Введение
1 Теоретические основы изучения особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов
1.1 Аксиологическая сфера личности
1.2 Ценности и субъективное благополучие в контексте профессиональной деятельности психолога
2 Эмпирическое исследование особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию аксиологической сферы студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Тренинг по развитию аксиологической сферы студентов
Введение
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью аксиологической сферы в структуре личности. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является период, когда социальное развитие в основном организуется во время обучения в высших учебных заведениях. Период студенчества, по мнению многих авторов, является сенситивным для развития ценностных ориентаций личности, что обеспечивает их функционирование как особой системы, которая оказывает решающее воздействие на направленность личности и ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации играют значительную роль в развитии личности. Ценности выступают в роли важнейших условий на стадии ее планирования (замысла), реализации и оценки результатов. Ценности участвуют в придании цели смысла предмета потребности, они принимают непосредственное участие в оценке предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий. Система ценностей является ключевым компонентом профессиональной направленности студентов. Профессиональная направленность является важным фактором успешной профессионализации и выполняет особую роль в подготовке специалиста, определяя его позицию и активность на протяжении всей профессиональной карьеры. Ценности профессиональной деятельности выступают в качестве показателей уровня развития и сформированности у студентов.
Основной предпосылкой успешной самореализации человека, его личностного и социального развития, является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Поэтому, во время обучения в высшем учебном заведении, важно обращать внимание не только на уровень усвоения знаний, а и на степень развития самосознания и ценностно-смысловой сферы личности, ее духовное становление, которое непосредственно связано с уровнем притязаний данной личности.
В отечественной психологии проблема ценностных ориентаций анализировалась многими учеными, среди которых А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов и другие, А.Н. Бражникова, Г.Л. Будинайте, Н.К. Каширский, С.В. Мерзлякова, С.В. Молчанов и другие.
1 Теоретический анализ изучения особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов
1.1 Аксиологическая сфера личности
Аксиологическая сфера личности включает систему ценностей индивида. Потому понятие аксиологической сферы личности в психологической науке рассматривалось в рамках проблемы изучения ценностной сферы.
Анализ психологической литературы позволяет выделить два подхода в изучении ценностных ориентаций:
– в рамках социогенетического подхода ценностные ориентации определяются в качестве индивидуальных или групповых представления в системе значимых ценностей, обусловливающие наиболее общие ориентиры жизнедеятельности;
– в рамках личностно-ориентированного подхода рассматривается личность – человек, который самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, заранее принимая на себя ответственность за последствия этих действий.
В отечественной литературе распространен подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [1, с. 139].
Отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов) признается, что ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки. Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [2, с. 181].
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности. В основе отношения человека к объектам окружающей действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели индивида. Отсюда следует, что ценностные ориентации представляют собой компонент более сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности [3, с. 22].
2 Эмпирическое исследование особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины». Всего в исследовании приняли участие 30 человек: 15 студентов-математиков и 15 студентов-экономистов.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) проведение тестирования, направленного на выявление особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить систему ценностей у студентов-математиков;
2) выявить систему ценностей у студентов-экономистов;
3) сравнить систему ценностей у студентов-математиков и студентов-экономистов с помощью метода статистической обработки.
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в ценностных ориентациях студентов-математиков и студентов-экономистов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (методика Ш. Шварца «Ценностный опросник), количественный и качественный анализе, методы статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Методики исследования: методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
Методика Ш. Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Опросник Ш. Шварца представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, гедонизм, достижение, власть, безопасность.
Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника «Обзор ценностей», предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы показал, что аксиологическая сфера личности включает систему ценностей индивида. Основное содержание ценностных ориентаций – убеждения человека, глубокие и постоянные принципы поведения. Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Система ценностных ориентаций выражает содержательное отношение индивида к окружающей действительности, определяет направленность его поведения.
Ценности представляют собой важнейший компонент профессиональной направленности психолога. Профессиональные ценности можно определить в качестве ориентиров, на базе которых психологом выбирается, осваивается и выполняется его профессиональная деятельность. К ним также относятся средства, которые обеспечиваются личностный социально значимый результат профессионально-психологической деятельности. Профессиональные ценности психолога являются внутренним эмоционально освоенным регулятором деятельности, определяющим отношение к окружающим, к самому себе, а также моделирующим содержание профессиональной деятельности. Ценности формируют профессиональную позицию и идентичность личности психолога. Система ценностных координат является необходимым фактором реализации психологом своей работы, которая имеет непосредственное отношение к человеку как объекту его профессиональной деятельности.
Проведено эмпирическое исследование особенностей аксиологической сферы студентов-математиков и студентов-экономистов. Выявлены достоверные различия в ценностных ориентациях между группой студентов-математиков и группой студентов-экономистов. Для студентов-математиков на достоверном уровне наиболее характерно стремиться к таким ценностям как: доброта – сохранение и повышению благополучия близких людей (U=14 при p≤0,05); универсализм – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы (U=10 при p≤0,05); самостоятельность мышления и выбора способов действия (U=19 при p≤0,05); стимуляция – новизна и глубокие переживания (U=32 при p≤0,05); безопасность для других людей и себя, гармония (U=12 при p≤0,05). Для студентов-экономистов на
1 Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С. 139-143.
2 Горькая, Ж.В. Ценностные ориентации и временная перспектива личности студентов разного профиля обучения / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского университета. – 2013. – № 5 (106). – С. 179-183.
3 Дуда, И.В. О.А. Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты / И.В. Дуда, О.А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. – № 1. – С. 21-27.
4 Капцов, А.В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы / А.В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – № 1. – С. 135-155.
5 Калугин, А.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Человек в мире. Мир в человеке. – М., 2014. – С. 500-507.
6 Романов, Р.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17-19 лет) / Р.В. Романов, Л.В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126-129.
7 Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
8 Васильева, Л.А. Аксиологические аспекты профессиональной компетентности / Л.А. Васильева // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 8. – С. 87-88.
9 Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
10 Харченова, И.С. Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта / И.С. Харченкова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 6. – С. 254-267.
11 Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
12 Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
13 Загайнов, И.В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
14 Комлик, Л.Ю. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога / Л.Ю. Комлик, Ю.Г. Коровина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – № 18. – С. 137-140.
15 Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 143–151.
16 Кулов, А.У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности психологов / А.У. Кулов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 169-172.
17 Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 2. – С. 14-18.
18 Зыбина, Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Н. Зыбина. – Новосибирск, 2009. – 18 с.
19. Малышев, И.В. Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента / И.В. Малышев // Известия Саратовского университета. – 2010. – № 4. – С. 52-56.
20 Панферова, Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов / Е.В. Панферова // Вестник № 1. – 2015. – № 1. – С. 145-149.
21 Красник, В.С. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности / В.С. Красник, П. Лукиных // Вестник Института психологии и педагогики. – 2010. – № 10. – С. 116-121.
22 Ефанова, М.И. Профессиональная направленность студентов-психологов / М.И. Ефанова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2017. – Вып. 1. – С. 72-77.
23 Попова, Ю.И. Характеристики аксиологической сферы мужчин и женщин в период зрелости / Ю.И. Попова // Вестник Ярославского гос. университета. – 2016. – № 1 (35). – С. 114-117.
24 Мушкирова, А.Н. О формировании профессиональных ценностей ориентаций как факторы развития субъектности студентов / А.Н. Мушкирова // Современная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 26-31.
25 Капцов, А.В. Противоречия в ценностной сфере и развитие личности студентов / А.В. Капцов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. редактор А.В. Капцов. – 2013. – С. 127-136.
26 Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143-148.
27 Козьмина, Л.Б. С. Самооцтношение и самооценка как предикторы психологчисекого благополучия студентов-психологов / Л.Б. Козьмина // Историческая и образовательная мысль. – 2013. - № 1. – С. 193-196.
28 Козьмина, Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе / Л.Б. Козьмина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 118-120.