ВВЕДЕНИЕ
Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте любого человека и остаются при этом мотивом поведения, скрытым от него самого и от неопытного наблюдателя. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.
В настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Актуальность данного исследования определяется необходимостью психологического изучения детско-родительских отношений в современных
условиях развития психики ребенка.
Проблема детско-родительских отношений: их становления, влияния на процесс психического развития ребёнка не нова. В психологической науке данной проблематике посвящено множество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов: положения культурно – исторической теории развития Л.С. Выготского, A.P. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, работы эго-психологов: А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Шпитц, М. Малер, Э. Глоувер, Э. Эриксон и др., теории объектных отношений Д.В. Винникот, М. Кляйн, В. Файрберн, С. Айзекс, Дж. Ривьер, П. Хайманн, теория привязанности Д. Боулби, М. Эйнсворт.
Цель исследования – изучение особенностей формирования психологических защит личности в системе детско-родительских взаимоотношений
Объект исследования – психологические защиты личности.
Предмет исследования – формирование психологических защит личности в системе детско-родительских взаимоотношений
Гипотеза исследования: существует связь между поведением родителей, детско-родительскими отношениями и проявлениями психологических зашит личности.
1 ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие и основные аспекты изучения психологических защит личности
Психологическая защита – система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
− они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
− они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума [8, с. 12].
Понятие "механизм психической защиты" идет от З. Фрейда. Впервые З. Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает ее в работе "Толкование сновидений". 3. Фрейд описал многочисленные механизмы защиты, позволяющие психике поддерживать состояние внутреннего психологического комфорта путем искажения представлений о себе, о своем поведении. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Вначале психологическая защита рассматривалась только как форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами и как механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации. По Фрейду, защитные механизмы врожденные, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта. Основанный З. Фрейдом психоанализ исходит из предпосылки, что все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании. З. Фрейд вносит существенные коррективы в предшествующую концепцию:
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
2.1 Организация и методика исследования
Цель исследования состояла в эмпирическом исследовании особенностей формирования психологических защит личности в системе детско-родительских взаимоотношений.
В ходе теоретического анализа было установлено, что проблема формирования психологических защит личности в системе детско-родительских взаимоотношений является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке, так как если появившаяся в детстве психологическая защита стала привычкой, чертой характера, стереотипной реакцией на какую-либо проблему, то простое осознание не всегда может приводить к ее снятию. В этом случае потребуется длительный и трудный процесс коррекции характера, где большое значение будут играть волевые качества личности.
Исследование проводилось на базе «Ясли-сад № 81 г. Могилева». В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы (10 мальчиков и 10 девочек) (Приложение 1).
Эмпирическое исследование включало несколько этапов.
1. На первом этапе была проведена диагностика психологических защит личности дошкольника.
2. На втором этапе исследования была проведена обработка результатов с помощью методов первичной математической статистики.
3 На 3 этапе результаты анализа и предполагаемая гипотеза были проверены методами математической статистики.
Для исследования психологических защит личности использовалась методика «Человек под дождем».
Методика «Человек под дождем»
Цель исследования: диагностика формирования психологических зашит личности дошкольника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Понятие "механизм психической защиты" впервые рассмотрено З. Фрейдом. В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Это целая система привычных реакций человека, которая помогает устранить, или, если это невозможно, свести к минимуму негативные, травмирующие личность переживания.
Современные исследователи отмечают, что психологическая защита есть система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. В различных психологических исследованиях влияние детско-родительских отношений на формирование механизмов защиты личности рассматривается двояко. Во-первых, психологическая защита может рассматриваться как результат негативного воздействия со стороны родителей. Во-вторых, – как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения.
Оптимальным стилем может считаться безусловное эмоциональное принятие ребенка с разумными, последовательными требованиями к нему. В этом случае ни один из образующихся механизмов защиты не используется сверхинтенсивно.
С целью изучения особенностей формирования психологических защит личности в системе детско-родительских взаимоотношений на базе «Ясли-сад № 81 г. Могилева» было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы (10 мальчиков и 10 девочек).
Для исследования психологических защит личности использовалась методика «Человек под дождем».
Согласно гипотезе настоящего исследования, существуют различия в большинстве случаях обработки данных диагностики формирования психологических защит личности дошкольника.
1. Альбекова, С.Б. Феномен детского отчуждения: анализ причин возникновения и способов проявления / С.Б. Альбекова // Молодежный научный вестник. – 2016. – № 12 (12). – С. 104-107.
2. Банщиков, В.М. Проблемы личности / В.М. Банщиков. – М. : Просвещение, 1970. – 220 с.
3. Бассин, Ф.В. К современному пониманию психической травмы и общих принципов психотерапии / Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова // Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова – М., 1974. – С. 12–24.
4. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / В.Ф. Бассин // Вопросы психологии. – 1969. – № 2. – С. 4–20.
5. Бородина, С.П. Особенности развития агрессивности подростков в контексте тактики семейного воспитания / С.П. Бородина // Развитие человека в современном мире : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 13-21.
6. Ветрова, И. И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) / И.И. Ветрова // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2009. –Т.15, №4.– С. 233-237.
7. Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. – СПб.: КА-РО, 2006. – 304 с.
8. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 352 с.
9. Жихарева, Л.В. Психологические защиты личности в контексте детско-родительской привязанности / Л.В. Жихарева // Научный альманах. – 2015. – № 10-4 (12). – С. 382-385.
10. Зачепицкий, Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты (социально-психологические исследования в неврологии) / Р.А. Зачепицкий. – Л., 1980. – 140 с.
11. Куфтяк, Е.В. Динамика совладания и психологических защит в сиблинговой подсистеме / Е.В. Куфтяк // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2013. –№ 3. – С.150-152.
12. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2012. – Т.5. № 22. – С.3.
13. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты / А.Н. Михайлов, В.С. Роттенберг // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 42–49.
14. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. –Мытищи : Талант, 1996. – 144 с.
15. Субботина, Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : дис. ... д-ра психол. наук / Л.Ю. Субботина. – М., 2006. – 456 с.
16. Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных неврозами и посттравматическими расстройствами / Т.А. Ташлыков. – СПб. : Речь, 1993. – 180 с.
17. Фрейд, А. Защитные механизмы / А. Фрейд // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2003. – С. 339–347.
18. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М. : Просвещение, 1989. – 260 с.
19. Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия : дис. … канд. психол. наук / Е.В. Чумакова. –СПб., 1998. – 200 с.