ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: РЕТРОСПЕКТИВА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
РАЗДЕЛ 3 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современный период одним из приоритетных направлений в деятельности мирового сообщества является обеспечение надлежащей защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Как указано в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г. [1], ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
При этом большое значение имеет предупреждение преступлений среди несовершеннолетних и защита их прав в случае нарушения закона. В пункте 1 ст. 40 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [2, с. 97–110], государства участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.
В пункте 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, и в частности: a) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство; b) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.
Так, объект работы – общественные отношения, связанные с конституционно-правовыми гарантиями прав и свобод несовершеннолетних осужденных.
РАЗДЕЛ 1 ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: РЕТРОСПЕКТИВА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В рассматриваемых условиях актуализируется необходимость в подробном изучении элементов, составляющих специальный правовой статус несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Одним из основных элементов специального правового статуса несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, являются их конституционные права, реализация которых в силу особого положения, занимаемого несовершеннолетними на момент отбывания наказания, ограничена.
В соответствии с УИК, регламентирующей особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях, права несовершеннолетних осужденных также зависят от условий отбывания лишения свободы, определяемых согласно фактической степени тяжести совершенных ими деяний. Таким образом, УИК «устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания».
В обычных условиях отбывают лишение свободы несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, за исключением лиц, ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за совершение умышленных преступлений, совершенных ими в период отбывания наказания. Также в зависимости от поведения несовершеннолетнего осужденного в период отбывания им лишения свободы в обычные условия могут быть переведены лица, ранее содержавшиеся в облегченных, льготных, строгих условиях отбывания лишения свободы.
РАЗДЕЛ 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИН-ЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННО-ЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
При выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами:
a) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением, и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
b) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;
c) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
d) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.
Ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится.
Несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям.
Компетентный орган власти должен иметь право в любой момент прекратить судебное разбирательство.
В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти дол-жен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия.
РАЗДЕЛ 3 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Уголовно-исполнительная система (далее УИС), выполняя правоохранительную функцию, призвана обеспечить в своей деятельности права всех субъектов уголовно-исполнительных отношений, в особенности той категории населения, которая требует особого внимания к своему правовому статусу. В данном случае речь идет о несовершеннолетних и женщинах, находящихся в местах лишения свободы. В отношении данных лиц принцип охраны материнства и детства реализуется в условиях их изоляции от общества, что зачастую создает препятствие для его полноценного обеспечения. Это объясняется во многом закрытым характером отечественной УИС, а также установленными режимными требованиями к осужденным и необходимостью исполнения наказаний для восстановления социальной справедливости.
На сегодняшний день стоит выделить следующие проблемы реализации принципа обеспечения материнства и детства в УИС:
негативное отношение осужденной женщины к материнству. Большинство женщин сами не хотят поддерживать связь с детьми, часть из них и вовсе лишена родительских прав.
На наш взгляд, для решения обозначенных выше проблем необходимо вести работу по следующим направлениям:
- во-первых, совершенствование законодательства, регулирующего вопросы обеспечения материнства и детства в местах лишения свободы;
- во-вторых, совершенствование практической деятельности по поддержке материнства и детства в исследуемой сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Далее хотелось бы более подробно остановиться на правовых гарантиях. Правовые гарантии представляют собой все туже совокупность прав и свобод, но отличительной их чертой является то, что они носят процессуальный характер, и, реализуя их, несовершеннолетний осужденный защищает свои основные, конституционные права и свободы.
Не стоит недооценивать роль международных сообществ в системе гарантий реализации прав несовершеннолетних осужденных. Участие международных организаций в реформировании и совершенствовании системы гарантий осуществления прав осужденных позволяет повысить эффективность международного контроля. Международные организации осуществляют деятельность, направленную на контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере приобретают все больший вес в международном сообществе1. Данной деятельностью непосредственно занимаются:
1) Верховный комиссар по правам человека, в его функции входит защита всех прав человека и гражданина;
2) Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, его основной функцией является анализ реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными;
3) Комитет ООН по правам человека, который был создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, призванный рассматривать жалобы по нарушениям данного Пакта
Так же стоит отметить тот факт, что международные средства контроля за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних осужденных не могут рассматриваться в качестве кассационной инстанции по отношению к внутригосударственным решениям.
1. Ярмоц, Е. Н. Понятие и институционализация ювенальной юстиции / Е. Н. Ярмоц // Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов : сб. науч. тр. / редкол.: А. В. Барков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Издательство «Четыре четверти», 2013. – С. 20–37.
2. Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учеб. пособие / Э. Б. Мельникова. – М. : Издательство «Дело», 2001. – 272 с.
3. Геллер, М. В. История развития социального и правового статуса несовершеннолетних / М. В. Геллер // История государства и права. – 2006. – № 5. – С. 6–10.
4. Мельникова, Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция / Э. Б. Мельникова // Российская юстиция. – 1998. – № 11. – С. 38–40.
5. Зайцева, Л. Л. Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие / Л. Л. Зайцева // Юстиция Беларуси. – 2004. ‒ № 3. – С. 49–52.
6. Ярмоц, Е. Н. Судебные формы организации ювенальной юстиции: зарубежный и национальный опыт / Е. Н. Ярмоц // Специализация в судебной системе Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие. В 2 кн. Кн. 1. Специализация в общих судах Республики Беларусь / редкол.: В. П. Мороз (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Издательство «Четыре четверти», 2013. – С. 71–88.
7. Концепция ювенальной юстиции Республики Беларусь. Проект // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь : сб. ст. и материалов / под общ. ред. Г. М. Леоновой. – Минск : Издательство «Тесей», 2004. – С. 186–233.
8. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. 1995–1997 гг. / сост. Министерство юстиции Республики Беларусь. ‒ Минск, 1998. – 288 с.
9. Практика применения судами законодательства при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2016. ‒ № 1. – С. 50–63.
10. Мартинович, И. И. Создание ювенальной юстиции в Беларуси – требование времени / И. И. Мартинович // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь : сб. ст. и матер. / под общ. ред. Г. М. Леоновой. – Минск : Издательство «Тесей», 2004. – С. 6–15.
11. Грушин Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации : монография / под науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2017. 208 с.
12. Ким Док Чжу Концепция «мягкого» права и практика межправительственных организаций системы ООН : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. 21 с.
13. Бризкун К. А. Влияние рекомендательных актов международных организаций на развитие международно-правовых и внутригосударственных норм Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 22 с.
14. Маркова-Мурашова С. А., Мартынов В. Ф. Правовая система: проблемные аспекты эволюции // История государства и права. 2007. № 8. С. 2–3.
15. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования / Г. З. Анашкин [и др.]; под ред. В. Н. Кудрявцева, С. Г. Келиной. ‒ М. : Наука, 1987. ‒ 280 с.
16. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 30. – Ст. 862.
17. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 76. – 2/50.
18. Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. – 1999. – № 4.
19. Додонов, В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / В. Н. Додонов; под общ. ред. С. П. Щербы. – М. : Юрлитинформ, 2009. ‒ 448 с.
20. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 83. – 6/331.