Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию
1.1 Социальные и психологические проблемы лиц, вышедших на пенсию
1.2 Психологическая характеристика лиц, вышедших на пенсию
1.3 Технологии социальной работы по социально-психологической адаптации пенсионеров
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологических проблем у лиц, вышедших на пенсию
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по преодолению социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пожилые люди составляют особую социально-демографическую категорию, численность которой постоянно возрастает, и эта тенденция наблюдается во всем мире. Согласно демографическим прогнозам, удельный вес людей старше трудоспособного возраста в Беларуси к 2020 году достигнет 27%. Соответственно, группа пожилых людей как объект исследования представляет все больший интерес.
В пожилом возрасте людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной категорией. Пенсионеры испытывают ряд биологических, социальных, психологических пробелам. Социально-психологические проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. С выходом на пенсию происходит снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к эмоциональным нарушениям.
Современная социальная ситуация характеризуется разрушением существовавших стереотипов и особенностей поведения, связанного с кризисом социальных ценностей и идеалов советского общества – того пространства, в котором происходило развитие нынешних пенсионеров. В настоящее время отмечается переоценка и изменение ценностей общества, переосмысление собственной жизни пожилыми людьми в контексте изменяющихся условий, что обусловливает их характер социальной адаптации.
Социальная работа с этой категорией населения выстраивается с учетом присущих ей психологических особенностей и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своей социальной и личностной жизнедеятельности. Технологии социальной работы с пенсионерами направлены на предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан.
Проблемой изучения адаптации пожилых людей занимались такие ученые Л.И. Анциферова, А. В. Борчук, Е. А. Денисова, А. А. Иржанова, Е.В. Фатхуллина, Ю.В. Фурман. В работах перечисленных авторов раскрываются факторы старения, особенности адаптация к новым условиям среды. Многие авторы подчеркивают, что социальная работа с пожилыми людьми должна выстраиваться с учетом их психологических особенностей (Н.Ф. Басов, Т. Г. Светличная, А.А. Кузнецова, Г. Х. Мусина-Мазнова, И.А Сорокина).
Однако, проблема изучения особенностей социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию, в зависимости от места их проживания, является недостаточно освещенной.
Цель курсовой работы – выявить социально-психологические проблемы лиц, вышедших на пенсию, и определить пути их преодоления.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать социальные и психологические проблемы лиц, вышедших на пенсию.
2. Дать психологическую характеристику лиц, вышедших на пенсию.
3. Рассмотреть технологии социальной работы по социально-психологической адаптации пенсионеров.
4. Выявить особенности социальной-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров в зависимости от места их проживания.
5. Сформулировать формулировать рекомендации по преодолению социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию.
Объект исследования – лица, вышедшие на пенсию.
Предмет исследования – социально-психологические проблемы лиц, вышедших на пенсию.
Гипотеза исследования: существуют статистически значимые различия в характеристиках социально-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате.
В курсовой работе применялись методы теоретического анализа литературы, психодиагностическое тестирование, методы статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
2. Методика «Склонность к одиночеству» (В.Б. Никишина, Т.Д. Васильченко).
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, 2 приложения. В структуру курсовой работы входят 4 рисунка, 2 таблицы. Список использованных источников включает 30 наименований. Полный текст курсовой работы составляет 49 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛИЦ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ
1.1 Социальные и психологические проблемы лиц, вышедших на пенсию
В современных условиях пенсионеры сталкиваются с рядом проблем, среди которых физиологические, социально-экономические и социально-психологические проблемы.
Лица, вышедшие на пенсию, сталкиваются, прежде всего, с проблемой старения. Процесс старения сопровождается наиболее характерными особенностями, которые протекают в организме человека в этот период. Все возрастные изменения характеризуются непосредственным ослаблением организма. Именно поэтому лица, которые достигли преклонного возраста, имеют незначительный запас энергии и не обладают достаточной физической силой [9, с. 125].
Процесс старения связан с изменениями, происходящими в организме, которые приводят к ослаблению социальных и биологических функций человека, к обострению уже имеющихся или появлению у него новых, нередко весьма тяжелых заболеваний. Наблюдаются изменения со стороны центральной нервной системы, что приводит к появлению обидчивости, снижению работоспособности, раздражительности и депрессии, утрате некоторых навыков и снижению памяти. Естественное старение организма обусловливает появление ряда хронических заболеваний [18, с. 109].
С переходом в категорию пенсионеров, у людей зачастую существенным образом изменяются не только взаимоотношения личности и общества, но и ценностные ориентации, смысл жизни, потребности, самореализация. Происходят изменения в образе жизни, распорядке дня, кругу постоянного общения. С возрастом претерпевают изменения самоотношение и иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют все меньше внимания своему внешнему облику и все больше – своему внутреннему и физическому состоянию. Также меняется временная перспектива пожилого человека [50, с .59].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ЛИЦ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ
2.1. Организация и методика исследования
Исследование проходило на базе государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска». Всего в исследовании приняли участие 60 пенсионеров, разделенных на группы по критерию места их проживания с целью сравнения и выявления особенностей социально-психологических проблем в каждой из групп. Первую группу исследования составили 30 пенсионеров, проживающих в семье, вторую групп – 30 пенсионеров, проживающих в интернате. Возраст испытуемых варьировал от 58 до 65 лет. Выборка была сформирована при помощи метода случайных чисел, что свидетельствует о ее репрезентативности.
Цель исследования – выявить особенности социальной-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров в зависимости от места их проживания.
Эмпирические задачи:
1. Изучить характеристики социально-психологической адаптации пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате.
2. Выявить склонность к одиночеству у пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате.
3. Установить статистически значимые различия в характеристиках социально-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате.
4. Сформулировать рекомендации по преодолению социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию.
Гипотеза исследования: существуют статистически значимые различия в характеристиках социально-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате.
Ход исследования:
На первом этапе исследования применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами были получены следующие выводы:
1. Основными социальными и психологическими проблема лиц, вышедших на пенсию, являются: проблема социальной адаптации к пенсионному периоду, проблема качества и удовлетворенности жизнью, одиночество, изменение отношения к себе и жизни в целом. Социальная адаптация пенсионеров представляет собой процесс и результат приспособления их личности к изменяющимся условиям среды: образу жизни, социальным ролям, соответствующим пожилому возрасту. Для пенсионеров в силу ряда объективных обстоятельств и субъективных факторов одной из актуальных выступает проблема одиночества, под которым понимается субъективное внутреннее переживание, тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Качество жизни пенсионеров зависит от состояния здоровья, оценки прожитой жизни, внутренних убеждений, социальной поддержки, возможности эффективно функционировать в новых социальных условиях.
2. Психологические особенности лиц, вышедших на пенсию, являются фактором их успешной социально-психологической адаптации. Пенсионный период представляет собой время, когда постепенно приходит осознание качества предметов и вещей, их значимость в собственной жизни. Пенсионеры становятся самими собой, приобретая самоидентичность. Для них людей характерны изменения в ценностно-смысловой и потребностно-мотивационной сферах, усиление акцентуированных черты личности. У многих на фоне прекращения трудовой деятельности, снижения социальной активности происходит снижение самооценки, отмечается появление депрессии, эмоционального дискомфорта. Социальное самочувствие пожилого человека в огромной степени обусловлено степенью семейных связей.
3. Технологиями социальной работы по адаптации пенсионеров являются: социально-личностная диагностика, социальное консультирование, социальная терапия, социальная реабилитация. Приоритетными направлениями в работе с пенсионерами являются: расширение социальных контактов, оказание социальной поддержки, укрепление ощущения компетентного функционирования, предоставление возможности заниматься творчеством и хобби. Психопрофилактическая работа с пожилыми людьми организуется в два этапа: подготовка к выходу на пенсию, работа с пенсионерами, которые вышли на пенсию. Отдельным направлением является работа с дезадаптированными пенсионерами, направленная на формирование адекватной самооценки, интернального контроля, помощь при решении психологических проблем.
Выявлены особенности социальной-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров в зависимости от места их проживания. Существуют достоверные различия в характеристиках социально-психологической адаптации в исследуемых группах: у пенсионеров, проживающих в семье, более выражены адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внешний контроль; у пенсионеров, проживающих в интернате, более выражены такие характеристики как дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, эскапизм.
У пенсионеров, проживающих в интернате, уровень склонности к одиночеству выше, чем у пенсионеров, проживающих в интернате. Пенсионеры, проживающие в интернате, более склонны испытывать тяжелые переживания, связанные с утратой существенных жизненных ценностей или близкого человека. Пенсионеры, проживающие в семье, имеют более низкий уровень склонности к одиночеству, что объясняется вовлечением их в проблемы и заботы семьи, наличие поддержки от родных;
Существуют достоверные различия в параметрах склонности к одиночеству пенсионеров в зависимости от места их проживания. Для пенсионеров, проживающих в семье, более свойственно не переносить одиночество и стремиться быть среди людей, а также легко переносить одиночество, если оно не связано с неприятностями. Для пенсионеров, проживающих в интернате, более свойственно в одиночестве чувствовать себя спокойнее, а также бояться одиночества, и, тем не менее, оказываться в нем. Гипотеза исследования о том, что существуют статистически значимые различия в характеристиках социально-психологической адаптации и склонности к одиночеству у пенсионеров, проживающих в семье, и пенсионеров, проживающих в интернате, подтвердилась.
Сформулированы рекомендации по преодолению социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию. Соблюдение основных принципов социальной работы с пожилыми людьми, учет их индивидуальных особенностей, повышение социальной активности, преодоление чувства одиночества, повышение жизненной удовлетворенности, будут способствовать благоприятной социальной адаптации лиц, вышедших на пенсию.
Результаты исследования могут быть использованы в работе социального работника по преодолению таких социально-психологических проблем лиц, вышедших на пенсию, как: социально-психологическая адаптация к пенсионному периоду, одиночество.
1. Амбрумова, А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид / А.Г. Амбрумова // Актуальные вопросы суицидологии – 1988. – № 2. – С. 69-81
2. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15
3. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 143-148
4. Боровик, В.Е. Организационный досуг жизнедеятельности пожилых людей / В.Е. Боровик // Вестник Северо-Западн. инст. управления. – 2014. – № 1. – С. 23-29
5. Борчук, А. В. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период / А.В. Борчук, Н.В. Ярунчева // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2011. – № 1 (26). – С. 295-297
6. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей: социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1. – С. 30-35
7. Волкова, О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов / О.А. Волкова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 1. – С. 47-53
8. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. Питер, 2002. – 352 с
9. Денисова, Е.А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е.А. Денисова, Е.В. Фатхуллина // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 12-19
10. Зенина, О. Н. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми как фактор успешной социальной адаптации в посттрудовой период // Технологии социальной работы с различными группами населения / Под ред. С.Т. Кохана. – М., 2015. – С. 161-164
11. Иржанова, А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире / А.А. Иржанова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. –2016. – № 3. – С. 114-116
12. Иржанова, А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период в условиях нестационарного социального учреждения / А.А. Иржанова, Н.Г. Супруг // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 6. – С. 1-7
13. Киселева, Т.Г. Исследование социально-психологических поблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90-95
14. Краснова, О.В. Психология социальной работы / Под ред. О.В. Красновой. – М.: ДСЗН, 2010. – 303 с
15. Ливак, Р. А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155-160
16. Максимова, С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58-63
17. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Миннигалеева. – Москва, 2004. – 19 с
18. Мусина-Мазарова, Г.Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Сорокина, И.А. Потапова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 11-16
19. Примак, Ю.А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю.А. Примак, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М., 2012. – С. 54-58
20. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37-41
21. Сорокина, С.В. Инновационные методы и формы работы с пожилыми людьми / С.В. Сорокина // Инновационная работа с пожилыми людьми. – 2015. – № 4. – С. 66-67
22. Токарский, Б.Л. Социологическое исследование социально-психологической адаптации пожилых граждан в условиях стационарного социального обслуживания / Б.Л. Токарский, Н.М. Токарская // Вестник ТГПУ. – 2006. – № 1. – С. 57-61
23. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Юрайт, 2015. – 390 с
24. Фурман, Ю.В. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста / Ю.В. Фурман // Социальная работа с современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. – 2015. – № 1. – С. 224-227
25. Хисматуллина, З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З.Н. Хисматуллина // Вестник КТУ. – 2010. – № 3. – С. 41-48
26. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2003. – 296 с
27. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с
28. Щанина, Е.В. Организация досуга пожилых людей / Е.В. Щанина // Общественные науки. – 2013. – № 4. – С. 149-154
29. Щетинина, Е.В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах / Е.В. Щетинина // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 834-836.
30. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 148-153.