ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
1.1 Арт-терапия: понятие, основные положения
1.2 Направления арт-терапии
1.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и обработка результатов исследования
2.3 Программа коррекции детских страхов методов изотерапии «Волшебная кисточка»
2.4 Результаты контрольного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Так как ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма, использовали различные виды искусства для лечения души и тела.
В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы. В данный момент эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении достаточно исследовано и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Е. Ю. Рау. Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт. Н. С. Говоров).
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
1.1 Арт-терапия: понятие, основные положения
Популярность арт-терапии создает полярность взглядов: она или панацея, или модное веяние. Однако это ни то, ни другое. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании собственной работы с больными. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского — художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы объединения трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. В ее основе — применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора [5].
Арт-терапия имеет ряд особенностей, описание которым дал А.И.Копытин:
- В процессе изобразительной деятельности в гораздо меньшей степени язык выступает в качестве основного средства общения, поскольку приоритет отдается визуальным образам. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по- новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
- Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл. Поэтому метод арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании: тренер может использовать приемы арт-терапии в работе с беременными женщинами, стариками и т.д. Нет оснований говорить и о наличии каких-
ВЫВОДЫ
Арт-терапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства и др. Арт-терапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.
Арт-терапия является междисциплинарным методом коррекции, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основа – художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» впервые использовалось с 1940 гг. в англоязычных странах для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством, с целью их лечения и реабилитации.
Арт-терапия является такой терапевтической практикой, которая использует возможности изобразительного искусства в сочетании с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента со специалистом и группой. Существуют разные модели и организационные формы арт-терапии, в том числе разные варианты групповой и индивидуальной арт-терапии – динамический, тематический и студийный варианты, каждый из которых имеет свои достоинства и показания к применению. Выбор форм и моделей арт-терапии, применяемых для психокоррекционной работы, обусловлен составом пациентов, общими сроками стационарного лечения, имеющимися материалами и средствами.
Целью индивидуальной и групповой арт-терапии является комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование включало изучения характера нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и её коррекции методами арт-
терапии.
Эмпирическое исследование проблемы включало следующие этапы:
1) Выявление общих тенденций проявления эмоциональной тревожности у детей дошкольного.
2) Изучение специфики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3) Разработка программы коррекции эмоциональной сферы у дошкольников.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 40 г. Гомеля». В эмпирическом исследовании принимало участие две группы детей дошкольного возраста в соответствии с составом групп в дошкольном учреждении: А (19 человек) и Б (20 человек).
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Методика Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен, «Тест на определение тревожности» (Приложение А).
2. Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись».
3. Методика «Ценностные ориентации дошкольников и их формирование в детском коллективе» М.Г Казакиной.
Методика Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен, «Тест на определение тревожности»
Цель: выявить внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям.
Для выполнения теста исследуемому ребенку предлагаются рисунки с изображенными на них ситуациями. Для мальчиков и девочек набор ситуаций различен. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, исследователь к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания.
Инструкция для испытуемого ребенка:
Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арт-терапия является междисциплинарным методом коррекции, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основа – художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» впервые использовалось с 1940 гг. в англоязычных странах для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством, с целью их лечения и реабилитации.
Арт-терапия является такой терапевтической практикой, которая использует возможности изобразительного искусства в сочетании с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента со специалистом и группой. Существуют разные модели и организационные формы арт-терапии, в том числе разные варианты групповой и индивидуальной арт-терапии – динамический, тематический и студийный варианты, каждый из которых имеет свои достоинства и показания к применению. Выбор форм и моделей арт-терапии, применяемых для психокоррекционной работы, обусловлен составом пациентов, общими сроками стационарного лечения, имеющимися материалами и средствами.
Целью индивидуальной и групповой арт-терапии является комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.
Психокоррекционные задачи: устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.
Психопрофилактические задачи:
1. формирование у детей арт-терапевтической программы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к социуму;
2. усвоение опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие этапы, как замысел, воплощение и результат - основы для разных видов деятельности в повседневной жизни.
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы.
1. Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж.Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева. – М. : Академия, 2001. – 248 с.
3. Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2007. – 288 с.
4. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М.Бетенски. - - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.
5. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
6. Вдовенко В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко, Н. Демидюк, В. Кондрашова и др. // Прикладная психология и психоанализ. – 2001. – № 1. – С.51 – 62.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 350с.
8. Ганим, Б. Исцеление через искусство /Б. Ганим. – Минск: Асвета, 2005. – 288с.
9. Грехова, А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе /А.В. Грехова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. – 366с.
10. Гудман, Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
11. Диагностика в арт-терапии // Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2009. – 188с.
12. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
13. Жукова, И. Арт-терапия в детском доме / И. Жукова, О. Шапиро // Школьный психолог приложение к газете "Первое сентября". – 2001. – № 40.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций / / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
15. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст]: пособие / М.В. Киселева СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
16. Колошина, Т.К. Марионетки в психотерапии / Т.К. Колошина. - М.: Гардарика, 2011. – 366с.
17. Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007.
18. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
19. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2006. - 336с.
20. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. - С.-Петербург, Речь, 2002. – 368с.
21. Крамер, Э. Детство и арт-терапия / Э.Крамер. – М.: Педагогика, 1979.
22. Кученко, Т. О детской тревожности /Т. Кученко // Воспитание школьников. 2002. - №5. – С.15 – 23.
23. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
24. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – № 5.
25. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. – М.: Психология, 1984. - С.1, 13-20, 23-28, 35-39.
26. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5. - С. 26-39.
27. Мэй, Р. Проблема тревоги /Р. Мэй. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
28. Олыпанникова, А.Е. К психологической диагностике эмоциональности: проблемы общей, возрастной, педагогической психологии / А.Е.Олыпанникова // Педагогика. - 1988. – №1. – С.32.
29. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с
30. Палмер, Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж.Палмер, Л.Палмер. - М. Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.
31. Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. / Уэлсби К. // Журнал арт-терапии. – 2000. - №2. – С.16-34.
32. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г.М.Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. – 176 с.
33. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л.Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27.