. Необязательно быть религиозным человеком или быть приверженцем той религии, объекты которой турист посещает, чтобы отправиться на такую экскурсию.
Во втором случае под религиозным туризмом понимают туризм паломнический. Паломники посещают святые места той религии, которую они исповедуют, чтобы поклониться святыням или принять участие в религиозном празднике или обряде.
Центрами религиозного туризма для православных в Республике Беларусь являются следующие историко-архитектурные культовые сооружения: Жировичский монастырь, Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь, Свято-Духов кафедральный собор, Свято-Петро-Павловский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Минске; Свято-Успенский кафедральный собор и Воскресенская церковь в Витебске; Борисо-Глебская церковь и Крестовоздвиженский собор в Могилеве.
Центрами религиозного туризма для католиков являются следующие историко-архитектурные культовые сооружения: Фарный костел в Несвиже; костел святого Станислава в Могилеве; костел Святой Троицы в деревне Гервяты (Островецкий район); костел святой Анны в деревне Мосар (Глубокский район); костел Преображения Господнего (Фарный) в Новогрудке; костел Рождества Девы Марии в деревне Видзы (Браславский район); костел святого апостола Андрея в деревне Нарочь (Мядельский район); Троицкий костел в городе Глубокое; костел святого Иоанна Крестителя.
Чтобы посетить культовые объекты Беларуси туристы могут воспользоваться услугами туристических фирм.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учеб.пособие для студ.вузов, обуч.по геогр.специальностям / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 464 с.
2. Бабкин АВ. Специальные виды туризма: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Совет. спорт, 2008. – 206с.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. / М.Б. Биржаков. СПб.: Изд. Дом «Герда», 2008г.512с.
4. Брандт И.Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии. – М.: Паломнический центр Московского патриархата. 2009. С. 37-41.
5. Ганскі, У.А. Традыцыі рэлігійнага турызму ў Рыма-Каталіцкім касцёле / У.А.Ганскі // Труды молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. Вып. 35. Гуманит. науки. – Новополоцк, 2009. – С. 118-120.
6. Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В.Я. Абламскі, І.М. Чарняўскі, Ю.А. Барысюк. – Мінск : БЕЛТА, 2009. – 684 с.
7. Древние православные центры Беларуси // Обретение образа: православная белорусская культура в славянском мире / редкол. О.Д. Баженова и др. – Минск, 2009. – С. 308-337.
8. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Индрик, 2012. -217 c.
9. Колендо, Е.Т. Оценка туристской привлекательности малых городских поселений Беларуси / Е.Т. Колендо // Вестник.БГУ. Серия 2. – 2010. - № 1. – С. 70-77.
10. Кочеляева Н.А. Паломничество как социокультурный феномен // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научнопрактической конференции «Культурология в социальном измерении». Кемерово, 16–17 февраля 2007 г. Кемерово, 2008. С. 105.
11. Лакотка, А. І. Беларусы. Дойлідства / А. І. Лакотка. – Мінск : Тэхналогія, 1997. – 389 с.
12. Малков, И. Г. О памятниках архитектуры и возможностях их реставрации / И. Г. Малков, Е. М. Шишина // Вестник Брест. гос. техн. ун-та. Сер. Строительство и архитектура. – 2008. – № 1. – С. 19–22
13. Малков, И. И. Православные храмы. Общие сведения и основные понятия. Типы культовых сооружений: учеб.-метод. пособие / И. Г. Малков, Д. П. Ковалев, И. И. Малков ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2009. – 36 с.
14. Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс] режим доступа URL: http://orthodox.by.
15. Официальный портал паломничества по Беларуси [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://www.palomnik.by.
16. Официальный портал Экскурсии.by [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://ekskursii.by/.
17. Официальный сайт экскурсионного бюро Вежа [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://vezha.info.
18. Савіна, Н.У. Эфектыўнасць выкарыстання помнікаў гісторыкакультурнай спадчыны ў экскурсіях рознай тэматыкі / Н.У. Савіна // Веснік БДУ. – 2010. – 110-118.
19. Самусік, В. Ф. Помнікі гісторыі і культуры Беларусі: вуч. дапам. / В.Ф. Самусік. – Мінск: Экаперспектыва, 2013. – 367 с.
20. Сенин В.С. Организация международного туризма: учеб. / Сенин В.С. М.: Финансы и статистика, 2013. 400 с.
21. Трифонова И., Решетникова А. Паломничество и экскурсии религиозной тематики // Наука и инновации. 2013. № 7. С. 28–32.
22. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие / Христов Т.Т. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
23. Якунин В. Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестн. СГТУ. 2011. № 4 (60). С. 280–286.