Введение
Глава 1. Теоретические основы понятий маркетинга и культуры
1.1 Основные понятия маркетинга и культуры
1.2 Основные концепции маркетинга
1.3 Особенности маркетинга в сфере культуры
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире маркетинг затрагивает интересы и потребности каждого человека. Маркетинг является процессом, в ходе которого разрабатываются и предлагаются в пользование услуги и товары, с помощью которых обеспечивается соответствующий уровень жизни.
Социально-культурная сфера деятельности постепенно приобретает свою самостоятельность и превращается в один из важнейших элементов общей социальной деятельности. Ее функционирование направлено на формирование и удовлетворение культурных потребностей людей. Этим самым социально-культурная деятельность в настоящее время приобретает черты социально-культурного производства, распределения, обмена и потребления, тем самым становясь объектом и предметом изучения экономических наук. На данном этапе она не может развиваться и успешно функционировать без компетентности работников культуры в рыночных условиях (управленческой, маркетинговой и экономической) [6].
Что касается учреждений культуры, то они представляют собой особого рода социальные институты, которые призваны обеспечить и даже гарантировать личности определенные условия для развития.
Поэтому сейчас перед специалистами в сфере культуры стоит задача – создать такие условия, чтобы была возможность обеспечивать наиболее полное удовлетворение культурных потребностей человека. Для этого необходимо найти соответствующих потребителей и установить те факторы и особенности, которые влияют на формирование потребностей в области культуры, провести анализ данной ситуации и определить, какие тенденции будут определять развитие этих потребностей в будущем.
На основе этого исследования можно совершенствовать уже имеющиеся в обществе услуги и осваивать новые. В частности, у человека существуют потребности, реализация которых социально закреплена в сфере культуры и искусства.
Объект данного исследования – маркетинг
Предмет исследования – маркетинг в сфере культуры искусств
Цель данного исследования – разработать концепцию маркетинга в сфере культуры и искусств
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) Дать определения понятиям маркетинга и культуры
2) Описать основные концепции маркетинга
3) Рассмотреть особенности маркетинга в сфере культуры
Реальная необходимость применения принципов, особенностей и методов маркетинга в учреждениях культуры является очевидной. Актуальным является и развитие маркетинговой и менедждментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Кроме того, управленческая компетентность такого рода позволила бы решить актуальную проблему нашего времени - проблему оптимальной личностной и социальной идентификации сотрудников этой сферы. Само существование учреждения культуры в современных условиях в значительной мере зависит от их управленческой и маркетинговой компетентности [4].
Внедряя маркетинговые методы в свою деятельность и делая это максимально профессионально, учреждение культуры сможет не только выявить культурные потребности реальных и потенциальных пользователей, но и целенаправленно формировать спрос на культурные услуги, которые может предложить то или иное учреждение культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ МАРКЕТИНГА И КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные понятия маркетинга и культуры
Для проведения теоретического исследования понятий маркетинга и культуры, нами был сделан обзор научной литературы по данной тематике. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что первым упоминанием о понятии маркетинга можно считать утверждение Адама Смита в 1776 году, о том, что потребление является единственной конечной целью производства.
Однако, большинство специалистов считают, что маркетинг возник в 20-30-е гг. XX в. в США.
В настоящее время существует достаточно большое количество определений маркетинга. Так, например, Американская ассоциация маркетинга считает, что маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления разработки, установления цены, продвижения и распределения идей, товаров и услуг для создания ситуаций обмена, которые удовлетворяют цели людей и организаций.
Проведя анализ литературных источников, мы можем сделать вывод о том, что к наиболее распространенным определениям маркетинга мы можем отнести следующие [6]:
• Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (по Ф. Котлеру).
• Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Эванс и Берман).
• Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В настоящее время не существует единого и абсолютно верного понимания маркетинга и культуры. Это связано с разнообразием точек зрения различных авторов, а также с использованием данных понятий в различных областях науки. Однако в нашей работе мы будем использовать определение Ф. Котлера, согласно которому маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Что касается понятия культуры, то выделить единое определение, на наш взгляд, не представляется возможным в связи с многообразием точек зрения на данное понятие.
2. Существует пять основных и наиболее часто встречаемых концепций маркетинга, среди которых совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, собственно маркетинга (или целевого маркетинга), социально-этического маркетинга. Наиболее ярко концепции маркетинга и их эффективность можно проследить на примере автомобильного рынка. А, согласно, Ф.Котлеру, наиболее эффективной и разработанной является концепция социально-этического маркетинга, который подразумевает не только выполнение всех условий, относящихся ко всем изложенным концепциям маркетинга, но и также - с одновременным сохранением и укреплением благополучия общества в целом и каждого его отдельного потребителя в отдельности.
3. Основные принципы маркетингового управления в сфере культуры и искусств, можно выделить следующие: тщательное и всестороннее изучение рынка социально-культурных услуг (исходя из имеющихся потребностей и предпочтений потребителей); целенаправленное воздействие на рынок социально-культурных услуг в целях формирования платежеспособного спроса на определенные виды услуг; приспособление текущей деятельности организации к требованиям рынка; разработка и внедрение таких видов социально-культурных услуг, которые отвечают потребительским предпочтением населения
4. Одной из важнейших задач, которые стоят перед сферой культуры и искусств в настоящее время является оценка потребности населения в различных видах социокультурных услуг.
1. Котлер Филипп. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. – СПб. 1998
2. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 1993. - 574 с
3. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрайзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие.-СПб.: Из-во «Лань»; Из-во «Планета музыки», 2010.-288 с
4. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие.- М.: Из-во «Дашков и К», 2009, -232 с
5. Бутова Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга Маркетинг в России и за рубежом
6. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 1992. - 367 с
7. Герасимчук В.Г. Маркетинг. Теория и практика. – К.: Высшая школа, 1994. – 328 с
8. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. шк., 1995. - 255 с
9. Иваненков С.П. Культурные потребности современной российской молодежи // «Ученые записки» Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы 2010 выпуск 1, том 3 Социальная политика региона: теория и практика: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. И.П. Скворцова.- М.: КНОРУС, 2010. -448 с
10. Платонова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2793/ (дата обращения: 12.01.2018).
11. Речмен Д. Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Д. В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика, 1999. Т.1. - 431 с.: ил. Т. 2.- 478 с
12. Ходяченко В.Б. Маркетинг: учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001 Чихиков В.М. Сфера культуры и экономика/По материалам круглого стола «Культура и экономика: поиск новых моделей взаимодействия» ФНИ «прагматика культуры» 18.04.2006
13. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А.Горячев - М.: Экономика, 1999. - 335 с