ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
2.2 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения подростков является одной из самых актуальных для современного мирового сообщества. Малоутешительная статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков, начиная от деструктивного поведения и заканчивая тяжкими преступлениями.
Подростковый возраст в первую очередь связан с физиологическими и анатомическими изменениями организма ребенка – половым созреванием. Линии психического и физиологического развития не идут параллельно, сто обуславливает то, что границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 10, и в 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Проявляя обостренный интерес к действительности, подросток ищет свое место в окружающем мире, весьма тонко ощущая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов.
Девиантное поведение бывает необоснованным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям социума, но по некоторым причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самоощущении и толкает на поиск самореализации в других направлениях.
Отклоняющееся поведение у подростков – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической и психологической литературе. Важно отметить, что подростковая девиация, как категория, изучена в небольшой степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Все вышесказанное и обусловило актуальность данной работы.
Цель работы – изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие девиантного поведения
На сегодняшний день в современной научной литературе существует большое количество определений понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение (социальное отклонение) – это поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространенных и установленных норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Отрицательное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [14, с.98].
Проблема девиантного поведения актуальна с самого начала возникновения социологии. Считается, что одним из основоположников современной девиантологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году написал работу «Самоубийство», в которой ввел новое понятие – аномия.
Аномия – это состояние растерянности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных изменений [8].
Дюркгейм объяснил это понятие на примере увеличения числа самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователем Дюркгейма, американским социолог Робертом Кингом Мертоном в рамках своей теории структурного функционализма была создана одна из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
Девиантное поведение социальными науками трактуется как социальное явление, представляющее реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, его ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей; нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит [14, c.103].
С точки зрения медицинского подхода девиантное поведение трактуется как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий, к которым относят: действия, поступки, высказывания, совершаемые как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Описание методик
Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогул уроков, физическое насилие над сверстниками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний.
Для исследования девиантного поведения были использованы следующие методики (Приложение А):
1. Методика, разработанная А.Н. Орлом «Склонность к отклоняющемуся поведению».
2. Многофакторный личностный опросник 14PF Кеттелла.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла.
Методика представляет собой стандартизированный тест-опросник, цель которого заключается в измерении склонности подростков к реализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения.
Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска.
Опросник состоит из 98 вопросов, на которые необходимо дать конкретный ответ: «да» или «нет», позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить:
- установку на социальную желательность;
- склонность к преодолению норм и правил;
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
- склонность к агрессии и насилию;
- волевой контроль эмоциональных реакций;
- склонность к девиантному поведению.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики [10, c.141-154].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение подростков на сегодняшний день является довольно сложной и недостаточно разработанной областью психологической науки. Сама же психология девиантного поведения только относительно недавно выделилась в самостоятельную область психологической теории и практики.
Выявление причин девиантного поведение является залогом успешной его коррекции, т.к. трудности в общении, деятельности, обучении и воспитании людей с девиантным поведением зачастую возникают из-за непонимания этих причин.
Поведение подростков, которое отклоняется от нормы, рассматривается с разных точек зрения, среди которых: биологическая, социологическая, психологическая, гуманистическая. Однако наиболее перспективным следует считать психологический подход, так как в рамках именно этого подхода существуют реальные возможности помощи людям с девиантным поведением, адаптации их к жизни, реализации их потенциальных возможностей.
К подросткам с девиантным поведением могут применяться разные методы и средства воздействия. Коррекция девиантного поведения - это социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных операций и процедур, направленных на регулирование мотивации, ценности ориентации, отношения и поведения личности, а также через это – на систему различных внутренних убеждений, которые регулируют и корректируют личностные черты, которые характеризуют отношение к социальным поступкам и действиям.
Все подразделения внутренних дел государства обязательно включены в организацию по предотвращению девиантного поведения среди детей и подростков. Это увеличивает роль педагогической деятельности в профилактике и преодолении социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Совместно осуществляется разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями. В основе лежит комплекс образовательных, педагогических, профилактических мероприятий.
В профилактике и преодолении девиантного поведения необходима правильная диагностика причинно-следственной части, изучение типичных признаков отклонения, способность отделять случайные внешние проявления от существенных изменений сознания, чувств и поведения учащихся. Правильный и точный диагноз позволяет подобрать оптимальную методику социальной и психологической помощи детям с девиантным поведением. Такие меры обеспечивают торможение негативного и усилению позитивных тенденций в поведении подростка.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
4. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
5. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.
6. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: теория и технологии. Курс лекций. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Планета, 2012. – 300 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
9. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
10. Капустина, А. Н. Социальная психология личности. Ч. 1 : учеб. пособие / А. Н. Капустина. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2012. – 144 с.
11. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 416 с.
12. Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
13. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
14. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 272 с.
15. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
16. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149-153.
17. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
18. Пашкова, Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности / Пашкова Е.Н., Михайлова В.П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. – Кемерово: Полиграф, 2004. – 284 с.
19. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
20. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск: УГУ, 2004. – 140 с.
21. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
22. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
23. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.