ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
2 РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ
3 АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИИ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс исправления лиц, осужденных за преступление (далее, если не указано иное, – осужденные), организуется при исполнении наказания, виды которого предусмотрены статьей 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. (далее – УК). В виду того, что общие положения и принципы исполнения наказания определяются нормами Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-З (далее – УИК), процесс исправления осужденных (далее, если не указано иное, – процесс исправления) при исполнении всех видов наказания имеет единое начало – сущность и содержание. В большей степени, по мнению автора, это касается видов наказания, которые связаны с нахождением осужденного в учреждении уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – УИС), каковыми являются лишение свободы, ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (далее, если не указано иное, – ИУОТ) и арест. Перечисленные виды наказания относятся к основным, то есть «применяются самостоятельно и не могут присоединяться в качестве дополнительных к другому наказанию» [1, с. 49]. Их применение организуется Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее, если не указанное иное, – Департамент), – это предполагает наличие на уровне правоприменительной практики единообразных подходов к процессу исправления осужденных во всех учреждениях УИС (исправительные учреждения, ИУОТ, арестные дома), на что в принципе направлена управленческая деятельность Департамента. В этой связи, тематика настоящей статьи представляется весьма значимой с практической точки зрения, так как без четкого понимания сущности и содержания предмета управленческой деятельности, коим для Департамента является процесс исправления, невозможно ее эффективное осуществление (анализ, прогнозирование, стратегическое планирование, принятие верных управленческих решений).
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Итак, в общей части УИК законодатель оперирует термином «исправление осужденных», которое согласно части 2 статьи 7 УИК представляет собой формирование у осужденных готовности вести правопослушный образ жизни. Подобная трактовка понятия «исправление осужденных» позволяет рассматривать его в двух значениях:
во-первых, как определенную качественную характеристику личности осужденного, формируемую при исполнении и отбывании наказания – это предполагает тождественность понятий «исправление осужденного» и «готовность осужденного вести правопослушный образ жизни»;
во-вторых, как процесс формирования у осужденного готовности к ведению правопослушного образа жизни.
Отмечу, что в уголовно-исполнительном праве термин «исправление осужденных» также рассматривается и как процесс формирования у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, и как результат данного процесса. Однако, по мнению автора, термины «исправление осужденного» и «готовность осужденного к ведению правопослушного образа жизни» следует четко разграничивать: исправление осужденного рассматривать именно как процесс формирования у него готовности вести правопослушный образ жизни – процесс исправления, а готовность осужденного к ведению правопослушного образа, в свою очередь, – в качестве результата данного процесса.
2 РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ
Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь наряду с регулированием исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь, определения средств достижения целей уголовной ответственности имеет своей задачей защиту прав и законных интересов осужденных [1].
Организация надзора за соблюдением законодательства, определяющего порядок и условия содержания лиц под стражей, исполнения и отбывания наказания, иных мер уголовной ответственности, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры города Минска.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь прокурорами проводятся соответствующие проверки, личный прием лиц, содержащихся под стражей, рассматриваются обращения граждан. При выявлении нарушений законодательства принимаются меры прокурорского реагирования.
Так, в 2012 году по результатам проведенных проверок соблюдения законности в деятельности исправительных учреждениях открытого типа, следственного изолятора, изолятора временного содержания прокуратурой города Минска внесено 7 представлений, вынесено 3 предписания, объявлено официальное предупреждение. По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора 28 должностных лиц привлечены к ответственности.
Данные вопросы регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях и коллегиях прокуратуры г. Минска.
3 АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИИ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина осуществляется в первую очередь внутригосударственным законодательством, а также декларируются во многих международных документах. Большое внимание со стороны мирового сообщества вызвало принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. Чаще всего осужденные к лишению свободы и их родственники обращаются с вопросами:
– условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы.
– ненадлежащее медицинское обслуживание
– освобождении по состоянию здоровья
– о переводах в исправительные колонии ближе к месту жительства;
– переводах в другие исправительные учреждения в целях личной безопасности;
Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Верным признаком преодоления сопротивления может служить не пассивное соблюдение осужденным установленных в отношении него правоограничений, а только проявление им волевых усилий по преодолению отрицательных и приобретению положительных личностных свойств. Из этого следует, что воспитание осужденных и их пенитенциарная ресоциализация взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга, являясь компонентами одного целостного «исправительного механизма», возможности которого зависят от условий исполнения и отбывания назначенного осужденному наказания (исправительной среды). В этой связи, условия исполнения и отбывания наказания (исправительная среда) являются своего рода «генеральным фактором» всего процесса исправления. Исходя из этого, процесс исправления представляет собой специально организуемый в условиях исполнения и отбывания наказания процесс формирования у осужденного готовности к ведению правопослушного образа жизни, который включает взаимосвязанные между собой процессы воспитания осужденных и их собственной активности по позитивному изменению своей личности (то есть пенитенциарной ресоциализации) с использованием созданных для этого в учреждении УИС возможностей. Соответственно, содержание процесса исправления образуют три взаимосвязанных компонента:
условия исполнения и отбывания наказания – особая исправительная среда, границы которой определяются устанавливаемыми в отношении осужденного при назначении наказания правоограничениями.
1. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменко [и др.] ; под общ. ред. В. М. Хомича. Мн., 2007. 470 с.
2. Пастушеня А. Н. Формирование готовности осужденного к правопослушному образу жизни как цель исправительного процесса // Социально-психическая реабилитация осужденных: эффективные модели работы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 23–24 дек. 2002 г.). Мн., 2002. 180 с.
3. Пастушеня А. Н. Исправительная психология : учеб. для вузов. Мн., 2016. 190 с.
4. Утевский Б. С., Евграфов А. П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика : учеб.-метод. пособие для курсантов и слушателей-заочников спец. сред. учеб. заведений МООП ; отв. ред. проф. Б. С. Утевский. М., 1966. 129 с.
5. Ананьев О. Г. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений : учеб. пособие. Рязань, 2012. 210 с.
6. Гербеева Ю. В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными : учеб. пособие. Рязань, 1985. 347 с.
7. Багрий-Шахматов Л. В. Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу Белорусской ССР / под ред. Л. В. Багрий-Шахматова. Мн., 1974. 304 с.
8. Исправительно-трудовая педагогика : учеб. для вузов / В. Ф. Пирожков [и др.] ; под ред. И. Т. Богатырева. М., 1978. 377 с.
9. Савардунова В. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогический аспекты. Рязань, 2003. 166 с.
10. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учеб. пособие. Мн., 2013. 395 с.
11. Южанин В. Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань, 1992. 230 с.
12. Наумчик В. Н., Паздников В. Н. Воспитание «трудных детей» : учеб. пособие. Минск, 2013. 471 с.
13. Пастушеня А. Н. Развитие собственной активности осужденных в исправительном процессе позволит повысить его результативность // Информационный бюллетень / Департ. исполнения наказаний МВД Респ. Беларусь. 2017. № 7. С. 5–9.
14. Бороздина Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для вузов. Минск, 2015. 390 с.
15. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 208–209.