Введение
1 Значение и структура внешней среды организации
1.1 Значение и основные характеристики внешней среды организации
1.2 Основные составляющие среды прямого действия
1.3 Среда косвенного действия и ее элементы
2 Методы изучения внешней среды организации
2.1 SWOT-анализ
2.2 Матричные методы изучения внешней среды
2.3 PEST-анализ
2.4 Использование экспертных методов в анализе и оценке внешней среды
3 Современные тенденции развития внешней среды организаций в Республике Беларусь и задачи менеджмента
3.1 Экономическая среда деятельности организаций
3.2 Социально-демографические факторы
3.3 Влияние международного окружения
3.4 Основные направления адаптации белорусских организаций к изменениям внешней среды
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Еще в конце пятидесятых годов прошлого столетия управленцы различных структурных звеньев имели представление о значимости внешнего воздействия и необходимости считаться с силам, воздействующими на организацию извне.
Это вызвало необходимость для руководителей представлять организацию как единое целое, состоящее из множества взаимосвязанных частей, при этом находящееся в сильной зависимости от окружения и неразрывно с ним связанное.
Приблизительно в то же время, когда существовал системный подход к управлению, возникает уже концепция ситуационного подхода. Согласно данной концепции метод, наиболее рациональный в данной ситуации, выбирается в зависимости от факторов внешней и внутренней среды организации и степени их влияния.
Резкие и непредсказуемые изменения факторов внешней среды все больше обращают на себя внимание организаций. Даже если бы факторы внешней среды были не настолько значительными, организациям бы все равно стоило уделять им внимание, так как любое предприятие в той или иной степени остается зависимым от внешних материальных потоков, будь то сырье, материалы, трудовые ресурсы, электроэнергия и многие другие.
Поскольку выживание организации напрямую зависит от руководства, менеджер должен уметь определять существенные факторы окружающей среды, которые будут влиять на организацию. Он должен предлагать подходящие способы реагирования на внешние воздействия. То есть другими словами, найти методы, которые облегчат адаптацию к быстро меняющимся условиям. Несомненно, просто невозможно рассмотреть все существующие факторы, которые влияют на организацию. В связи с этим возникает проблема точного определения аспектов, от которых зависит организация.
1 ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Значение и основные характеристики внешней среды организации
Организация рассматривается как комплекс ее характеристик, изменяющихся в зависимости от принятых управленческих решений и факторов внешней среды. Внешняя среда есть совокупность всех факторов, воздействующих на функционирование организации. Эти факторы, как правило, можно подразделить на факторы прямого воздействия, то есть микросреда, и факторы косвенного воздействия – макросреда. Схема субъектов микро- и макросреды организации представлена на рисунке 1.1.
Макросреду можно рассматривать как факторы, которые воздействуют на все организации и даже отдельные отрасли экономики. Это факторы, которые оказывают влияние и предопределяют развитие национальной экономики в целом. К ним можно отнести следующие:
1. Научно-технический прогресс (НТП).
2. Состояние экономики в целом.
3. Социокультурные факторы.
4. Политика.
5. Отношение местного населения.
6. Международное окружение.
Для эффективного изучения внешней среды организации создаются специальные группы, при этом применяется множество различных методов исследования [1, c. 138].
Под микросредой понимают факторы, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование организации, определяют ее конкурентоспособность.
2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 SWOT-анализ
SWOT-анализ – один из наиболее распространенных и эффективных инструментов изучения среды деятельности организации. Сущность его заключается в анализе как внутренних, так и внешних факторов компании, оценке рисков и конкурентоспособности ее в отрасли и в целом по экономике [5, c. 368].
Метод SWOT-анализа зарекомендовал себя как универсальный метод стратегического менеджмента. Его объектом может стать любой товар или услуга, организация, производственный объект, государство, учреждение образования, человек. В связи с этим выделяется множество видов SWOT-анализа:
- Анализ деятельности предприятия или организации;
- Анализ деятельности учреждения образования;
- Анализ определенной страны, региона, района и т.д.;
- Анализ отдельного структурного подразделения;
- Анализ отрасли, рынка;
- Анализ конкурентоспособности товара, продукта или услуги;
- Анализ личности.
Зачастую компании проводят SWOT-анализ не только своего продукта, но и конкурирующих продуктов, поскольку этот инструмент очень четко организует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации.
Преимущества анализа SWOT заключаются в том, что он позволяет вам в правильном контексте легко просматривать положение компании, продукта или услуги в отрасли и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии решений.
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Экономическая среда деятельности организаций
Экономическая среда функционирования организации представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее производственно-хозяйственную деятельность [17, c. 37].
Субъекты экономической среды организации – физические, юридические лица и их группы, оказывающие непосредственное влияние на условия еѐ экономической деятельности (потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры).
В зависимости от того, являются ли факторы, воздействующие на деятельность организации, подконтрольными ей или нет, экономическая среда подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на следующие группы:
- политические и правовые факторы (налоговое и антимонопольное законодательство, расстановка политических сил и т.д.);
- экономические факторы (ставка процента в экономике, курсы обмена валют, общее состояние экономики, стадия экономического цикла и т.д.);
- социальные и культурные факторы (потребительские стереотипы, социальные ценности, экономическая инициативность населения и пр.);
- научно-технические факторы (технико-технологическое развитие предприятия, обновление ассортимента, степень привлекательности хозяйствования в области наукоемкого производства, венчурной деятельности);
- экологические факторы (экологическая ситуация в регионе, уровень экологического налога, превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ и штрафные санкции за них и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся вне организации и могут влиять на нее. Внешняя среда, в которой должна работать организация, постоянно меняется. Вкусы потребителей, рыночные ставки меняются, вводятся новые законы и налоги, меняются рыночные структуры, новые технологии революционизируют производственные процессы. Способность организации реагировать на эти изменения в окружающей среде является одной из важнейших составляющих ее успеха. Также эта способность является необходимым условием для реализации запланированных стратегических изменений. Кроме того, существенным моментом является то, что организация не может напрямую влиять на факторы среды, в то время как сама постоянно находятся под их влиянием.
Анализ внутренней и внешней среды очень важен для разработки стратегии организации. Это очень сложный процесс, который требует тщательного мониторинга процессов, происходящих в среде, оценки факторов и установления связей между ними, между сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, содержащимися во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешней среде, и не развивая свои внутренние компетенции, компания очень быстро начинает терять свои конкурентные преимущества и затем может просто исчезнуть с рынка.
Лидер компании должен принимать во внимание воздействие внешней среды, поскольку организация представляет собой открытую систему, которая зависит от обмена ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.
Организация должна быть способна эффективно реагировать и адаптироваться к изменениям внешней среды, чтобы обеспечить ее выживание и достижение поставленных целей.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
6. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
7. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 236 c.
8. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.
9. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 488 c.
10. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2011. - 224 c.
11. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
12. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
13. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
14. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
15. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2012. - 320 c.
16. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.
17. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
18. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
19. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2010. - 240 c.