ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
2 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
3 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
4 ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧА
АНАЛИЗ НОРМЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) Республики Беларусь важное место занимает противодействие правонарушениям, совершаемым в состоянии опьянения и лицами, страдающими наркоманией, состоящими на учете в органах здравоохранения.
Динамика правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, видна из анализа нижеприведённых статистических данных [1. — С. 17; 1. — С. 802, С. 246; 3. — С. 236; 4. — С. 203].
Несмотря на снижение общего количества зарегистрированных преступлений, удельный вес уголовно наказуемых деяний, совершенных в со-стоянии опьянения, остается практически неизменным и не снижается на протяжении 8 лет.
Как показывает анализ практической деятельности сотрудников ОВД по направлению граждан в ЛТП, а также анкетирование лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией и совершивших на этой почве административные правонарушения, у части злоупотребляющих алкоголем правонарушителей, осужденных к иным мерам уголовной ответственности, про-слеживается стремление быть приговоренными к условному наказанию, исправительным и общественным работам, исключающим помещение в ЛТП, а не быть осужденными к пребыванию в нем. Поэтому при оформлении сотрудниками ОВД таких лиц в ЛТП (после вынесения им официального предупреждения об их направлении в ЛТП) некоторые из них умышленно совершают не представляющие большой общественной опасности преступления, за которые санкциями статей Уголовного кодекса Республики Беларусь [7] (далее — УК) не предусмотрено наказание в виде лишения свободы или наказание, не связанное с лишением свободы (по материалам судебной практики).
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИ-ТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Принудительные меры безопасности и лечения не являются формой реализации уголовной ответственности, хотя основанием их применения является совершение лицом общественно опасного деяния. В связи с тем, что установление соответствия деяния лица и статьи Особенной части Уголовного кодекса находится в исключительной компетенции суда, то применение мер безопасности и лечения возложено на суд, а доказывание фак-та деяния – обязанность следственных органов.
Виды принудительных мер безопасности и лечения определены в статьях 101, 102 УК.
Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию не нуждается в помещение в психиатрический стационар.
Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением может быть назначено судом в отношении психи-чески больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке.
Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением может быть назначено в отношении психически больного, который совершил общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию не представляет угрозы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.
Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.
2 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
К лицам, совершившим преступление в состоянии уменьшенной вменяемости, а также заболевшим после постановления приговора или во время отбытия наказания психической болезнью, но не утратившим полностью возможность сознавать значение своих действий или руководить ими, при необходимости судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения (ст. 106 УК).
Если в отношении таких лиц видами наказания избраны лишение свободы, арест или пожизненное заключение, то принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту отбытия ими наказания. В отношении осужденных к другим видам наказания или иным мерам уголовной ответственности меры принудительной безопасности и лечения применяются по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.
Применение обязательных мер безопасности и лечения, предписанных судом, направлено на лечение и создание условий, способствующих достижению исполнения уголовной ответственности за преступления, совершенные лицами, страдающими психическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и предотвращение новых социально опасных действий указанной категорией лиц, которые их уже совершили. Это связано с тем, что в Республике Беларусь лица, совершающие общественно опасные деяния, несут не только наказание и другие меры уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом, но и к ним применяются принудительные меры безопасности и лечения. Таким образом, обязательные меры безопасности и лечения объединяют два аспекта: медицинский и правовой.
3 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
До создания Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ) в Республике Беларусь оценка социальной опасности людей, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), была слабо развитой областью применения психиатрических знаний. В целях разработки и обобщения подходов к выбору и обоснованию принудительных мер безопасности и лечения, определения экспертной концепции общественной опасности, обеспечения единообразия экспертных заключений, повышения их достоверности и информативности, главный отдел судебной экспертизы психиатрические обследования центрального аппарата ГКСЭ были разработаны и в 2015 году включены в Реестр судебно-медицинских экспертов и другие методические материалы методических рекомендаций ГКСЭ «Обязательные меры безопасности и лечения, рекомендованные лицами м. Страдающим психическим расстройством (заболеванием)» Предотвращение новых общественно опасных действий, защита и лечение таких лиц (основы судебно-психиатрической оценки, методика выполнения экспертных заданий)» [11].
Разработка методологии направлена на получение, на основе статических анамнестических данных испытуемого, меры, измеренной по 100-балльной шкале, которая позволяет отнести ее к одной из выявленных групп риска для повторного ООД. В соответствии с полученными результатами и с учетом данных судебно-психиатрической экспертизы будет определяться наличие общественной опасности исследуемого лица и степень его тяжести, на основании которой выбирается рекомендуемый будут приняты принудительные меры безопасности и лечения.
4 ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
При принятии решения о назначении ПМБиЛ судебно-психиатрическая экспертиза занимает особое место. Синтезируя юридические и медицинские компоненты, она формирует собственные медицинские и юридические позиции. Таким образом, правовая основа для рекомендации (совершение ОВД, влекущее за собой предоставление лицу статуса подозреваемого, обвиняемого, осужденного) и медицинской (наличие психического расстройства) формируют медицинское и юридическое присутствие общественной опасности связано с психическим расстройством. Правовые (предотвращение совершения новых ООД и защита общества от лиц, страдающих психическими расстройствами, в результате которых они представляют общественную опасность) и медицинские (восстановление или улучшение психического состояния этих людей) формируют медицинские и юридические цели - устранение социальной опасности, связанной с психическим расстройством. Государственные принудительные меры, а также меры по лечению и реабилитации, действующие, соответственно, как правовые и медицинские средства, обычно выражаются в контексте осуществления принудительных мер (амбулаторных, стационарных), которые оптимально способствуют устранению общественной опасности.
Рекомендация по назначению состоит из двух взаимосвязанных и последовательно решаемых задач:
1) установление общей необходимости назначения ПМБиЛ, которая заключается в определении наличия общественной опасности, связанной с психическим расстройством (болезнью);
2) выбор конкретного типа, исходя из степени общественной опасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня существует ряд трудностей, мешающих полноценной реализации ПМБиЛ в Республике Беларусь. Так, неясен вопрос с лечением сопутствующей тяжелой соматической патологии, требующей лечебно-диагностических мероприятий в специализированных стационарах. В законодательстве не оговорены вопросы преемственности при изменении судом вида наблюдения за пациентом при реализации ПМБиЛ. Также не получил своего должного законодательного отражения вопрос о критериях выбора ПМБиЛ. По сути, этот выбор связан с актуальным психическим состоянием больного, определяющим его социальную опасность, но в УК не указывается, что о степени общественной опасности лица судят по его настоящему психическому состоянию без учета характера совершенного деяния. В уголовном законе также нет положений, регламентирующих принудительное лечение в стационаре со строгим наблюдением для несовершеннолетних лиц, представляющих «особую» опасность. С развитием «альтернативного лечения» зависимых от ПАВ надлежит разнообразить применяемые организационные формы, например, подумать о лечении в условиях реабилитационного или медико-социального центра и др.
В Республике Беларусь не используются адаптированные к практике, объективные и структурированные методики оценки риска новых насильственных преступлений со стороны психически больных. В США, например, они применяются более чем в 80,0 %, в Великобритании – более, чем в 70,0 % экспертных случаев [3, с. 56].
Сегодня требуется новая, целостная концепция ПМБиЛ. Необходимо более четко конкретизировать правовые основы назначения и содержания ПМБиЛ; с целью оптимизации сроков ПМБиЛ – разработать собственные методики (либо адаптировать зарубежные: PCL-R, HCR-20, VRAG, «анамнестические шкалы» и др.) оценки риска повторного насильственного деликта; уточнить характер правоотношений, возникающих в связи с применением ПМБиЛ.
ЗАДАЧА
Грушев по приговору суда был осужден за убийство сотрудника ОВД к 20 годам лишения свободы. К этому наказанию суд присоединил неотбытый срок наказания по предыдущему приговору 6 лет и 3 месяца лишения свободы. Общий срок наказания суд определил Грушеву 26 лет и 3 месяца лишения свободы.
Что такое совокупность приговоров?
Если осужденный после провозглашения приговора, но до полного отбытия наказания совершил новое преступление, суд к наказанию, назначенному по новому приговору, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору (ст.73 УК).
АНАЛИЗ НОРМЫ
Ч.1 ст.331 УК
Диспозиция ч.1 ст. 331 УК описательная, санкция альтернативная, ввиду того, что имеется несколько видов наказаний.
Преступление менее тяжкое, потому что наказание менее 6 лет лишения свободы.
Состав преступления формальный.
Объект – установленный порядок оборота наркотических веществ.
Предмет преступления – наркотические, психотропные вещества.
1. Правонарушения в Республике Беларусь : статистический сборник / под ред. Е. И. Кухаревича [и др.]. — Минск, 2012. — 171 с.
2. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2010 / под ред. В. И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2010. — 582 с.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2013 / под ред. В.И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2013.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь—2016 / под ред И. В. Медведева [и др.]. — Минск, 2020. — 519 с.
5. Демографический ежегодник Республики Беларусь—2013 : статистический сборник / под ред. В. И. Зиновского [и др.]. — Минск, 2013. — 420 с.
6. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» : решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 дек. 2009 г. №Р-420/2009 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
8. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них : закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 104-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — № 15. — 2/1656.
9. Амнистия в законодательстве Республики Беларусь: история и современность / А. В. Шарков ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». — Минск : Акад. МВД, 2013. — 142 с.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : кодекс Респ. Беларусь, 16 июня 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
11. Тимофеев В. И. Административно-правовые вопросы принудительного лечения в СССР : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 1976. — 331 с.
12. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с.
13. Гришко А. Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.08. — М., 1993. — 233 с.
14. Репортаж о выступлении В. Л. Калинковича на заседании Верховного Суда Республики Беларусь (28.03.2013) по вопросу о применении принудительных мер безопасности и лечения / Телеканал ОНТ [Электронный ресурс]. – URL: http://ont.by/news/our_news/0086084.
15. О практике применения судами принудительных мер безопасности и лечения в уголовном судопроизводстве : пост. Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 28 марта 2013 г., №1 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.04.2013, 6/1272.
16. Максимчук, В.П. К вопросу о правомерности применения принудительных мер к лечению несовершенолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией / В.П. Максимчук // Вопросы криминологии, криминалистики и судебному экспертизы /НИИ проблем М-ва юстиции Респ. Беларусь. Минск, 2005. Вып.1/18. С.76-88.
17. Мищенко, Е.В. Правовая природа мер государственного принуждения к лицам, страдающим психическими расстройствами за совершение общественно опасного деяния / Е.В. Мищенко // Правовые средства и механизмы противодействия преступности в современном обществе : материалы Междунар. Науч.-практ. Конф., Минск, 16 окт. 2009 г. Минск, 2010. С.181-184.
18. Петрова, О. Новые формы организации принудительного лечения как альтернативы уголовному наказания / О. Петрова // Законность и правопорядок. 2010 №1. С.51-54.
19. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Судебная психиатрия : курс лекций / сост. В. И. Петров. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2014. – 212 с.