Введение
1. Обзор источников и литературы по данной теме
2. Состояние церковных архивов 1919-1939гг
3. Изменения в системе церковных архивов 1939-1941
4. Состояние церковных архивов в период германской оккупации
Заключение
Список источников
Введение
В последнее время резко обострился интерес к долгое время скрытым от исследователей комплексам документов конфессиональных архивов, которые находятся в государственных архивах Республики Беларусь и относящихся к государственной части национального архивного фонда.
Документы Православной церкви – высших и местных органов управления, духовно-просветительских и хозяйственных организаций, церквей, монастырей, учебных заведений и т.п., находящиеся в фондах государственных архивов Республики Беларусь, – более или менее описаны. В 2003 г. в БелНИИДАД был подготовлен межархивный справочник «Документы по истории православной церкви на Беларуси XVIII-XX вв. в фондах государственных архивов Республики Беларусь».
С приходом советской власти архивы духовного ведомства потеряли свою привлекательность для исследований, потому что церковь фактически стала врагом новой власти, церковные архивы помещались в спецхраны, становились недоступными для изучения.
Закрытие, а нередко и разрушение храмов, церквей и монастырей, конфискация церковного имущества, национализация церковных архивов привело к потере многими из них своих документальных памятников.
Исследования с использованием документальной базы активно стали проводиться и в духовных школах – Минских духовной семинарии и академии. Каждый год защищаются кандидатские и магистерские работы по церковно-исторической тематике, в том числе по истории отдельных благочиний, епархий, а также исследования, посвященные жизни и служению церковных иерархов и церковных деятелей.
Сегодня Белорусская Православная церковь (БПЦ) накапливает свои документы. Это связано с активизацией деятельности церкви, увеличению ее влияния на общество в постсоветский период. Создано большое количество братств и сестричеств, увеличивается число церквей и монастырей, была возрождена деятельность учреждений, обеспечивающих получение богословского образования. Это говорит о том, что организационная структура БПУ расширяется, увеличиваются объемы международной деятельности, и как следствие, увеличивается количество документации, которая впоследствии может поступить на постоянное хранение в архив.
1. Обзор источников и литературы по данной теме
Положение православной церкви в XX в. продолжительное время оставалось малоизученным, а многие аспекты проблемы вообще оказались вне поля зрения исследователей.
Отношения советской власти с церковью с первого момента ее установления складывались очень противоречиво. Основная линия этих противоречий пролегала по принципиальным позициям: отношение к Октябрьской революции и реформированию общества.
Уже в начале 1918 г. были приняты декреты правительства о свободе совести, отделении церкви от государства и школы от церкви. Особое внимание уделялось формированию атеистического мировоззрения у подрастающего поколения.
Свободное исполнение религиозных обрядов разрешалось постольку, поскольку они не нарушали общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан.
Акты гражданского состояния передавались исключительно в ведение гражданской власти. Смена государственного строя в октябре 1917 г. резко изменила судьбу метрических книг, их привычное движение и хранение. Метрические книги до 1918 г. хранились по месту создания. В настоящее время в госархивах они хранятся, как правило, в фондах церквей.
Активный период документирования метрик был завершен, хотя в некоторых местах священники продолжали их вести до конца 1920-х и даже до начала 1930-х гг. Постановление НКЮ от 24 августа 1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» была осуществлена последующая передача книг, в соответствии с которой консисторский экземпляр изымался из духовных консисторий и управлений, городских управ и прочих губернских хранилищ и немедленно передавался в губернские отделы ЗАГС; приходской экземпляр городских и сельских храмов подлежал передаче городским и волостным отделам ЗАГС, либо нотариатам [1, с. 34].
2. Состояние церковных архивов 1919-1939гг
После провозглашения советской власти началось массовое закрытие и разрушение храмов, национализация их имущества, уничтожение архивного наследия. Некоторые документы попали в государственные архивы. Но подавляющее большинство либо погибло, либо оказалось на хранении у частных лиц, но до сих пор на чердаках полуразрушенных зданий церквей находят ценнейшие документы, чудом уцелевшие в круговороте событий.
Документы, находящиеся на государственном хранении, подвергаются научному изучению и вовлекаются в научный оборот. Те же документы, которые стали образовываться после Октябрьской революции, на сегодняшний день находятся в забвении.
Если до революции типовой состав церковных документов был представлен указами духовных консисторий и духовных правлений; богослужебными книгами, описями церковного имущества; клировыми ведомостями, метрическими книгами, церковными летописями, брачными обыскными книгами, брачными документами, исповедными книгами, приходно-расходными книгами, то на сегодняшний день он значительно уменьшился [6, с. 94]. Это связано с тем, что из компетенции приходов была изъята такая важная функция как регистрация актов гражданского состояния.
Приход является основной ячейкой православной церкви. Его жизнь в прошлом и настоящем, пожалуй, наименее изученная часть и без того сравнительно слабо разработанной истории церкви.
Важнейшими источниками по истории приходов являются документы самих приходов. Эти материалы, как и вся документация Русской Православной Церкви (РПЦ), оказались разбитыми на две неравные части. Большая из них, охватывающая весь дореволюционный и часть советского периода, была включена в государственный архивный фонд либо Декретом от 1 июня 1918 г. как документы «ведомства православного исповедания» царской и буржуазной России, либо актом насилия в течение кампании по изъятию церковных ценностей 1921-1922 гг. и во время массового закрытия храмов в 1920-1930-е гг.
3. Изменения в системе церковных архивов 1939-1941
В период Великой Отечественной войны немецкие власти участвовали в восстановлении церковной жизни с целью приобретения поддержки местного населения.
В 1942 г. Собор епископов белорусской православной церкви объявил об образовании Белорусской автокефальной православной церкви, что было сделано с целью отделения от Русской православной церкви. [5, с. 11]
В годы войны в СССР была создана новая структура государственных органов, ведающих вопросами деятельности религиозных организаций, которая действовала и в послевоенные годы: Советы по делам Русской Православной церкви и по делам религиозных культов при СНК СССР, на местах представленные уполномоченными.
Нормализация государственно-церковных отношений, так называемое религиозное возрождение, началось с известной сентябрьской встречи И.В. Сталина с высшими иерархами РПЦ в 1943 г. С этого времени восстанавливается система делопроизводства и архивного дела в церковных структурах. Процесс этот, однако, шел крайне медленно, с остановками, застывая иногда на нуле. До последнего десятилетия XX в. Церковь смогла более или менее оформить хранилища текущих документов в церковных учреждениях [7, с. 27].
В послевоенные годы политику государства в отношении церкви можно охарактеризовать как относительно спокойное сдерживание влияния церкви. Сдерживались рост и влияние церкви, для чего не давались разрешения на открытие новых приходов, проведение ремонта зданий с тем, чтобы, доведенные до аварийного состояния, они были закрыты. Зачастую под надуманными предлогами не регистрировались священники, проводились мероприятия по ухудшению их материального положения, запрещались службы под открытым небом, освящение домов, крещение детей на дому и др.
4. Состояние церковных архивов в период германской оккупации
К началу Великой Отечественной войны государственная архивная сеть БССР объединяла 3 центральных архива и 1 филиал, 10 областных и 192 районных архива. В них хранилось свыше 8 млн. дел (в том числе в центральных и областных – около 7,5 млн. дел), а протяженность стеллажных полок в 26 архивных зданиях составляла более 42 км. В партийных архивах хранилось около 220 тыс. дел. Помимо этого, большое число исторических документов (в том числе архив князей Радзивиллов, вывезенный из г. Несвижа в 1939 г., и документы Виленского архива актовых книг) находились в историческом архиве Академии наук БССР.
В результате немецкой оккупации 1941 — 1944 гг. государственные архивы Беларуси потеряли около 3,7 млн. дел. Часть документов была вывезена оккупационными властями за пределы БССР. После войны около 1 млн. дел удалось отыскать и вернуть обратно. В годы войны из Минска в Вильнюс были перевезены древние актовые книги по белорусской территории, которые были возвращены в 1950-е годы и пополнили фонды Центрального исторического архива в Могилеве и его филиала в г. Гродно. ЦГАОР БССР после освобождения территории Беларуси в 1944 г. был переведен из Могилева в Минск. Партийный архив ЦК КП(б)Б, эвакуированный в годы войны, был реэвакуирован в Могилев и в 1945 г. включен в структуру Института истории партии при ЦК КП(б)Б, в июне-июле 1956 г. переведен в Минск. В этот архив были включены многие документы военного времени, в том числе относящиеся к истории антифашистского подполья и партизанского движения в Беларуси. С 1947 г. стали воссоздаваться областные партийные архивы.
Заключение
После распада Советского Союза исследователи стали активно обращаться к церковным архивам. Российскими учеными совместно с духовными лицами активно ведется работа по изучению архивов русской православной церкви XX в., проводятся различные конференции, «круглые столы». В Республике Беларусь на пути изучения документов этого времени делаются только первые шаги.
Отсутствие нормативно-методической базы для работы церковных архивов затрудняет обеспечение сохранности их документов. Поскольку в Республике Беларусь церковь отделена от государства и самостоятельно распоряжается своим документальным наследием, созданным после Октябрьской революции, очень остро стоит вопрос о сохранении документов XX в. Документы, созданные до 1917 г., хранятся в государственных архивах и относятся к государственной части национального архивного фонда. Они более доступны для работы исследователей.
Большее опасение вызывает проблема сохранности документов Православной церкви советского периода. XX в. в истории православной церкви был достаточно драматичным. Церковь понесла колоссальные потери, большое количество священнослужителей было репрессировано, многие церкви и монастыри были закрыты и разрушены, разграблены церковные ценности, в том числе и архивные.
Документы, которые создавались в приходах, монастырях, епархиях только начинают приобретать историческую ценность, потому что после поворота общественного сознания обратно в сторону церкви изучение драматичного XX века представляет огромную важность.
Актуальность приобрела проблема комплектования и обеспечения сохранности архивов учреждений православной церкви. На сегодняшний день не существует единых правил формирования архива на уровне приходов, монастырей. Наиболее целостный комплекс документов одного учреждения представляет архив Минского епархиального управления.
1 Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Минск, 1964. С. 7.
2 Шкаровский, М. В . Нацистская Германия и Православная Церковь / М. В. Шкаровский. (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). М., 2002 . С. 417—441.
3 Силова, С. В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) / С. В. Силова. Гродно, 2003. С. 7.
4 Русская православная церковь в Белоруссии в 1941—1944 гг. // Исторический архив. 2004. № 6. С. 101.
5 Зьніч, М. Здрада (як запрадаўся былы беларускі епіскапат маскоўскаму замежжу) / М. Зьніч. 1948. С. 4—5.
6 Касяк, І. З гісторыі праваслаўнай царквы Беларускага народу / І. Касяк. НьюЙорк, 1959. С. 90, 93.
7 Русская православная церковь в Белоруссии… С. 101—103.
8 Раманоўскі В. П. Саўдзельнікі ў злачынствах. Мінск, 1964. С. 115.
9 Зьніч, М. Указ. соч. С. 3.
10 Шкаровский, М. В. Указ. соч. С. 427.
11 Цыпин, В. История Русской Православной Церкви. 1917—1997 / В. Цыпин. М., 1997. С. 288.
12 Якунин, В. Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны / В. Н. Якунин // Преподавание истории в школе. 2002. № 9. С. 18.
13 Силова, С. В. Указ. соч. С. 6, 54—55.
14 Правящие архиереи Минской епархии (1793—2003). Минск, 2003. С. 22.
15 Котов, А. Драма белорусской церкви / А. Котов // Неман. 1997. № 1. С. 162.
16 Силова, С. В. Указ. соч. С. 22, 24.
17 Канфесіі на Беларусі (канец XVIII—XX ст.) / Навук. рэд. У. І. Навіцкі. Мінск, 1998. С. 222—223, 236.
18 Русская православная церковь в Белоруссии… С. 97.
19 Евстафий (Баслык). Записки священника Евстафия. Мінск, 2005. С. 177.
20 Чумаченко, Т. А. Советское государство и Русская православная церковь в 1941—1961 гг. / Т. А. Чумаченко // Религиоведение. 2002. № 1. С. 371.