Введение
1 Теоретический обзор понятия самоактуализации личности в психологии
1.1 Проблема самоактуализации в отечественной психологии
1.2 Особенности самоактуализации у студентов
2 Исследование особенностей самоактуализации студентов специальностей, ориентированных на оказание помощи
2.1 Описание метода исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список используемых источников
Введение
Понятие «самоактуализация личности» является весьма разработанным понятием в педагогике. В работах как отечественных, так и зарубежных ученых понятие самоактуализации нашло большое распространение. Психолого-педагогическое сопровождение самоактуализации студентов в вузе становится одной из целей образовательно-воспитательного процесса вуза и одним из критериев его успешности [1, с.418].
Потребность в актуализации является основным показателем и свойством зрелой личности. «Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения» [2, с.34].
В современном обществе возрастает роль высшей школы в создании условий, которые позволили бы наиболее полно раскрыть внутренний потенциал студентов во время их обучения в вузе и благоприятствующих их самоактуализации.
Актуальность исследования связана с тем, что проблемы самоактуализации в современном мире приобретают особую остроту. Распространение гуманистических идей, подчеркивание индивидуальности человека вызывает противоречивые мнения среди общественности. Особенно важно изучение самоактуализации у студентов, как молодого поколения.
Особую значимость проблема самоактуализации приобретает при рассмотрении закономерностей становления личности в юношеском возрасте, когда интенсифицируются процессы образования личностной и профессиональной идентичности.
Изучением проблемы самоактуализации личности занимались зарубежные психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), в отечественной психологии также проводились исследования с целью изучения различнх аспектов самоактуализации личности (Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, Д.А. Леонтьев и др.). На современном этапе активно исследуется специфика самоактуализации в различных профессиональных сферах, например, в работах Т.А. Верняевой «Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности», Л.А. Коростылевой «Психология самоактуализации личности». Рассматривают гендерные и возрастные особенности самоактуализации авторы в работах: Е.Е. Вахромов «Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации», Ю.А. Миславский «Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте», И.О Соловьев, Л.А. Степанова, Г.А. Цукерман и д.р. Несмотря на то, что проблеме самоактуализации
1 Теоретический обзор понятия самоактуализации личности в психологии
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [3, с.165].
Согласно А. Маслоу, непосредственно самоактуализация – это «желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни» [4, с.15].
А согласно К. Роджерсу, самоактуализация – обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек – «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения[5, с.65].
1.1 Проблема самоактуализации в отечественной психологии
Проблема самоактуализации личности остро стоит как в зарубежной, так и в отечественной психологии. К настоящему времени не существует единого и единственного верного понимания понятия «самоактуализация». Однако для понимания данного феномена необходимо рассмотреть подходы различных авторов.
Что определяет внутренние источники развития личности? Ответ на данный вопрос дан в трудах отечественных ученых - А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и других. Авторы считают, что источники движущих противоречий надо искать в системе предметной деятельности субъекта. Так, А.А. Смирнов писал: «Движущей силой психического развития…, понимаемого как самодвижение, являются, как и во всяком развитии (согласно его диалектическому пониманию), противоречия…» [6, с.121].
2 Исследование особенностей самоактуализации студентов специальностей, ориентированных на оказание помощи
2.1 Описание метода исследования
Исследование проводилось на выборке студентов 3-4 курса Учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины». В исследовании приняли участие 25 студентов специальностей, ориентированных на оказание психологической помощи (психологи и социальные педагоги), а также студенты других специальностей (юристы, физики, экономисты), среди которых 25 девушек и 25 юношей.
Для выявления степени выраженности самоактуализации (далее – СА) у студентов нами была выбрана методика «Диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина» (САМОАЛ).
Испытуемым предлагается инструкция: из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.
Методика содержит в себе 100 вопросов.
Шкалы вопросника САМОАЛ:
1. Ориентация во времени;
2. Ценности;
3. Взгляд на природу человека;
4. Потребность в познании;
5. Креативность (стремление к творчеству);
6. Автономность;
7. Спонтанность;
8. Самопонимание;
9. Аутосимпатия;
10. Контактность;
11. Гибкость в общении.
Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.
Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:
15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.
Описание шкал [32, с.430]:
1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо
Заключение
Целью данной курсовой работы было выявление особенностей самоактуализации студентов специальностей, ориентированных на оказание психологической помощи
В результате теоретического исследования выявлены сущностные характеристики проблемы самоактуализации личности в психологии. Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Он определяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней, принятие себя, других и природы, спонтанность, простота, естественность, центрированность на задаче, потребность в одиночестве, автономия, постоянная свежесть оценки, мистичность и опыт высших состояний, чувства общности с человечеством, более глубокие межличностные отношения, демократическая структура характера, различение целей и средств, добра и зла, философское, невраждебное чувство юмора, творчество, сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.
На основании анализа научной литературы были изучены особенности самоактуализации у студентов. Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым будет определение того влияния, который оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в процессе обучения в вузе.
Студенческий возраст имеет свои особенности проявления самоактуализации. Отсутствие психологических барьеров и профессиональная креативность, в данном случае социальная, являются социально-психологическими факторами самоактуализации и при этом тесно связаны между собой. Важно отметить, что для большинства студентов самой важной является личностная направленность, затем деловая и наименее важной – направленность на общение. Можно считать деловую направленность социально-психологическим фактором самоактуализации.
Также было проведено сравнительное исследование степени выраженности самоактуализации у студентов различных специальностей. Не обнаружено значимых различий по шкалам самоактуализации у студентов специальностей, ориентированных на оказание психологической помощи и студентов иных специальностей. Однако общий показатель самоактуализации личности у студентов различных специальностей различается. Так, студенты специальностей, ориентированных на оказание психологической помощи продемонстрировали 65% выраженности, а студенты иных специальностей - 78%.
1. Лопатин, Е.А. Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов ВУЗа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Е.А. Лопатин. – М.: Социология, – 2008. – №65. – С.418-423.
2. Романов, К.М. Практикум по общей психологии : учеб.пособие / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2002. – 320 с.
3. Большой психологический словарь / Под общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 202 с.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006.– 68 с.
5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 2008. – 412 с.
6. Большакова, О.Н. Самостоятельность, творчество, инициатива: монография / О.Н. Большакова. – Томск : Изд-во «STT», 2010. – 180 с.
7. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации/ Е.Е. Вахромов. – М.: Международная пед. академия, 2001. – 160 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
9. Городшова, Е.И. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь: Перм. гос. ун-т., 2002.–116 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг.– СПб.: Питер, 2005.–560 с.
11. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.–656 с.
12. Байкова, Л.А. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография /Л.А. Байкова. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина,2006.– 185 с.
13. Брылева, Л.Г. Самореализация личности/ Л.Г. Брылева. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 17 с.
14. Ларина, Е.А. Творческая самоактуализация как фактор личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Кур. гос. пед. ун-т., 2002. – 163 с.
15. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 2000. – 438 с.
16. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся/ Л.Н. Макарова. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.
17. Большакова, О.Н. Особенности развития самоактуализации студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – М.:Наука. – 2011. –№7 (77) – С.27-31.
18. Мороденко, Е.В. Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа – вуз – трудоустройство» / Е.В. Мороденко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 3. – С. 143-148.
19. Посаженникова, А.О. Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности / А.О. Посаженникова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 3. – С. 95-100.
20. Городшова, Е.Н. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: Моск. гос. обл. ун-т., 2003.– 182 с.
21. Шишарина, Н.В. Самоактуализация участников образовательного взаимодействия в воспитательной системе школы. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2005.– 72 с.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике / К.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
23. Гаджиева У. Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С.18-20.
24. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности/ С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 271 с.
25. Ященко, Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью //Психологический журнал. – 2006.– №3. – С.31-41.
26. Петрова, Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологический журнал. – 2003.– № 3.– С.116-120.
27. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
28. Кринчик, Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е.П. Кринчик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1. Психология. – 2006. – № 1. – С. 82-89.
29. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов. – М.:ИЦ «Академия», 2004. – 467 с.
30. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 162 с.
31. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С. 151-158.
32. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. –C. 426-433.