Введение
Тема настоящей работы «Политика белорусизации в БССР: основные направления и результаты». Отечественные Авторы ранее обращали внимание на отдельные аспекты данной темы, в рамках научных публикаций и научно-популярных работ по курсу История Беларуси. Тем не менее, комплексного исследования по данному вопросу нет.
Новизна исследования заключается в обращении к антропологическому направлению истории, связанному с изучением восприятия и представления о народах и странах в определённые исторические эпохи, которое слабо развито в современной белорусской исторической науке. Освещение данного вопроса раскрывает корни многих современных общественно-политических, межнациональных проблем и конфликтов в регионе Восточной Европы.
Актуальность настоящей темы исследования связана с детальным изучением истории процесса белорусизации в Белорусской Советской Социалистической Республике (далее БССР). На современном (постсоветском) этапе изучения истории Беларуси, перед исследователями открылись широкие возможности для объективного пересмотра ряда политизированных моментов в истории белорусских земель. В связи с этим стоит обратить внимание на период вхождения белорусских земель в состав образовавшего в 1922 г. Советского Союза. Особенно актуально обратиться к мнению современных отечественных авторов, имеющих публикации и монографии затрагивающие данную проблематику. Отразить их взгляд на события и явления, происходившие в БССР в 1920-1930-х гг.
Цель: изучить процесс белорусизации его предпосылки, сущность, основные направления и результаты. Так же задействовать имеющиеся публикации и монографические издания по поднятым в работе вопросам.
Среди задач, которые поставлены для достижения данной цели, обозначим следующие:
1. рассмотреть предпосылки процесса белорусизации в БССР.;
2. Раскрыть основные направления политики белорусизации;
3. проанализировать результаты данной политики.
Объектом исследования является политические, этнические и культурно-общественные отношения в БССР, в 1920-1930-е гг. Предмет исследования – политика белорусизации в БССР в указанный период времени.
Предпосылки белорусизации
Советская общественно-политическая система, которая была установлена в БССР, характеризовалась полным контролем государства над всеми сферами жизни общества. Такой системе свойственно наличие всеобщей государственной идеологии, т. е. системы взглядов, при которой провозглашался классовый подход в строительстве нового общественного строя, связанный с теорией об обострении классовой борьбы номере продвижения к социализму.
И.В. Сталин финансировал Всебелорусский съезд. Он считал, что границы Советского государства (которое с декабря 1922 г. называется СССР), очень уязвимы на западном направлении. Политика коренизации, которая провозглашается XII съездом партии весной 1923 г., тесно связана с украинской и белорусской проблемой, потому что польские власти с начала 1920-х гг., определив свои границы и получив весной 1923 г. международное признание со стороны великих держав, проводили политику образовательной колонизации.
У поляков не было достаточно финансовых средств для развития образования, в том числе на других языках, но они сознательно проводили политику либо национальной ассимиляции по Роману Дмовскому, либо государственной ассимиляции, которая стала проводиться после государственного переворота в Польше в мае 1926 г., когда к власти пришел Юзеф Пилсудский, первый маршал Польши.
Поляки в период борьбы за свои границы прикрывали это так называемой федеративной теорией, которую озвучивал Пилсудский, согласно которой триединство древних земель Польши должно было восстановиться, и все живущие там народы должны были получить права.
Но сам Пилсудский уже в 1920 г. жестко формулирует свою позицию, говоря, что никаких уступок «белорусской фикции» он делать не будет. Советская же власть считает, что в условиях, когда Красная армия на этих фронтах эффективно воевать все 1920-е гг. не может, в этих условиях роль штыков исполняет школьный учитель, как это было в Германии при Бисмарке. Соответственно, процессы белорусизации начинаются синхронно с уже известной нам ситуацией с границами и с расширением территории.
Летом 1923 г. принимается принципиальное решение о том, чтобы вернуть из-за границы ведущих представителей белорусской эмиграции, чтобы они тоже поучаствовали в этом процессе культурного строительства. Белорусская эмиграция в результате этих мер оказалась одной из самых «бедных» талантами национальных эмиграций. С другой стороны, поляки эту эмиграцию никак финансово не поддерживали, в отличие от эмиграций большинства народов Российской империи, которые попали в программу «прометеизма», то есть противостояния Советской России с помощью разделения ее по национальным швам.
И.В. Сталин эту политику коренизации применяет в качестве эффективного средства накануне массовой коллективизации сельского хозяйства. Это не только белорусский опыт, но и украинский, и в истории других народов это тоже сыграло свою роль. Крестьяне, получив возможность учиться грамоте на родном языке, не выражали свое недовольство в массовом порядке. Когда в конце 1920-х гг. начинается массовая коллективизация, протесты есть и в белорусской деревне, но они уже никак не связаны с польской линией.
С другой стороны, население Западной Беларуси с интересом смотрит на то, что происходит на советской стороне: идет обучение на их родном языке, за него никто не преследует, растет наука, культура, в 1928 г. появляется Белорусская Академия наук. Белорусы на территории Польши об этом могут только мечтать, потому что сокращается количество белорусских школ, которые появились еще в период германской оккупации (немцы тоже проводили своего рода процессы деполонизации). Образование на белорусском языке на западных белорусских землях свертывается к 1939 г. практически до нуля.
В условиях, когда Советский Союз оставался единственной социалистической страной в мире, проводившей в жизнь индустриализацию и коллективизацию, установился принцип подчинения центральной власти. Органы власти действовали только административно-командными методами управления. С середины 1930-х гг. укреплялся режим личной власти, связанный с возникновением культа личности Сталина. Он означал возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторических событий.
Направления белорусизации
В 1920-х гг. национально-государственное и национально-культурное строительство в БССР рассматривалось в качестве важной составной части ленинского плана осуществления «культурной революции» и имело ряд особенностей. Революционные события 1917 г., гражданская война и иностранные интервенции, процесс формирования белорусской государственности способствовали небывалому подъему национального самосознания народа, росту его стремления к развитию своей культуры и языка, активному участию в создании нового уклада. Именно этот подъем во многом предопределил содержание официальной государственной политики в БССР, получившей название «белорусизация».
В марте 1923 г. на VII съезде (XII партконференции) КП(б)Б создание условий для развития белорусской культуры было провозглашено в качестве одной из целей правящей партии. Данный факт является свидетельством определения белорусизации в Беларуси как стратегического направления развития национальных отношений, а также системы образования и культуры в республике. Уже в июле 1924 г. было принято постановление ЦИК БССР «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», официально провозгласившее белорусизацию в виде комплекса мероприятий политики национально-государственного и национальнокультурного строительства в БССР в 1920-х гг. В соответствии с постановлением была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем.
В качестве основных направлений деятельности Коммунистической партии (большевиков) Беларуси были выделены следующие: создание белорусскоязычных учебных и воспитательных учреждений с обязательным изучением истории, географии, экономики и культуры Беларуси; развитие белорусского языка и расширение сферы его использования; проведение коренизации; создание белорусских воинских формирований.
При проведении политики белорусизации в республике ни в коей мере не допускались ущемления прав и достоинства лиц других национальностей. В 1924 г. государственными языками в БССР были объявлены белорусский, русский, еврейский и польский. В статье 22 Конституции БССР 1927 г. был закреплен статус белорусского языка в качестве основного для государственных, профессиональных и общественных заведений и организаций.
В местах компактного проживания в БССР национальных меньшинств в 1920-х гг. стали создаваться национальные Советы, одной из основных целей которых было максимально полное удовлетворение культурных потребностей национальных меньшинств и сохранение их самобытности. К 1928 г. было создано 55 таких Советов (в том числе еврейских 21, польских 23, немецких 2, латышских 5, русских 2 и др.).
К 1928 г. около 80 % школ было переведено на белорусский язык обучения. В частях Красной Армии, размещавшихся в БССР, также вводился белорусский язык. Языком делопроизводства, которым пользовались служащие государственных органов власти, становился главным образом белорусский. Январский пленум ЦК КП(б)Б 1925 г. обязал все партийные организации приступить к изучению белорусского языка. Провозглашался лозунг «Вся КП(б)Б должна говорить на белорусском языке». Ввиду того что уровень знания белорусского языка у многих управленцев был невысоким, для них создавались специальные курсы по его изучению. Результаты не заставили себя ждать. В 1927 г. уже 80 % работников республиканских и 70% окружных и районных учреждений владели белорусским языком.
Налаживался выпуск белорусскоязычных газет и журналов, учебников и книг. Было открыто издательство «Савецкая Беларусь», Белорусская государственная библиотека. Проводилась политика коренизации политика по выдвижению на ответственную работу в партийные и советские органы власти представителей коренной нации белорусов. К концу 1920-х гг. доля белорусов в административных учреждениях превысила 50 %.
Политика белорусизации содействовала развитию образования и ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Руководителем общества «Долой неграмотность», действовавшего в БССР, был А. Червяков.
Результаты
Период белорусизации оказался очень коротким. В конце 1920-х гг. смена политического курса руководством СССР, связанная с отказом от НЭПа, привела к постепенному прекращению политики белорусизации. Хотя данный процесс приносил положительные результаты. К концу 1928 г. учреждения и управленческие структуры республики, за исключением Гомельщины, были переведены на белорусский язык. Одновременно шел процесс активного выдвижения на руководящую работу лиц коренной национальности. В 1927 г. во всех звеньях управленческого аппарата белорусы составляли 60,4%, евреи, владевшие белорусским языком, 30,6%, русские 4,6%.
При проведении политики белорусизации ни в коей мере не допускались ущемления прав и достоинства лиц других национальностей. В 1924 г. в качестве государственных языков на территории республики были признаны белорусский, русский, еврейский и польский. В местах компактного проживания национальных меньшинств в это же время стали создаваться национальные Советы. Они должны были как можно полнее удовлетворять культурные потребности нацменьшинств, сохранять их самобытность. К 1928 г. было создано 55 таких Советов, в том числе еврейских 21, польских 23, немецких 2, латышских -2 и др.
Развитие архитектуры значительно изменило внешний вид городов. По проектам архитектора И. Лангбарда и с его участием в Минске были построены Дом правительства, Дом Красной Армии, главный корпус Академии наук, Дом Советов в Могилеве.
В области литературы и искусства проводился в жизнь принцип социалистического реализма. Согласно ему советский человек стал показываться как творец и хозяин новой жизни. Отражались преимущественно события строительства нового общества.
Однако политика белорусизации встречала и непонимание. Без должного внимания и даже враждебно в конце 20-х начале 30-х гг. к ней относились первые секретари ЦК КП(Б)Б В. Кнорин и К. Гей. Не одобряли политику белорусизации некоторые видные философы, представители научной, технической и художественной интеллигенции. В значительной мере она была подорвана борьбой с так называемыми нацдемами.
Заключение
Подводя итоги, отметим ряд тенденций, на которые уже указывалось в основной части работы. Политика белорусизации рассматривалась руководством СССР в Москве исключительно как временная мера для удержания белорусских и других этнических территорий в составе СССР. Это можно проследить в содержании статей и монографий. Весь длительный период нахождения белорусских земель в составе Российской империи, выставлялся в советской исторической науке с позиций потрясений и кризисов в отношении белорусских территорий. Процесс оформления самостоятельной белорусской государственности показан как закономерный с позиций восстановления исторической справедливости.
История белорусских земель изучается и освещается в белорусской научной печати. Оформляются соответствующие советские научные организации. Во многом процесс начавшийся в 1920-е гг. белорусизации был подготовлен предшествущим периодом Российской империи где зародилась идея западнорусизма и краёвости.
Концепция западнорусизма предполагала существование белорусской этнической группы, как части триединого русского народа. В то же время изучение истории, этнографии и культуры белорусских земель с позиций западнорусизма обозначило своеобразие белорусского этноса по сравнению с остальными восточнославянскими этносами. Данная концепция чётко прослеживается в статьях российских историков и публицистов второй половины ХІХ – начала XX вв., отражающих историю белорусских земель. На этих же позициях стоял в дореволюционное время и будущий белорусский историк М.В. Довнар-Запольский. В последующем один из проводников белорусизации в исторической науке БССР.
На территории БССР сложилась парадоксальная для Советского Союза ситуация. Местное население изначально не являвшее опорой национально-радикальных элементов, активно восприняло и поддержало проведение белорусизации. Данная политика позволила во многом основной массе населения осознать себя отдельной нацией.