Введение
В современных экономических условиях для управления предприятием необходима расширенная информация для всестороннего анализа его деятельности. Наличие достаточной и используемой информации о деятельности организации позволит менеджерам принять обоснованные управленческие решения для достижения основной цели деятельности организации – получение прибыли.
Для основного производства необходимо снабжение материалами, полуфабрикатами, энергией различных видов, инструментом, транспортом. Процесс производства продукции на предприятии вне зависимости от формы собственности может осуществляться лишь при условии его бесперебойного технического обслуживания, которое ведется соответствующими вспомогательными службами предприятия: ремонтной, инструментальной, энергетической, транспортной, службы снабжения и сбыта. Обслуживание производства играет важную роль при выпуске продукции высокого качества и с минимальными издержками. В условиях рыночной экономики, усиления конкуренции и стремительного развития научно-технического прогресса результаты деятельности вспомогательных служб предприятия оказывают все возрастающее значение на конечные результаты деятельности предприятия - выпуск продукции высокого качества и получение прибыли.
Наличие ремонтной службы на крупном предприятии является важным и обязательным моментов в деятельности организации, так как невозможно представить производственный процесс без какого-либо вида ремонта.
Для предприятий Республики Беларусь вопрос организации ремонтного хозяйства является актуальным. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
- во-первых, это наличие большого количества предприятий с устаревшим парком технологического оборудования. Это вызывает необходимость наличия на предприятии эффективно действующих служб обслуживания и ремонта оборудования;
- во-вторых, наличие конкуренции. Эффективно работающее предприятие (без поломок и простоев оборудования) способно производить более конкурентоспособную продукцию, чем предприятия-конкуренты.
В связи с этим организация эффективной ремонтной службы на предприятии имеет важное значение.
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования организации работы ремонтного участка на предприятии.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- изучение теоретических аспектов организации работы ремонтной службы на предприятии;
- анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
- анализ организации ремонтной службы на предприятии;
- разработка и расчет экономической эффективности мероприятий по повышению эффективности организации работы ремонтного участка на предприятии.
Объектом исследования является Хлебозавод № 2 КУП «Минскхлебпром».
Предмет исследования – организация работы ремонтной службы Хлебозавода № 2 КУП «Минскхлебпром».
Методологической основой выполнения курсовой работы являются учебные пособия по вопросам организации ремонтных служб предприятия, исследования отечественных и зарубежных ученых в области развития систем управления ремонтом.
В ходе написания курсовой работы использовались статистический метод, метод сравнения, детализации и синтеза, а также логический метод.
Теоретической базой исследования выступили учебники и периодические изданий по теме исследования. Информационной базой для написания курсовой работы послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности, аналитического учета и копии отдельных документов Хлебозавода № 2 за 2013-2015 гг.
1 Теоретические основы организации ремонтной службы предприятия
1.1 Ремонтная служба на предприятии, основные направления организации ремонтной службы на предприятии
Существует два типа производственных процессов: основные типы, основные из которых - производство изделий, являющихся предметом экономической циркуляции, вспомогательных, в результате чего создаются продукты, используемые в основном производстве, и процессы обслуживания, которые предполагают выполнение работ, обеспечивающих бесперебойное управление основным производством [17, с. 233].
Работа по уходу и надзору за оборудованием, его корректировке, ремонту и модернизации связана с процессами обслуживания.
Необходимо определить, что такое ремонт. Ремонт - набор операций для восстановления работоспособности, производительности или ресурсного оборудования или его компонентов.
Наряду с этим понятием используется также понятие «техническое обслуживание» [20, c. 41].
Обычно принято называть техническим обслуживанием комплекс операций для поддержания работоспособности оборудования, когда оно используется по назначению, при ожидании, хранении и транспортировке [20, с. 42].
Для выполнения всех видов работ по организации рационального обслуживания и ремонта оборудования и других видов основных средств на предприятиях создаются ремонтные службы.
Задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение постоянной работы оборудования и его модернизация, производство запасных частей, необходимых для ремонта, повышение операционной культуры рабочего оборудования, улучшение качества ремонта и сокращение расходов на ремонт [20, с. 44].
Основными задачами ремонтного хозяйства являются:
- организация такой системы эксплуатации и ремонта оборудования, которая позволила бы поддерживать оборудование в рабочем состоянии;
- систематическое повышение культуры эксплуатации, ухода и текущего технического обслуживания с целью продления срока службы деталей, увеличения периода между ремонтами машины, сокращения объема ремонтных работ;
- снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ с повышением их качества;
- сертификация, сертификация и модернизация оборудования [17, c. 235].
Функции ремонтной службы предприятия:
- разработка стандартов по уходу, наблюдению, обслуживанию и ремонту оборудования;
- планирование профилактического обслуживания;
- планирование потребности в запасных частях;
- организация планово-предупредительных ремонтов и планово-предупредительного обслуживания, изготовления или закупки и хранения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование комплексных ремонтных работ;
- организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по подготовке и использованию смазочно-охлаждающих жидкостей;
- разработка проектной и технологической документации по ремонту и модернизации оборудования;
- контроль качества ремонта;
- контроль за правилами эксплуатации оборудования и подъемных механизмов [20, c. 46].
Существуют три основных вида организации ремонтного хозяйства на промышленных предприятиях:
- централизованная;
- децентрализованная;
- смешанная [17, c. 236].
Централизованная организация ремонтного хозяйства предусматривает выполнение всех ремонтных работ на заводе силами и средствами отдела главного механика и его ремонтно-механического цеха. Такая организация характерна для предприятий с небольшим количеством оборудования.
Децентрализованная организация ремонтной службы заключается в том, что все виды ремонтных работ - межремонтные услуги, периодический ремонт, в том числе капитальный ремонт - осуществляются под наблюдением механиков цеха так называемыми ремонтными мастерскими. Ремонтные цеха включают в себя комплексные ремонтные бригады. Ремонтно-механический цех, подчиненный главному механику, осуществляет только капитальный ремонт сложных агрегатов. Кроме того, он производит и восстанавливает детали и компоненты оборудования для мастерских ремонтных баз, для производства которых требуется использование оборудования, которое не доступно на ремонтной базе.
Смешанная организация экономики ремонта характеризуется тем, что все виды ремонта, за исключением капитального ремонта, выполняют ремонтные базы цеха, а капитальный ремонт (иногда также средний ремонт крупных объектов) - ремонтно-механический цех [17, с. 238].
Структура ремонтной службы зависит от ряда факторов: типа и объема производства, его технических характеристик, развития сотрудничества при выполнении ремонтных работ, централизации,
В состав полномасштабной ремонтной службы крупного и среднего предприятия входят отдел главного механика, ремонтно-механический цех, ремонтные мастерские, общий заводский склад запасных частей и сборок (рис. 1.1) [20, с. 47].
2 Анализ ремонтной службы на КУП «Минскхлебпром», хлебозавод № 2
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Минскхлебпром», хлебозавод № 2
КУП «Минскхлебпром» – самое крупное на территории Республики Беларусь предприятие хлебопекарной отрасли. В его состав входят шесть хлебозаводов. Среднесуточная мощность производства хлебобулочных изделий - 400 тонн, кондитерских изделий – 20 тонн, более 20 тонн сухарно-бараночной продукции, 15 тонн пряников и печенья.
Хлебозавод №2 образован в 1910 году на базе старой пекарни.
Первым директором предприятия был назначен В. А. Смирнов. Это сравнительно небольшое предприятие за годы своего существования неоднократно претерпевало реконструкции, перестройки, расширения.
В 80-е годы внедрена механизированная линия по производству соломки, завершено строительство склада бестарного хранения муки.
В 90-е годы происходит замена существующих хлебопекарных печей на более современные, смонтирована импортная механизированная тесторазделочная линия по производству сдобных булочек мелкого развеса с начинками, переоборудуется одна из линий по производству соломки для выпуска восточных сладостей, введен в эксплуатацию кондитерский участок по выработке тортов с оригинальной отделкой, проведена реконструкция бытовых и административных помещений, столовой.
Сегодня производственная мощность хлебозавода по выработке хлебобулочных изделий — 41,2 тонны, кондитерских изделий — до 500 кг в сутки. Установлены 4 машины по упаковке продукции в термоусадочную пленку.
Специализируется предприятие на выработке улучшенных сортов хлеба: «Нарочанского», «Минского», «Траецкага». Они пользуются неизменной популярностью и у горожан, и за пределами белорусской столицы, считаются как бы визитной карточкой «Минскхлебпрома». В разработку уникальных технологий внесли свой вклад С. И. Загнетова - начальник ПТЛ завода (до 2011 года) и О. И. Кравченко — инженер-микробиолог.
Только здесь вырабатываются бублики и баранки.
Сегодня на хлебозаводе производится также широкий ассортимент кондитерских изделий: набор пирожных «Лесная сказка», торт «Цудоўны», разнообразные пирожные, белорусские сладости.
На заводе работают медпункт, тренажерный зал. При заводе открыт магазин «Горячий хлеб».
Во главе хлебозавода стоит Святослав Захарович Адиняев. Он закончил Московский технологический институт пищевой промышленности по специальности инженер-механик. Трудовую деятельность начал в качестве мастера ремонтного участка хлебозавода №4, затем работал главным механиком хлебозавода №6, с 1982 по 1984 — начальник мельницы комбината хлебопродуктов. В 1986 году вернулся в объединение и стал директором хлебозавода №2.
3 Пути повышения эффективности организации ремонтного хозяйства на КУП «Минскхлебпром», хлебозавод № 2
3.1 Повышение эффективности планово-предупредительных ремонтов за счет внедрения диагностического оборудования
Одной из наиболее важных проблем ремонта существующего оборудования в промышленности является предоставление технических средств диагностики. В современных диагностических системах механического и электромеханического оборудования абсолютное большинство диагностических задач решаются методами вибрационного мониторинга и диагностики, которые составляют основу любой системы технической диагностики.
При создании нового оборудования многие производители уже много лет комплектуют его с системами мониторинга и диагностики, часто интегрируя их с автоматическими системами управления.
Однако, для Хлебозавода № 2 характерно, что большинством машин и оборудования, используемых на предприятии, давно выработан ресурс, они являются старыми. Принимая во внимание этот факт, системы мониторинга и диагностики белорусского производства начали адаптироваться к работе с таким оборудованием, и основное внимание уделяется глубокой диагностике большинства аварийных объектов путем установки так называемых портативных диагностических систем. Этот факт, а также относительно низкая стоимость переносных систем и повышенная ремонтопригодность реальных стационарных диагностических систем, что позволяет им быстро восстанавливаться после повреждения при ремонте диагностированных машин, позволяют им выиграть конкуренцию. Этому способствуют деятельность отечественных фирм по обучению и поддержке пользователей диагностических систем.
Как правило, многие предприятия начинают внедрять системы мониторинга и диагностики с портативных систем, которые не требуют длительной подготовки специалистов. Такие системы окупаются через 2-3 месяца, особенно в крупном производстве.
Современная система мониторинга и диагностики включает в себя четыре составные части:
- средства измерения и анализа сигналов;
- средства мониторинга;
- средства диагностики;
- средства технического обслуживания.
Такая система может быть приобретена у компании «ВАСТ» (Россия, г. Санкт-Петербург). Коллектив ассоциации предприятий ВАСТ ведет свою историю с 1989 года, когда группа специалистов с 20 летним стажем изучения вибрации выделилась из отраслевой лаборатории Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии, Санкт-Петербург, и в 1990 году образовала первую самостоятельную фирму – МП «Вибротехника».
Заключение
Ремонтное хозяйство – это совокупность общезаводских и цеховых подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по ремонту, уходу и надзору за состоянием оборудования.
Ремонтная служба предприятия является неотъемлемым и необходимым звеном вспомогательного производства на любом предприятии, использующем большой парк оборудования и машин. Ее эффективное функционирование и своевременное выполнение работ обеспечивают бесперебойное функционирование производственного процесса и устойчивое экономическое развитие предприятия в целом.
Проведенный анализ экономического развития предприятия показал, что Хлебозавод № 1 КУП «Минскхлебпром» в 2014-2016 гг. развивался эффективно, о чем свидетельствовали рост выпуска и продаж продукции, повышение эффективности использования основных средств и трудовых ресурсов, а также рост ликвидности и платежеспособности предприятия.
Ремонтная служба Хлебозавода № 2 КУП «Минскхлебпром» представлена ремонтным участком, возглавляемым мастером ремонтного участка.
Численность работников подразделения, включая мастера ремонтного участка, составляет 7 человек.
Основными задачами ремонтного участка является:
обеспечение бесперебойной работы оборудования хлебозавода и содержание его в исправном состоянии;
проведение качественного ремонта оборудования, узлов, деталей, а также техническое, обслуживание.
Проведенный анализ организации ремонтного участка и эффективности его работы на КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод № 2 показал, что с организационной точки зрения ремонтный участок предприятия функционирует в соответствии с утвержденным положением и в линейном подчинении у главного инженера и главного механика предприятия. Однако, оценка производственно-экономической эффективности работы участка показала, что для совершенствования его работы на предприятии необходимо искать резервы повышения уровня автоматизации работы участка и повышения эффективности планово-предупредительных ремонтов. Поэтому далее рассмотрим возможные пути решения сложившихся проблем.
Для повышения эффективности организации работы ремонтного участка хлебозавода были предложены:
мероприятие по совершенствованию предупредительной диагностики и повышения эффективности планово-предупредительных ремонтов – позволит Хлебозаводу № 2 за счет установки диагностического оборудования на производственные линии обеспечить рост эффективности контроля за состоянием оборудования, что обеспечит повышение качества предупреждения об аварийной опасности оборудования. В результате число внеплановых, аварийных ремонтов на предприятии будет сокращено на 75 %, что обеспечит сокращение расходов на ремонт на 198 тыс р.;
внедрение системы автоматизации проектирования ремонтных работ – позволит Хлебозаводу № 2 обеспечить повышение автоматизации выполнения проектных работ и, главное, планово-предупредительных ремонтов, по которым необходимо постоянно составлять проекты и графики проведения ремонтных операций. Произведенные расчеты показали, что внедрение такой системы позволит предприятию обеспечить существенную экономия фонда рабочего времени ремонтной службы предприятия, что позволит хлебозаводу сократить численность работников ремонтного участка на 1 человека. Эконмический эффект, выраженный в снижении затрат предприятия, составит до 9,80 тыс р.
Совокупный экономический эффект для КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод № 2 может составить до 207,8 тыс р.
1. Астафьев, В.Е. Экономика электрического производства, М, «Высшая школа», 2009 – 126 с.
2. Багиев, Г.А. Организация, планирование и управление промышленной энергетикой. М.: Высш. шк., 2008. – 361 с.
3. Банзекуливахо, Ж. М. Экономика предприятия и организация производства: учебно–методический комплекс / Ж. М. Банзекуливахо. – Новополоцк: ПГУ, 2010. – 351 с.
4. Беленький, П.Е. Метод системного анализа в организации производственных процессов / П. Е, Беленький. – М.: Экономика, 1992. – 279 с.
5. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии: учебник / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 415 с.
6. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учеб. пособие / Л. П. Владимирова. – М.: Дашков и К, 2008. – 400 с.
7. Волков, О. И. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 280 с.
8. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 499 с.
9. Голубев, С.Н., Экономика предприятия: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс 2006. – 392 с.
10. Грачева, К.А. Организация и планирование машиностроительного производства. – М.: Высшая школа, 2005. – 341 с.
11. Жданова, Л. А. Организация и управление промышленной фирмой в развитых странах: учебник / Л. А. Жданова. – Москва: Экономика, 2008. – 636 с.
12. Нелипов, Б.Н. Электрическая часть электростанций и подстанций, изд. 4-е, переработанное и дополненное, М, Энергоиздат, 2008. – 253 с.
13. Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие / Н. И Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 516 с.
14. Организация производства на промышленных предприятиях: учеб. пособие / М. П. Переверзев, С. И. Логвинов, С. С. Логвинов. – Москва: Инфра-М, 2010. – 330 с.
15. Организация, планирование и управление производством: учебно–методическое пособие / Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 574 с.
16. Организация, планирование и управление промышленным предприятием учебник / Под ред. С.К. Попова. – М.: ЮНИТИ. 2004. – 458 с.
17. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Е. М. Карпенко, С. Ю. Комков. – Гомель: ГГТУ, 2010. – 519 с.
18. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Э. М. Гайнутдинов, Л. И. Поддерегина. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 319 с.
19. Ребрин, Ю.И. Основы экономики и управления производством: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. – 156 с.
20. Самсонов, В.С. Экономика предприятия энергетического комплекса М.: Высш. шк., 2003. – 254 с.
21. Синягин, Н.И. Система ППР, оборудования и сетей промышленной энергетики, М, Энергия, 2009. – 302 с.
22. Фатхудинов, Р. А. Организация производства: учебник / Р. А. Фатхутдинов. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 544 с.
23. Фатхудинов, Р. А. Производственный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. – Санкт–Петербург: Лидер, 2011. – 494 с.
24. Шепеленко, Г.Н. Экономика, организация и планирование производства на предприятии/ Г. Н. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 466 с.
25. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 600 с.
26. Экономические методы управления развитием предприятия / Л. В. Гринцевич, В. И. Демидов, Т. А. Сахнович. – Минск: БНТУ, 2010. – 475 с.