ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫН ОРГАНЫ, КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ СВОИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРАЩЕНИЙ ОСУЖДЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБРАЩЕНИЯМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Наличие прав и свобод у осужденных в нашем государстве подразумевает под собой их непосредственную защиту.
Такие права и свободы человека могут быть нарушены в любой форме. Так, в частности, основной способ нарушения прав и основных свобод человека в целом – это посягательство на них.
Одним из таковых посягательств является преступление. На официальной сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь приведена официальная статистика уровня преступности в Республике Беларусь за 2017 год. В 2017 году в нашем государстве зарегистрировано 76,3 тысячи преступлений.
В сравнении с 2016 годом данный уровень снизился на 7,1 процент. Все это свидетельствует о постепенном снижении преступности в Республике Беларусь, однако все же актуальным остается вопрос по сведению ее к минимуму, и впоследствии к искоренению.
Понятие «защита прав и свобод» тесно связана с понятием «реализация прав и свобод».
Данные понятия вовсе не являются аналогичными, хотя и однородны по своей правовой деятельности.
Они существуют параллельно друг с другом.
Защита в данном случае является обеспечительным средством реализации прав и свобод человека. Прекращается она непосредственно с реализацией конкретного права. Различие можно провести и по цели каждого явления.
Цель реализации прав и свобод человека – получение человеком того блага, которым он обладает, а цель защиты прав и свобод – создание таких условий, которые позволят человеку реализовать свои права и основные свободы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Наиболее общей гарантией личных прав и свобод граждан, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах, и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод.
Конституция Республики Беларусь гарантирует государственную защиту политических прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту таких прав и свобод, осуществлять их регулирование.
В защите конституционных прав и свобод заинтересованы все граждане государства, т.к. это единственный документ, на основе которого может стабильно функционировать государственно-правовой механизм, предоставляющий гарантии обеспечения личных прав и свобод граждан. Конституция Республики Беларусь как основополагающий документ для организации и развития государства и общества содержит ряд норм, обеспечивающих ее так называемую самозащиту. Во-первых, это меры, направленные на ее стабильность, предотвращение необдуманных корректировок.
Во-вторых, возложение на всех, кто находится на территории Республики Беларусь обязанности соблюдать Конституцию и законы. В-третьих, само содержание Конституции таково, что она создает условия для демократического развития страны без революций и потрясений. Важно только, чтобы лица, находящиеся у власти, все граждане строго руководствовались конституционными предписаниями. В этих целях в Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право гражданина и самому защищать свои личные права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными средствами.
ГЛАВА 2 ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫН ОРГАНЫ, КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ СВОИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Основные понятия, применяемые в законодательстве по вопросам предложений, заявлений и жалоб осужденных, определены в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г.
Обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме. Предложение – это рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением. Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан. Индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу). Коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).
В соответствии со ст.13 УИК предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной форме. Они рассматриваются администрацией учреждений и органами, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности [22].
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРАЩЕНИЙ ОСУЖДЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБРАЩЕНИЯМ
Нередко сам механизм защиты прав и свобод человека называют гуманитарным правозащитным механизмом, признаки которого следующие:
- закрепленная в законе норма права как официальное правило поведения человека;
- определенные юридические факты, которые приводят данную норму права в действие;
- правоотношения как определенная модель поведения, в которых инициатива по защите прав и свобод исходит, в первую очередь, от лица, права и свободы которого могут пострадать, быть нарушены;
- обеспеченность таких прав и свобод определенными гарантиями, которые существуют в государстве;
- применение специальных процедур при защите прав и свобод человека;
- огромное влияние на защиту прав и свобод человека правового сознания, существующего в обществе;
- принудительный и властный характер осуществления защиты. Данный признак является главным признаком, который позволяет различать реализацию прав и свобод человека от их защиты;
- цель правозащитного механизма – устранение препятствий, которые мешают человеку реализовывать свои права и обязанности, наказание виновных;
- нарушенным правам и свободам человека сопутствуют соответствующие меры ответственности и наказания;
- наличие актов применения права, разного рода форм и актов реализации права. Данный признак также позволяет разграничивать реализацию прав от защиты прав и свобод [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях.
Обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме. Предложение – это рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества. Заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением. Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан. Индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу). Коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).
С принятием Уголовно-исполнительного кодекса были реализованы научные исследования, идеи ученых, практических работников уголовно-исполнительной системы, законодателей, направленные на создание единого закона об исполнении всех видов уголовного наказания. Однако изучение данной области не должно стоять на месте. Обсуждение проблем уголовно-исполнительного законодательства и функционирования уголовно-исполнительной системы, анализ опыта других государств в данной области должны проводиться постоянно с целью совершенствования пеницитарной системы Республики Беларусь.
1. Бабай, А. Н. Правовое государство и роль органов внутренних дел в его формировании: лекция / А. Н. Бабай. – Хабаровск : Изд-во Хабар. ВШ МВД РФ, 1992. – 33 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Кн. Дом, 2010. – 768 с.
3. Витпук, Н. В. Правовой статус личности в СССР / Н. В. Витрук. – М. : Юрид. лит., 1985. – 176 с.
4. Жаанбаева, Ч. К. Правовые гарантии обеспечения реализации прав и свобод осужденных / Ч. К. Жаанбаева, А. В. Могильный, Г. У. Калиева // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – С. 582–585.
5. Казанник, А. И. Конституционное право. Университетский курс. В 2 т / А. И. Казанник, А. Н. Костюкова. – М. : Норма, 2015. – 432 с. – 1 т.
6. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.: Решение от 17.11.2004 г., № 1 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Маленький, П. Д. Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы [Электронный ресурс] / Белгородский юридический институт. – Режим доступа: http://www.cinref.ru/razdel/01800gosudar_regulir/06/155319.htm.
8. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/ SMRbrochures/UN_Standard_Minimum_Rules_for_the_Treatment_of_Prisoners_the_Nelson_Mandela_Rules-R.pdf.
9. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml.
10. Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / А. С. Мордовец. – Саратов, 1997. – 27 л.
11. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 200: ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 21.01.2011 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г., № 407-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.11.2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Об основах административных процедур: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Оникс, 2010. – 736 с.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 52 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. C. П.Обнорского. – 3-е изд. – М.: Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1975. – 848 с.
17. Права заключенных и международные обязательства Беларуси в области защиты прав человека [Электронный ресурс] / Вясна. – Режим доступа: http://spring96.org/ru/news/75964.
18. Раздамылина, Н. И. механизм реализации гарантий прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Н. И. Раздамылина. – М., 1991 . – 39 л.
19. Саванович, Н.А. Административные процедуры в Республике Беларусь / А.Н.Саванович // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Скрябина, М. В. Реализация конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / М.В.Скрябина – Спб, 2007. – 230 c.
21. Судебная система и места лишения свободы: на пути к достижению европейских стандартов: свод. отчет [Электронный ресурс] / сост. Н. Саитмуратова, С. Жюлет. – Алматы: Cecoforma, 2009. – Режим доступа: http://www.nauka.x-pdf.ru/17raznoe/592617-3-evropeyskiy-soyuz-kazahstan-seminar-predstaviteley-grazhdanskogo-obschestva-pravam-cheloveka-sudebnaya-sistema-mesta-lish.php.
22. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 158 с.
23. Чуприс, О.И. Развитие законодательства об административных процедурах в Республике Беларусь / О. И. Чуприс // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: Материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 11-12 марта 2008г. / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Веды, 2008. – С. 137-140.
24. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2012. – 384 с.